Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Действия по отношению к суицидальному клиенту. Общие принципы интервенции
Следующие принципы предлагаются зарубежными службами не только консультантам, но и не профессиональным помощникам. Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству: — Не отталкивайте его, если он решил разделить с — Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете су — Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантиро — Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите — Сохраняйте спокойствие и не осуждайте. — Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколь 6 Здесь мы снова встречаемся с неоднозначностью действий консультанта в плане его активности. В приводимой рекомендации Мет-Р° Крайсис Лайн явно просматривается установка на спасение помимо воли клиента. Глава Суицид как проявление кризиса 31
мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознавания проблемы. — Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. — Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой — Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что — Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не — Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризис — Помогите найти людей или места, которые могли, — Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чув-] Отчасти обобщая сказанное выше, можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддержи-] вать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между клиентом и консультантом. Мы считаем, что при подходе, ориентированном на экзистенциально-гуманис-] тическую парадигму, на оставление за человеком права жить или умереть это является самым главным, а можея быть даже единственным из того, что должен делать и чег1 может добиться психолог-консультант. Если же кризисная служба выбирает для себя модели активного спасения, поддержание контакта дает персон 7 Скорее можно было бы сказать, что клиента можно аккуратней подводить к каким-то шагам, отличным от совершения самоубий ства. Для начала просто к иного рода, активности. Например, позво! нить тому, с кем он (она) оказались в ссоре и т.п. Причем никаыя действия клиенту не навязываются и лучше, если он сам придет какому-либо варианту. налу возможность «выудить» как можно больше информации, которая может помочь идентифицировать говорящего или его местонахождение; дает время для прослеживания звонка, если есть такие возможности, или позволяет связаться с родственниками (если личность звонящего установлена). По нашему мнению, такие действия могут быть оправданными, если клиент уже неадекватен, например, в случае текущего суицида, он принял дозу таблеток и начинает умирать прямо у вас «на глазах». Либо клиент сам ведет речь о том, что ему необходима врачебная или иная прямая помощь. Установки нашего центра, как правило, не предполагают прямой помощи клиенту, например, срочного выезда к нему домой. По нашему мнению, в данном случае консультант легко может стать жертвой манипуляции и отправиться на свидание, например, с сексуально озабоченным клиентом (клиенткой), не имея при этом ни средств передвижения, ни охраны. К тому же, стоит вспомнить о том, что помимо психологических существуют службы, гораздо более приспособленные для прямых активных действий «за человека», оказавшегося в беде. Я имею в виду старую добрую «скорую помощь» и Службу спасения. В любом случае необходима тщательная фиксация разговора с клиентом, так как при летальном исходе теоретически не исключено и судебное разбирательство, когда клиент-психотик в последнем порыве пишет о вас записку типа: «В моей смерти прошу винить...». Возможен и вариант установления телефонного номера, по которому клиент звонил непосредственно перед самоубийством, — тогда жалобу могут подать родственники или к вам обратятся следственные органы. Не дай бог, конечно, но стоит помнить о том, что такое возможно. Еще раз повторю, что суицид тема непростая, вызывающая у консультанта самые разнообразные чувства и реакции, о которых мы поговорим в конце этой главы. Кроме достаточно простых рекомендаций по беседе с суицидальным клиентом, приведенных выше, многие за-РУбежные кризисные службы разработали целые стратегии, 32 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 33
направленные на снижение риска суицида при общении с клиентом лицом к лицу. Приведем некоторые из них. Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте клиенту высказаться, не прерывайте его. Для того, чтобы удержать его на проводе и не оборвать ту ниточку, которая еще связывает его с жизнью, необходимо принять злость и мани-1 пулятивные действия с его стороны. Гарантия. Если клиент заявляет, что никто не в состоянии помочь ему, вам необходимо снова и снова заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора. Подкрепление позитивных настроений. Если абонент мянул о каких-либо своих позитивных действиях или окрыленных надеждой мыслях, помогите ему осознать их* (например, если он говорит о том, что собирался убить| себя, но сначала решил позвонить вам — усильте этот по-| зитивный момент, скажите, что рады, что он поступил именно так). Предоставьте альтернативный способ выражения чувству Эта стратегия предполагает помощь в идентификации по! ступков, которые клиент мог бы совершить вместо по-| пытки самоубийства. Признание страданий. Вербально подтвердить пониманий того, что угроза (или попытка) суицида демонстрирует; страдания этого человека, можно следующим образом: 1)\ серьезно отнестись к его заботам и сложившейся ситуации; 2) объяснить, что нет нужды совершать это действие для того, чтобы доказать существующее положение; и 3) по-] пробовать альтернативные варианты. Например: «Тот факту что вы позвонили мне и обсуждаете тему самоубийства, ясно говорит, что вам плохо и вам нужна помощь. Теперь, когда я все это знаю, нет нужды причинять себе вред,; давайте лучше обсудим, как вам помочь». Обсуждение условий «Контракта о несовершении само\ убийства». «Я никогда не убью себя, случайно или умыян ленно, вне зависимости от того, что произойдет» (см. Клиническая психиатрия, 1989). Если человек сможет уве-1 ренно сделать подобное заявление — риск совершения суицида уменьшится. Однако, если он (она) 1) отказывает- ся заключить контракт; 2) находится под влиянием наркотического или алкогольного опьянения; или 3) изменяет некоторым образом условия контракта, то степень риска самоубийства этого человека повышена. Например, клиент может оспорить условие «никогда» и ввести временное ограничение. Если это произойдет, попытайтесь уговорить его вступить с вами в контакт до того, как будет исчерпан этот лимит времени. Например, если он утверждает, что не убьет себя сегодня вечером, попытайтесь уговорить его позвонить вам до наступления утра. Если он не соглашается, то попробуйте договориться о том, чтобы он позвонил, пока еще способен контролировать свои суицидальные импульсы. Исследование летальности. Определяющие факторы были приведены выше. Беседуя, но ни в коем случае не оценивая, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности. Для того чтобы выяснить, собирается или нет индивид совершить самоубийство, готов ли у него план, имеется ли доступ к материалам и пр., лучше всего задавать вопросы напрямую. Такая стратегия дает понять клиенту, что вы слушаете то, что он говорит, вы заинтересованы в нем и поможете предотвратить самоубийство. Затем вы можете попытаться склонить индивида к установлению временного ограничения путем заключения, как указано выше, «контракта о несовершении самоубийства» (Руководство по телефонному консультированию, 1996). В отечественной суицидологии также предложен ряд стратегий и приемов. Структурирование ситуации. Осуществляется с помощью соответствующих вопросов. В сознании клиента формируется объективная и последовательная картина психо-травмирующей ситуации в ее развитии. Поиск источника эмоций. Обратившемуся предлагается Установить непосредственные причины своего эмоциональ-°го состояния («Что именно в этой ситуации так вас ранит?»). Этот прием помогает осознать связь между поступ-ами значимого другого и собственными эмоциями. Преодоление исключительности ситуации. Используется в случае, когда клиент считает, что критическая ситуация (изме- 2' Зак. 715 34 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 35
на супруга, распад семьи и т.п.) складывается только у него в силу личностных недостатков и ошибочных действий. Психолог-консультант может тактично подвести клиента к мысли, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто. Однако А. Г. Амбрумова подчеркивает, что этим приемом следует пользоваться очень осторожно, так как он может нарушить общение, если клиент вместо поддержки услышит заявление типа: «Ваша ситуация банальна». Снятие остроты ситуации. Клиенты часто считают, что, критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях консультант подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и принятие решения. Терапия успехами и достижениями. Особенно эффективна для людей неуверенных в себе, застенчивых, с низ-, кой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент может сообщить и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог-консультант тактично подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе, как личности, способной к преодолению трудностей. Этот прием напоминает подкрепление позитивных настроений, предложенное Фредериком (см.: Руководство по телефонному консультированию, 1996) и описанное нами выше. Планирование. Психолог-консультант побуждает клиен-] та к вербальному оформлению планов предстоящей дея-1 тельности (отличной от суицида, «замещающей суицид») (Амбрумова, Полеев, 1980). Помимо полезных приемов и стратегий существуют м вредные, которых следует избегать. К ним относятся: Прямые вопросы об идентичности и местонахождению клиента при телефонном звонке. Они могут быть интер-| претированы как попытка «схватить» его. Противопоставления. Человек на другом конце про-] вода максимально контролирует ваши слова. Не конф-1 ронтируйте, не спорьте. Очень важно удержать клиента! на линии, подкрепить его веру в то, что он контроли-1 рует принятие решений, и помочь ему сделать другой] выбор, нежели суицид. Враждебность, сарказм, излишняя заботливость или индифферентность. Кук отмечает, что часто слышал истории о том, как некто подталкивал потенциального самоубийцу: «Ну, что ж, вперед, убивай себя, раз решил», — и что после этого человек отказывался от самоубийства. Это неумная, неэффективная и непригодная для профессионала стратегия. Ведь о неудачном ее применении сообщить уже некому (см.: Руководство по телефонному консультированию, 1996). В заключение хочется сказать, что знание конкретных приемов и стратегий, выученных консультантом или применяемых «по бумажке», лежащей на столе рядом с телефонным аппаратом, вряд ли поможет само по себе. Во-первых, работают скорее не конкретные приемы, а общее понимание и навыки ведения консультативного процесса: от установления контакта, через принятие и предоставление возможности выговориться — к эмоциональному от-реагированию, возможным инсаитам и решениям изменить ситуацию способом, отличным от суицида. Во-вторых, приемы должны быть отработаны и интериоризированы в ткань консультативной беседы. В-третьих, и это, возможно, самое главное, психолог-консультант должен быть личност-но готов к встрече с суицидальным клиентом.
Поддержка консультанта Представим себе, что на кризисной линии зазвонил телефон, вы берете трубку и — «О, боже... суицидальный клиент». Реакция скорее обычная, чем патологическая или подчеркивающая вашу глубокую неготовность и некомпетентность. Кризисными службами замечено, что общие реакции персонала на звонки8 с угрозой суицида включают: Беспокойство, связанное с чувством безнадежности или неспособности помочь предотвратить самоубийство. Бес- Я думаю, что реакция на очноеобращение суицидального кли-та сх°дна, а возможно еще и более обострена, по крайней мере на первом этапе. 36 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 37
покомство растет, если абонент вешает трубку и(или) неизвестен результат разговора. Страх сделать ошибку, которая может привести к смерти (ранению) клиента. Ошибочными могут быть либо ваши действия (сказали что-то не так), либо оплошность (забыли задать вопрос или сказать что-либо уместное). Чувство вины, связанное с неудавшейся попыткой удовлетворить потребности клиента (например, если человек не согласен с условиями контракта, не ищет профессиональной помощи, если неизвестен результат или если самоубийство все же произошло). Консультанту необходимо запомнить, что истинное внимание к человеку может быть передано интонациями, слушанием, вопросами, предложением подходящих альтернатив и доверием на протяжении всей беседы. Однако окончательное решение и способность контролировать это решение остаются за абонентом. Консультант может вмешаться и быть успешен только в том случае, если клиент восприимчив к сотрудничеству. Кризисными службами также разработаны некоторые стратегии, направленные на преодоление беспокойства или! негативных чувств, связанных с суицидальными звонками. В них входит: — Групповая поддержка (например, команда единомыш — Совместное рассмотрение конкретных случаев. Необ — Осведомленность всех сотрудников о стрессе, пере Конечно, представленный перечень всего лишь каркас, на который каждый консультант сможет нанизать свое умение управлять суицидальными звонками. Умение приходит с опытом, иногда и горьким. Однако мало кто из хирургов бросает свою работу после неудачной операции и смерти больного. Психологи-консультанты, работая с суицидальными клиентами, также подходят к границам жизни и смерти и должны соотнести свои мотивы, возможности и способности с этой работой. Вопросы 1. Какие факторы суицидального риска имеют, на ваш 2. В чем заключаются основные задачи консультанта при 3. На какие «ключи» может ориентироваться психолог- 4. Вспомните несколько общих принципов кризисной 5. Что на ваш взгляд является главным во взаимодей 6. Назовите типичные «нормальные» реакции персонала 7. Что вы можете сделать для коллеги, оказавшемся в Консультирование при переживании горя 39
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ (ПОТЕРИ, УТРАТЫ) 3.1.Критические периоды времени. Симптомы горя Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической (см.: Изард, 1999). Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе— процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, по-| средством которого человек восстанавливается после ощутимой потери (Руководство по телефонному консультиро-] ванию, 1996). Изард также пишет: «Горе, способствуя укреплению социальных связей и групповой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмоций, горе заразительно; именно благодаря своей заразительности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату... горе имеет чрезвычайно важное значение и для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему "сжиться" с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя — это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии» (Изард, 1999). Хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс, в котором выделяют следующие критические периоды времени: Первые 48 часов. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы. Эмоционально это иногда выражается в страхе потерять членов семьи и друзей (возможно также силен страх потери самого себя и в физическом, и в психическом смысле). Первая неделя. Необходимость проведения похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Оно может сопровождаться ощущением «упадка» и эмоционального и (или) физического истощения. 2—5 недель. Здесь преобладает чувство покинутости как семьей, так и друзьями, вернувшимися к своим повседневным заботам после похорон. Что касается работы (службы), то начальство ожидает в этот период, что человек, перенесший тяжелую утрату, вполне справился со своими переживаниями и может, как и прежде, выполнять свою работу. Последствия шока все еще сильны, но могут появляться ощущения, что все не так плохо и жизнь продолжается. 6—12 недель. На этой стадии снимаются все последствия шока и осознается реальность потери. Спектр переживаемых в это время эмоций достаточно широк; человек чувствует утрату и плохо контролирует себя. Вот некоторые из переживаний данного периода: Сильное изменение сна. Панический страх, часто паранойя. Изменения аппетита, сопровождающиеся значительными потерей или приобретением веса. Приступы необъяснимого плача. Усталость и общая слабость. Мышечный тремор. Резкие смены настроения. Неспособность сосредоточиться и (или) вспомнить что-либо. Изменения сексуальной потребности (активности).
40 Глава 3 \ Консультирование при переживании горя 41
Недостаточная мотивация. Физические симптомы страдания. Повышенная необходимость говорить об умершем. Сильное желание уединиться. 3—4 месяца. Начинается цикл «хороших и плохих дней». Повышается раздражимость и снижается терпимость в отношении фрустрации. Не исключаются вербальное и физическое выражение гнева, ощущение эмоциональной регрессии, рост соматических жалоб, особенно инфекционного и простудного характера, из-за подавленности иммунной системы. 6 месяцев. С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. Годовщины, дни рождений, праздники особенно| тягостны, они вновь несут с собой депрессию. 12 месяцев. Первая годовщина смерти может быть либо! травмирующей, либо переломной, в зависимости от последствий пережитых за год страданий. 18—24 месяца. Это время «рассасывания». Боль потери| становится терпимей и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. Здесь происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осоз-навание того, что поскольку этого человека забыть не-1 возможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Именно в этот период времени исчезают из словарного запаса слова «тяжелая утрата» и «горе»; жизнь берет свое (Руководство по телефонному консультированию, 1996). Конечно, описанные периоды времени, как и стадии переживаемого несчастья, не догма, они могут меняться! Временные промежутки, ощущения, эмоции переживаю-! щих горе иногда могут возвращаться на стадию первых часов, а затем перепрыгивать обратно в реальность. Это! нормально и ожидаемо. Предложенный зарубежными кри-| зисными службами «календарь» —- всего лишь справочник,! и именно так и должен рассматриваться. Психологу-консультанту стоит знать типичные, так на-' зываемые нормальные проявления горя и симптомы пато-1 логические, аномальные. Если с первыми нужно и можно работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой, а в худшем случае и психиатрической помощи. К типичным симптомам горя обычно относятся следующие проявления: Нарушение сна. Анорексия или потеря (приобретение) веса. Раздражительность. Сложности с концентрацией внимания. Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д. Подавленность. Апатия и отчуждение; стремление к уединению. Плач. Самобичевание. Суицидальные мысли. Соматические симптомы. Чувство усталости. Применение медикаментов — снотворных и (или) успокоительных. Галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. Нетипичные, патологические симптомы включают: Затянувшееся переживание горя (несколько лет). Задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2 и более недель). Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания. Появление болезней психосоматического характера — таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т.д. Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал Умерший. Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты. Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах. 42 Глава Консультирование при переживании горя
Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть, п-ол-1 яое изменение стиля жизни. Устойчивая нехватка инициативы или побуждений.; неподвижность. Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоциональ-но чувствовать. Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов. Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность. Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о II желании со всем покончить (Руководство по телефонному II консультированию, 1996). При особенно сильных переживаниях горе может даже стать причиной болезни и смерти скорбящего человека. Рядом с горем часто идет депрессия, на которой мы специально остановимся в следующей главе. 3.2. Консультативная помощь Консультативная помощь строится прежде всего на принципах, предложенных в экзистенциально-гуманистической психотерапии. Зарубежные психологические (кризисные) службы вы-1 делили некоторые клише, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе; «На все воля Божья». Не настолько всеведущ человек, чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком утешительно. «Мне знакомы ваши чувства». Каждый человек уника- | лен, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы] не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пе- I режить его чувства. «Уже прошло три недели с его (ее) смерти. Вы еще не\ успокоились?». Не существует лимита времени, отпущен- ] ного страданию. Принято считать, что переживание го{ может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя ^ исключены отклонения и в ту, и в другую сторону. «Благодарите Бога, что у вас есть еще дети (ребенок) Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело п< реносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к о< тавшимся детям, а просто отражает потерю того конкре' ного взаимоотношения9. «Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущ* на земле, включая и этого конкретного человека, не сто! хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог * заботится о страданиях, которые причиняет близким. «Он (она) прожил долгую и честную жизнь, и вот пр<. бил его час». Не существует времени, подходящего дл того, чтобы умереть. Сколько бы лет ни прожил челе век, смерть — это всегда горе. Несмотря на то, что смер! часто несет с собой избавление от страданий, физичес ких или душевных, близкие люди переживают это та* же сильно. «Мне очень жаль». Это очень распространенная автомг тическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы прс сим прощения за то, что жизнь закончена, что люди ш реживают горе, за то, что нам напомнили о том, что вс мы смертны. Однако от человека, переживающего утра! близкого, эти слова требуют ответа, который прозвуча бы неуместно. Что может он сказать в ответ — «благодг рю», «все в порядке», «понимаю»? В этой ситуации не адекватного ответа, и когда человек снова и снова ель: шит подобные соболезнования, эти слова быстро станс вятся пустыми и бессмысленными. «Позвоните мне, если что-то понадобится». Если м: выбираем этот вариант, то должны быть готовы ответш на телефонный звонок в любое время дня и ночи. Неспра ведливо сделать такое заявление, а затем посчитать неуме стным звонок, прозвучавший в 3 часа утра. Страдания н 9 В нашей практике встречался случай, когда женщина продси Жала тяжело переживать боль утраты ребенка, уже будучи беремен* ДРУГИМ.
44 Глава 3 Консулътирование при переживании горя 45
регулируются боем настенных часов, и часто самое тяжелое время — между полуночью и шестью утра. Весь мир спит; не спят лишь скорбь и горе. «Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др. ...» Страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам (Руководство по телефонному консультированию, 1996), Различными консультативными службами также отмечено, что желания клиентов, переживающих горе, и соответствующая помощь им, как правило, касается следующих тем: «Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни — все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока те не перестанут пугать их и не оставят их в покое, и тогда они смогут оплакивать свою потерю. «Спросите меня о нем (ней)». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он (она) был похож?», «Есть ли у вас фотография?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это только некоторые из вопросов, задав которые, мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни, «Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Нет большего подарка, который мы можем сделать убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение — это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холод- ная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку, что не мешает нам по меньшей мере предложить ее. «Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине. Для «выздоровления» от горя приемлемы также следующие рекомендации: 1. Примите свое горе. Примите с готовностью телесные и эмоциональные последствия смерти любимого человека. Скорбь является ценой, которую вы платите за любовь. На принятие может уйти много времени, но будьте настойчивы в стараниях. 2. Проявляйте свои чувства. Не скрывайте отчаяния. Плачьте, если хочется; смейтесь, если можете. Не игнорируйте своих эмоциональных потребностей. 3. Следите за своим здоровьем. По возможности, хорошо питайтесь, ибо ваше тело после истощающего переживания горя нуждается в подкреплении. Депрессия может уменьшиться при соответствующей подвижности. 4. Уравновесьте работу и отдых. Пройдите медицинское обследование и расскажите врачу о пережитой потере. Вы и так достаточно пострадали.
Глава 3 I Консультирование при переживании горя
Не причиняйте еще больший вред себе и окружающим, пренебрегая здоровьем. 5. Проявите к себе терпение. Вашему уму, телу и душе потребуется время и усилия для восстановления после перенесенной трагедии. 6. Поделитесь болью утраты с друзьями. Став на путь молчания, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства, и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество. 7. Посетите людей, находящихся в горе. Знания о сходных переживаниях других могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам их поддержку и дружбу. 8. Можно искать утешения в религии. Даже если вы спрашиваете с укором: «Как Бог мог допустить это?» — скорбь является духовным поиском. Ре- •• лигия может стать вам опорой в переживании горя. 9. Помогайте другим. Направляя усилия на помощь другим людям, вы учитесь лучше относиться к ним, поворачиваясь лицом к реальности, становитесь более независимыми и, живя в настоящем, отходите от прошлого. 10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите Начните с малого — справьтесь с повседневными домашними делами. Это поможет вам восстановить чувство уверенности, однако воздержитесь от немедленных решений продать дом или поменять работу. 11. Примите решение вновь начать жизнь. Восстановление не наступает в течение одной ночи. Держитесь за надежду и продолжайте стараться адаптироваться вновь (см.: Хрестоматия по суицидологии, 1996). Психолог-консультант, естественно, не выступает лишь в качестве транслятора вышеперечисленных или подобных рекомендаций. Скорее кх стоит знать для того, чтобы раз- Глава 4 КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ДЕПРЕССИЯ, СТРАХ, ТРЕВОГА) В практике консультативных служб встречается целый ряд клиентов, состояние и запрос которых связаны с эмоциональными проблемами. Однако в большинстве случаев, хотя человек испытывает интенсивные эмоции, например чувство обиды, вины или страха, консультирование направлено не столько на соответствующую эмоцию, сколько на причины, обстоятельства, приведшие к ней. При этом не стоит забывать о том, что отсутствие эмоциональной проработки на первом этапе, неприятие чувств клиента могут сделать нежизнеспособным весь процесс консультирования, В данной главе мы обратимся к иным случаям, когда именно эмоция становится ведущей проблемой — к депрессивным и фобическим состояниям. Здесь, пожалуй, как никогда остро встает вопрос о проведении границы между грубой патологией эмоций и нормальными проявлениями эмоций и чувств, неизбежных в жизни человека. К сожалению, вопрос о точном разграничении нормы и патологии во многих случаях решается трудно или совсем не решается. Тем не менее психологу-консультанту стоит знать о некоторых состояниях, в которых вряд ли можно эффективно помочь, используя консультативные приемы и методы. В иных случаях можно даже повредить клиенту, особенно неумелыми действиями. В отечественной психиатрии принято выделять следующие нарушения эмоций и чувств. Консультативная работа и эмоциональные проблемы 49 — Патологическое усиление: эйфория и депрессия. — Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, — Нарушение подвижности: слабодушие (недержание — Нарушение адекватности: неадекватность, амбивален Мы не ставим себе задачу рассмотреть все виды эмоциональных нарушений. Остановимся лишь на некоторых из них — тех, которые, на наш взгляд, чаще могут встретиться в консультативной практике. Для клиентов, обращающихся в психологические (кризисные) службы, достаточно характерно снижение настроения, появление чувства собственной малоценности, бесперспективности жизни, снижение тонуса, пессимизм, су-, ицидальные мысли и т.п. Именно такие симптомы характеризуют любые депрессивные состояния. Впсихиатрии депрессии принято делить на психотические и непсихотические. К психотическим относят те депрессии, при которых угнетение настроения сочетается с бредовыми идеями самоуничижения, самообвинения, греховности, отношения, преследования, с галлюцинаторными переживаниями, витальной тоской, отсутствием критики-и суицидальными действиями. При непсихотической депрессии обычно наблюдается критическая оценка своего состояния и ситуации, сохранены психологически понятные связи с внешними и внутренними обстоятельствами, аффект (Консультирование детей..,, 1998). В этом разделе речь пойдет о депрессии, связанной с внешними событиями и, естественно непсихотической. Причем мы не делаем акцента на специфическом медицинском лечении депрессии. 10 Дисфория — состояние гневливости с агрессивными тенденциями па фоне пониженного настроения; дистимия — кратковременное расстройство настроения депрессивно-тревожного характера, сопровождающееся гневливостью, недовольством, раздражительностью
Глава 4 Зарубежные кризисные службы часто рассматривают уединенность и депрессию как две стороны одной медали. Обычно одна сопровождает другую, определение и интервенция обеих почти идентичны. Еще раз остановимся на симптомах непсихотической депрессии. К ним относятся: Медленная речь; небольшое разнообразие аффектов. Использование слов и фраз наподобие «все плохо» и «усталость». Пессимизм. Чувство вины и низкая самооценка. Ощущение неадекватности («Я не могу»). Нарушения сна. Недоедание, потеря веса. Низкая мотивация, апатия, вялость. Потеря интереса к активной жизни, друзьям, семье. Низкая энергетика — быстро наступающая усталость. Тихий голос, слабые эмоции. Потеря памяти, слабая концентрация внимания. Телесные жалобы. Чувство неприятия. Изменение привычек. Очень важно понять, что каждый из выше названных симптомов будет иметь в каждом конкретном случае свой смысл, например «нарушение сна» может означать для одного — уснуть на полчаса позже обычного, а для другого — три бессонные ночи подряд. Кризисные службы рекомендуют своим сотрудникам такие основные действия с одинокими и депрессивными людьми: Поскольку они часто имеют низкую самооценку и чувствуют себя отвергнутыми, вам необходимо относиться к ним уважительно и почтительно, чтобы не заставлять их лишний раз переживать подобные чувства. Улучшение их самочувствия к концу разговора не является вашей задачей. Приоритетны три основные цели: 1. Связать их чувства с причиной. Консультативная работа и эмоциональные проблемы 2. Объяснить клиенту, что именно поддерживает е 3. Ставить небольшую, достижимую цель. В оценку каждого случая на предмет одиночества и де рессии входит определение следующих ориентиров: Ведет ли человек себя опрометчиво? Имели ли место в недавнем прошлом события, кот рые углубили депрессию? Насколько тяжела депрессия? (тяжесть симптомов) Прогрессирует клиент или нет? Какие выгоды видит клиент в одиночестве? Присутствуют ли паттерны (модели поведения): 1. Одиночество—депрессия—одиночество. 2. Злоупотребление (например, алкоголем)—депресси 3. Нереальные ожидания—депрессия из-за неуспешно 4. Неиспользование систем поддержки—одиночество К приемам интервенции при непсихотической депресс, можно отнести: Рефлексивное слушание, оценка (это поможет клие: там почувствовать, что их принимают, поможет связа чувства с причинами). Указание образцов поведения. Например, обучение, о нованное на подкреплении (скажем, вопрос: «Что меша вам сделать то, что действительно вам поможет?»). Попытка поставить перед клиентом одну маленьк} цель. Это должна быть небольшая и достижимая цель, идеале — нечто такое, что слегка нарушит депрессивнь паттерн, например: Позвонить старому другу, который может оказать по держку. Назначить встречу. Выйти вечером из дому. Нанять для ребенка няню. Точнее было бы сказать — не объяснить, а помочь понять.
Глава 4 Не пить сегодня вечером и т.п. (Руководство по телефонному консультированию, 1996). Особо выделяют также симптомы хронической депрессии. Для нее характерны: — Стагнация, высказывания типа: «Я прервал все от — Человек может считать, что другие (включая вас) ] Интервенция должна воодушевлять, придавать силы, делать больший акцент на плане действия, не поощрять беспомощность — то есть одобрять чувства, но не укреплять мнение клиента, что другие делают слишком мало. К медицинской помощи следует обращаться, если есть следующие признаки: — Экстремальные симптомы (например, суицидальные попытки). — Долгая история депрессивного состояния. — Очень низкая самооценка. — Стагнация. Психологи-консультанты не должны давать медицинских советов. Если у клиента есть вопросы медицинского характера, стоит переадресовать его в соответствующую службу. Еще одной проблемной сферой, достаточно часто встречающейся в практике психологических (особенно кризисных) служб, являются состояния страха и тревоги. Подверженность реакциям страха зависит от пола, возраста, индивидуальных особенностей, социально приобретенной устойчивости и социальной установки личности, сходного соматического и нервно-психического состояния, а также индивидуальной значимости и степени угрозы биологическому и социальному благополучию. В психиатрии предложены различные классификации страха и тревоги, обобщенные X. Христозовым в 1980 году (см.: Клиническая психиатрия, 1989). Выделяют следующие виды страха: Консультативная работа и эмоциональные проблемы 53 По форме и оттенкам проявления: страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия); соответствующий и несоответствующий степени опасности; адекватный и неадекватный. По степени выраженности: испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека); боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности — «безумный страх»). По форме проявления: страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга); реальный (опасность исходит из окружающего мира); моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений). По виду: осознаваемый генерализованный; осознаваемый локализованный; неосознаваемый генерализованный; скрытый локализованный страх. По этапам развития выделяют нерешительность, неуверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас. Страх и тревогу подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное — чувство опасности; интеллектуальное — неуверенность; волевое — нерешительность. X. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха: а} навязчивый, или фобия (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознаванием абсурдности самого страха); б) ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без кри-
Глава 4 тического отношения); в) психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидными переживаниями или как диффузный страх) (Клиническая психиатрия, 1989). Консультативная тактика включает в себя приемы активного слушания, направленные на принятие человека и его чувств, создание возможности выговориться, разделить с кем-то страх и тревогу, а после эмоциональной проработки — интеллектуально овладеть ситуацией и, возможно, найти поведенческие варианты выхода из нее. Например, в нашей практике встречался страх заражения венерическим заболеванием, причем клиентка, испытывавшая значительную тревогу и страх, не знала четко симптоматики заболеваний, их причин, не решалась на разрешение травмирующей ситуации путем откровенного разговора с половым партнером и обращения за помощью к специалистам-медикам. После соответствующей консультативной работы психологически трудная сторона ситуации была разрешена. В случае установления явно патологического характера страха необходима помощь клинического психотерапевта или психиатра. Вопросы 1.Чем отличаются психотические и непсихотические депрессии? 2. Перечислите основные симптомы непсихотической 3. Какие цели являются приоритетными в работе с деп 4. В каких случаях все-таки стоит склонить клиента к 5. Какие формы страха можно отнести к патологи 6. В чем заключается тактика консультанта в работе с Глава 5 БОЛЕЗНЬ, УМИРАНИЕ, СМЕРТЬ И ДРУГИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ Отчасти вопросы, связанные со смертью, уже поднимались нами в главе, посвященной переживанию горя, утраты. Однако вопросы смерти и психологических состояний, связанных с ней, несколько шире. Они касаются не только переживаний людей, уже понесших утрату, но и переживаний самого умирающего и тех, кто находится рядом с умирающим. Зачастую умирающие становятся теперь клиентами не только медиков, но и психологов, поэтому знание их психологических реакций приобретает все большую важность для профессионалов сферы психического здоровья. Динамика психологических реакций умирающего.Все психологические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти (часто в результате неизлечимой болезни), можно подразделить на ряд этапов. Наиболее известна в этом плане схема Элизабет Кюблер-Росс. Она описала следующие пять этапов психологических реакций умирающих: 1. Фазаотрицания болезни (анозогаозическая)— больной отказывается принять свою болезнь. «Нет, не я!», — самая обычная реакция вначале на объявление смертельного диагноза. Вероятно, целесообразно молчаливо согласиться с больным. Особенно это касается лиц, осуществляющих уход за больным, и родственников. В зависимости от того, насколько человек может взять события под свой контроль и насколько сильно поддерживают его окружающие, он преодолевает эту стадию тяжелее или легче. По мнению М. Хегарти, эта начальная стадия является нормальной и конструктивной, если она не затягивается и не 56 Глава 5 Болезнь, умирание, смерть... 57
мешает терапии. Если времени оказывается достаточно, то большинство больных успевают сформировать психологическую защиту. 2. Фаза протеста (дисфорическая) — вытекает из воп 3. Фаза «торга» (аутосуггестивная) — происходит рез 4. Фаза депрессии — больной с течением времени не Депрессия у больных может протекать по-разному. Иногда это основное печальное настроение усугубляется реактивными моментами, связанными с потерей частей тела или функций, важных для целостного образа «Я». Это может произойти вследствие хирургических операций. Другой тип депрессии, наблюдаемый у умирающих больных, понимается как преждевременное оплакивание потери семьи, друзей и самой жизни. Это по сути тяжелое переживание потери собственного будущего и признак начальной стадии следующей фазы — принятия смерти. Последняя группа больных особенно трудна для всех, кто соприкасается с ними. У окружающих они вызывают чувство тревоги и беспокойства, душевного дискомфорта. Любые попытки ободрить больного или поддержать его шуткой, бодрым тоном воспринимаются как нелепые в этой ситуации. Больной замыкается в себе, ему хочется плакать при мысли о тех, кого он вынужден вскоре оставить. В этот период вольно или невольно все те, кто окружает больного, начинают избегать с ним общения. Это касается как родственников, так и медицинского персонала. При этом, особенно у родственников, возникает чувство вины за свое поведение и даже порой невольные мысленные пожелания умирающему более быстрой и легкой смерти. Даже родители больных детей не являются исключением в этой закономерности. Такое отчуждение может показаться окружающим бессердечным родительским безразличием к ребенку. Но родственники и медицинский персонал должны понимать, что эти чувства нормальны и представляют действие естественных механизмов психологической защиты. Врачу и психологу (в том числе и психологу-консультанту) следует помочь ухаживающим за больным преодолеть эти чувства и попросить их продолжить эмоциональную поддержку умирающего. Именно в этот период больной больше всего нуждается в душевном комфорте и теплоте. Даже чье-то молчаливое присутствие в палате у постели умирающего может оказаться полезнее, чем какие-то слова. Краткое объятие, похлопывание по плечу, пожатие рук скажет ему о том, что о нем заботятся и понимают. Здесь всегда необходимо участие родственников и выполнение, по возможности, любых желаний больного, хоть как-то направленных к жизни и деятельности. 5. Фаза принятия смерти (апатическая) — это примирение с судьбой, больной смиренно ждет своего конца. Измученный болезнью, он желает лишь отдохнуть и уснуть. Это уже прощание, конец жизненного пути. Бывает, 58 Глава 5 Болезнь, умирание, смерть... 59
правда, и так, что больной, приняв факт своей неизбежной кончины и смирившись с судьбой, вдруг вновь все отрицает на какое-то время, строя при этом радужные планы на будущее. Эта амбивалентность поведения и отношения к смерти понятна, так как агония — это одновременно и борьба за жизнь и отмирание. В этой фазе надо создавать уверенность у больного в том, что он не останется наедине со своей смертью (контекст — «Я вас не оставлю»). В зависимости от своего духовного потенциала врач на этой стадии может привлечь на помощь религию (Сидоров, Парняков, 2000), Характер и широта работы с умирающим от неизлечимой болезни или от старости зависят от физического состояния и особенностей его личности, а также от эмоциональной настроенности, мировоззрения и прочих обстоятельств. По нашим наблюдениям, фазы, описанные Кюблер-Росс, могут и не выделяться четко или проходить очень быстро и незаметно для окружающих. Мы также наблюдали реакции практически полного «выпадения» умирающих из реальности. Последнее может быть обусловлено как действием механизмов психологической защиты, так и нарастающей интоксикацией, угасанием физиологических функций. Кроме того, часть больных в терминальной стадии находятся под почти' непрерывным действием обезболивающих средств, прежде всего наркотиков. Соответственно, некоторые люди могут умереть, практически не осознав факт смерти. И здесь психологам и психотерапевтам достается работа лишь с убитыми неожиданным горем родственниками. В современной медицинской литературе говорится о том, что главной психологической мишенью, на которую нацелены психокоррекционные (психотерапевтические) воздействия, является страх человека перед установлением врачами «смертельного» диагноза (рак, СПИД), перед мучительными болями, а также страх самой смерти (Сидоров, Парняков, 2000). И хотя эта тематика несколько выходит за рамки консультативной психологии и больше относится, например, к деятельности психолога хосписа, тем не ме- нее в консультативной практике также встречаются обращения как самих больных, так и их родственников. Именно поэтому общая готовность к помощи таким клиентам должна присутствовать в работе психолога-консультанта. Готовность эту создает, во-первых, собственная проработанность темы смерти, отношение к смерти собственной, которая часто может быть достигнута только в психотерапевтической группе, поднимающей экзистенциальные вопросы. Во-вторых, помогают знания о процессе умирания и смерти, а также о формах помощи таким клиентам. «Правдивость» у постели больного есть всеобщая тенденция современности, и это касается не только врачей, но и родственников больных и всех тех, кто занимается уходом. В то же время следует учитывать динамику психологических реакций у терминальных больных, описанную Кюблер-Росс. Например, если у больного выражена реакция отрицания и он не желает знать о смертельных болезнях, то и навязывать ему правду не следует (Сидоров, Парняков, 2000). Собственно в работе психолога важным остается гуманистическое правило нахождения рядом с человеком, помощь в проживании им травматической ситуации. Например, телефонный консультант, которому звонит терминальный больной, не должен теряться и отвергать чувства умирающего человека, не должен усиливать страх собственной включенностью в него и реакцией заражения. Консультант принимает человека вместе со всеми его чувствами и состоянием, разделяет душевную боль, благодаря эмпа-тической поддержке. Что касается техник, то они известны и, на наш взгляд, не представляют собой ничего специфичного. Это хорошо описанные в различных руководствах приемы активного слушания (Кочюнас, 1999). Психолог-консультант также может столкнуться с установками клиента и ценностными ориентациями, которые для него как для представителя научной школы являются неприемлемыми. Например, терминальный больной, в прошлом атеист вдруг начинает верить в Бога или обращается к различного рода магическим ритуалам, парапсихологии и т.п. В этих случаях считается, что не следует препятство- 60 Глава 5
Болезнь, умирание, смерть... 61
вать возможной личностной трансформации больного в направлении «третьей действительности», то есть иррациональности, религии и т.д. Часто именно иррациональность, вера в «жизнь после смерти» помогает больному справиться с печалью и овладевающим чувством одиночества. Большое значение имеет привлечение родственников к эмоциональной поддержке больного. При этом учитывается индивидуальная система семьи и семейных отношений. Однако считается, что стоит избегать слишком большого информирования семьи о состоянии больного с одновременной недостаточностью предоставления информации самому больному. Желательно, чтобы больной и родственники находились примерно на одинаковом уровне владения информацией о болезни — это способствует большей консолидации семьи, мобилизации резервов семейной группы, содействию проработки семейной скорби у больного и членов семьи (Сидоров, Парняков, 2000). Если вы убедились, что действительно имеете дело с обреченным, медленно умирающим и страдающим человеком, то родственникам можно рекомендовать и обращение в хоспис. Хосписная служба обычно ориентирована на помощь инкурабельным онкологическим больным и их родственникам. Программа действий в хосписе рассчитана в первую очередь на паллиативный уход за больными (т.е. уход, приносящий временное облегчение, но не излечивающий болезнь, поскольку это уже невозможно), обезболивание, оказание психологической поддержки им и их семье. Как правило, хоспис имеет в своем составе стационар и выездную службу, осуществляющую патронаж больных (Сидоров, Парняков, 2000). Это дает возможность не оставлять людей наедине с их проблемами, проявлять к ним участие и оказывать реальную помощь. К сожалению, число хосписов в нашей стране пока очень ограничено. Часть из них работают как общественные, благотворительные организации. Болезнь и возможная смерть часто «подталкивают», дают повод для обращения и к другим экзистенциальным вопросам — о свободе, ответственности, смысле жизни. Одним из центральных является вопрос о смысле жизни. Клиенты могут задавать его себе в периоды возрастных кризисов в 30—40 лет или в другие моменты жизни, подводящие человека к этому. Такой вопрос может быть задан и консультанту. При этом не надо мучиться в поисках ответа и впадать во фрустрацию. Однозначного ответа на него просто нет. Виктор Франкл писал: «Ни один психиатр и ни один психотерапевт ...не может указать больному в чем заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании... В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, — также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой» (Франкл, 1990). То есть, в таких ситуациях психолог-консультант идет рядом с клиентом, с его переживаниями, внутренним миром, исследует вместе с ним то, что привело к задаванию самому себе экзистенциальных вопросов, и возможно они придут вместе к ответам, уникальным для этого человека. Вопросы \. Перечислите 5 этапов психологических реакций умирающих. 2. В чем заключается основная задача психолога-консуль 3. К каким экзистенциальным вопросам могут обращать- ся клиенты психологических служб? Насильники, жертвы, со-жертвы 63
Глава 6 НАСИЛЬНИКИ, ЖЕРТВЫ, СО-ЖЕРТВЫ 6.1. Насилие. Классификация видов и форм В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространенной является классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие. Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие. Помощь женщинам, пережившим какой-либо из видов насилия, может осуществляться как в специализированных учреждениях (например, кризисных центрах), так и в организациях медицинского или психологического характера, осуществляющих консультативную и психотерапевтическую помощь по любым другим проблемам. Принципы оказания помощи жертвам насилия строятся на общей базе психолого-психотерапевтических методов. При этом такая помощь имеет свою специфику. 6.2. Консультирование жертв сексуального насилия По социологическим данным, сексуальное насилие является одной из наиболее серьезных социальных проблем. Советская уголовная статистика свидетельствовала, что 30% |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |