Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины, связанные с родителями




1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неве

ные воспитательные установки и представления. Ш

роко распространена установка на всегда послушнс

ребенка и стремление добиваться постоянного превс

ходства своего ребенка над другими, что приводи:

завышению требований, предъявляемых детям, п

этом недооценивается значение личностных форм (

щения и игровой деятельности в развитии ребенк

Тактика: информирование, просвещение. Но необходи

учитывать, что часто воспитательные установки I

ражают проблемы родителей, их личностные черты

следовательно, необходимо консультирование \

психотерапия родителей.

2. Психологические проблемы самих родителей. Наприм

развод с мужем вызывает у женщины стойкие не тивные чувства к нему и зачастую перенесение сына аналогичных чувств: «Он такой же ленивый его отец...». В качестве самодиагноза женщиной зывается генетическая запрограммированность. Тактика: консультирование родителей, семейная тераг

3. Личностные характеристики родителей. Авторитарно

эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточ зрелость, тревожность и др. часто приводят к о( щениям по поводу проблем у детей. Работают м низмы проекции. Тактика: консультирование и психотерапия родителя.

4. Потребность в рекомендациях по поводу оптимал

нагрузки, режима дня, воспитания приемных д(. и т.п. Тактика: информирование, просвещение.


96

Глава 7

7.3. Школьныепроблемы

Наиболее часто родители излагают свою жалобу-запрос в терминах, которые можно сгруппировать вокруг одной из проблем:

1. Плохая успеваемость. Плохо по всем предметам, пло­
хо с чтением, отставание по математике, и т.п.

2. Индивидуально-личностные качества. Ребенок харак­
теризуется как медлительный, неорганизованный, упря­
мый, необщительный, драчливый, боится опоздать в шко­
лу и т.д.

3. Особенности межличностных отношений ребенка со
сверстниками и взрослыми.
У него (нее) нет друзей, зад­
разнили в школе, бьют в классе, учитель предвзято отно­
сится к ребенку и т.п.

Психолог, к которому обратились за консультацией, в первую очередь должен определить для себя причину об­ращения. Часто в основе школьных неудач может лежать какая-либо форма психогенной школьной дезадаптации. Обычно выделяют четыре таких формы:

Первая — несформированность элементов и навыков учеб­ной деятельности.

Вторая — несформирозанность мотивации учения.

Третья — неспособность произвольной регуляции поведе­ния, внимания, учебной деятельности.

Четвертая — неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Работа по поводу неуспеваемости объединяет методы психодиагностики, консультирования и последующей пси­хокоррекции. Схематично она может строиться следующим образом.

Проверяется, не нарушены ли познавательные процес­сы (интеллект, память, внимание и т.д.).

Проверяется обучаемость (сформированность элементов учебной деятельности и т.п.).


Консультирование по проблемам, связанным с детьми  5

Анализируются особенности учебной мотивации, урс вень притязаний, интересы.

Проверяются учебные навыки (пробы на чтение, пис] мо и т.д.).

Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемост (как ребенок относится к оценкам и т.д.).

Выясняются типичные виды помощи родителей ребе! ку (кто занимается с ним, как много и т.д.).

Важно также выяснить предысторию консультируемо! случая (с чем сами родители связывают неуспеваемост что явилось поводом обращения к психологу, были / случаи обращения к врачу и т.п.).

В случае жалоб к а индивидуально-личностные особе] ности стоит соблюдать несколько правил: психолог-ко] сультант должен наполнить жалобу-запрос конкретны содержанием (какие именно поведенческие ситуации ст ли основой обращения); обеспечить «стереоскопичност взгляда на ситуацию (и взгляды на нее родителей, взгляд психолога, и материалы психодиагностики); в ли бом случае работа психолога состоит не в констатащ (подтверждении) наличия «отрицательного» качества ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психоло родитель), а в выдвижении совместно с родителем гип' тезы об истории его развития и путях последующего пр одоления (или, наоборот, путях принятия этого качест: родителем) (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).

По-видимому, наиболее трудны случаи, когда запр* родителей с самого начала лежит в области межличнос ных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, с ними родителями).

Типичным является запрос о трудностях личных вз имоотношений родителя с ребенком. Один из принцип! работы возрастного психолога-консультанта в подобие ситуации — это принцип отстаивания интересов ребен* В области детско-родительских отношений выделяв обычно три направления работы.












Зак. 715


98


Глава 7


 


 


1. Повышение социально-психологической компетенции
родителей, обучение их навыкам общения, разрешения
конфликтных ситуаций, улучшения стиля родительского
поведения и т.п.

2. Работа с семьей в целом с точки зрения как диагно­
стики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и те­
рапии.

3. Работа преимущественно с ребенком (над коррекци­
ей и развитием различных познавательных процессов, по­
веденческих трудностей, личностных проблем и развитием
личности). Психологам, недостаточно знакомым с постро­
ением конкретных диагностических и коррекционных про­
грамм, рекомендуем посмотреть работы, посвященные дан­
ной теме, а также пройти соответствующее обучение и
стажировку".

 


















Вопросы

1. Какие задачи должен ставить перед собой психолог-
консультант, приступающий к консультированию
родителей по поводу их ребенка?

2. Опишите примерный алгоритм (этапы) беседы с ро­
дителями.

3. Какие причины обращений родителей могут быть свя­
заны непосредственно с детьми-дошкольниками?

4. Назовите типичные причины обращений за консуль­
тацией, связанные с самими родителями.

5. Перечислите основные школьные проблемы и возмож­
ные их причины.

6. Как строится работа психолога-консультанта по по­
воду школьных проблем ребенка?

7. Выделите 3 направления консультирования в области
детско-родительских отношений.

17 Например, в Перми — Центр реабилитации несовершеннолет­них «Дом Надежды».


 

 

Глава 8

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

8.1. Консультирование подростков

Подростковый возраст называют критическим (в ши­роком смысле слова). Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Рез­ко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен как самоубий­ство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благо­даря тому обстоятельству, что сам подросток впервые ста­новится клиентом: он может обратиться в психологичес­кую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей (Консультирование детей..., 1998).

Консультируя подростков, возрастной психолог-кон­сультант исходит, в том числе, из психологических нор­мативных задач возраста. Они противоречивы, и это важ­но учитывать. К этим задачам обычно относят:

— Отделение от родителей и обретение подлинной пси­
хологической независимости.

— Профессиональное самоопределение (получение про­
фессии или выбор направления дальнейшего обучения).














ТОО


Глава 8


Консультирование в подростковом и юношеском возрасте 101


 


— Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффуз-
ности («самоидентификация»).

— Новый виток социализации в среде сверстников, ос­
нованный на установлении более глубоких эмоциональ­
ных отношений.

— Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адапта­
ция к этому новому состоянию (обретение друга противо­
положного пола).

— Попытки осознания своего предназначения, экзис­
тенциальный анализ своей судьбы.

Говоря более коротко, психологические задачи подрост­ка связаны прежде всего с самоопределением в трех сфе­рах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной (Перри, 1995).

Центральное новообразование раннего юношеского воз­раста — это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (де­вушки) занять внутреннюю позицию взрослого челове­ка, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое мес­то и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в обще­нии, постоянная готовность к контактам, потребность по­лучить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

- взаимоотношений в группе сверстников;

- взаимоотношений с лицами противоположного пола;

- взаимоотношений с родителями;
-взаимоотношений с учителями;
-вопросов осознания собственной личности;
-трудностей в учебе;

- а также содержать просьбу помочь найти выход в ка­
кой-либо затруднительной ситуации.

Опыт консультирования родителей и подростков пока­зывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в


ситуации консультирования, инициатива которого исхо­дит от их родителей, чувствуют себя «не у дел». Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность вы­полнения ими психодиагностических процедур оставляв! желать лучшего.

Как правило, на первичный прием приглашается роди­тель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, само­диагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, при­дет ли сам подросток, что они скажут по поводу обраще­ния.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы

/ вариант. Оба родителя и подросток идут на консульта­цию. Родители говорят о трудности понимания взрос­леющего ребенка. Здесь можно проводить совместное се­мейное консультирование.

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.

В консультацию обратились родители в связи с наруше­ниями в поведении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, з больнице поставлен диагноз — шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, — «снимите диагноз». В до­верительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, не­уважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух пси­хологов, постоянно поддерживающих доброжелательную ат­мосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консуль­тантам необходимо было следить за равными эмоциональны­ми вкладами каждого из участников в общий процесс и, змпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейной скульптуры»18, где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также пси­ходраматические игры с обменом ролями, позволяющие по­чувствовать себя на месте другого человека и отреагировать

18 По нашему мнению, это даже выходит за рамки консультиро вания. И еще раз говорит о прозрачности границ между консульти рованием и терапией.


76*2

Глава 8

собственные обиды. В результате работы родители смогли убе­диться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше на­зывалось ими ненормальным — агрессия, нежелание общать­ся — оказалось обычной защитной реакцией человека подро­сткового возраста на давление родителей... (Ремшмидт, 1994).

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но ос-

новная проблема заключается не в их взаимоотношени­ях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подрос­ток — для консультирования и диагностики. Задачи кон­сультанта — выяснить, насколько обоснованы жалобы и принять решение о том, какая требуется работа (на­пример, группа общения, индивидуальное консульти­рование или психотерапия). Родители могут быть при­влечены для работы в параллельной родительской груп­пе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

3 вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим пред­логом, например якобы для помощи в выборе про­фессии. То есть родителю трудно честно сказать под­ростку, зачем он должен консультироваться. Наблю­дается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переори­ентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консуль­тирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

4 вариант. Родитель проецирует на ребенка только соб-

ственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, не­обходима работа с родителем.

5 вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким пред­логом. Он воспринимает как преследователей родителей


Консультирование в подростковом и юношеском возрасте 1С

и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важн понять, что лежит в основе (возможно, снова речь дол» на идти прежде всего о проблемах самого родителя — суг ружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ре бенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схе ме: а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» по,п ростка, всячески его обвиняя. Консультант ему сочуг ствует; б) наконец, высказавшись, клиент обращаете за советом: «Что же делать?». Консультант может отве тить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начинг ется этап совместного анализа поведения родителей, и целей и способов достижения воспитательного эффект (могут быть использованы психотерапевтические при емы: например, гештальтистский «пустой стул»); в) н заключительном этапе происходит «вскрытие» чувст клиента, возникших во время консультирования. Чере несколько встреч у клиента, как правило, наступае осознание некоторых собственных проблем, он начине ет искать их причины. Параллельно меняются и отнс шения с подростком. Они становятся менее импульсиЕ ными и жесткими.

6 вариант. Без предварительной беседы клиент приходит н прием вместе с подростком, Консультант должен быстр оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера: Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в ка­бинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на ли­цах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе.

Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что де­вочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное вы­ражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой, При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз (Ремшмидт, 1994).

Может быть использована парадоксальная техника «от сыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен ра


•104

Глава 8

ботать с подростком. Нередко в таких случаях у подро­стка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты дол­жны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога под­линна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научить­ся видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психо­логическую поддержку, которая отсутствует или приня­ла искаженные формы в реальных жизненных отношени­ях, — психолог-консультант принимает на себя роль по­средника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, переда­ется близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, спо­собствуя развитию навыков общения, приемов саморегу­ляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсул ьтация'9.

В основе работы с юношами и девушками должны ле­жать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с це­лью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диа­лог, который рассматривается как важнейший фактор раз­вития (Рабочая книга..., 1991). Необходимо затем переве­сти его в диалог внешний.

19 См. главу 11


Консультирование в подростковом и юношеском возрасте 1




















Подростковые и молодежные










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...