Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Принципы обновления содержания образования.




Прочитайте выдержки из статьи Э.Д.Днепрова «Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования» (полностью статья опубликована в журнале «Вопросы образования», №3 от 2004) и ответьте на вопросы:

1) Какие проблемы должна решать модернизация содержания, и согласны ли Вы с их интерпретацией?

2) В чем автор видит принципиальные новации стандарта по отношению к существующей школьной практике?

3) Оцените реалистичность достижения заявленных целей посредством изменения содержания образования.

Любая реформа образования — это, прежде всего, реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменения, мало того, что недостаточны — они в определенной мере даже опасны.

Всесторонний пересмотр и кардинальное обновление содержания образования — извечная, масштабная педагогическая проблема, которая всегда встает перед школой (и общеобразовательной, и профессиональной) в периоды крупных цивилизационных и социальных сдвигов. Россия вновь в своем пока еще не преодоленном «догоняющем развитии» сталкивается со сменой эпох. Она с большим запозданием делает шаг из индустриальной в постиндустриальную эпоху. Шаг, который развитые страны сделали, по меньшей мере, четверть века назад.

Красноречивым свидетельством того, что нынешнее содержание школьного образования и неусвояемо в принципе, и не нужно для жизни, стал опрос, организованный в 2000 году Общественным институтом развития школы среди 100 директоров и учителей санкт-петербургских школ. Опрос был проведен по экзаменационным билетам девяти школьных предметов, всего было отобрано 90 вопросов. Результат: «Ни один из участников опроса не был готов ответить полностью или частично на все вопросы из предложенного списка. Полностью или частично большинство респондентов готовы были ответить лишь на 40 или менее вопросов». Примерно столько же по официальным признаниям, как мы видели, не усваивают и сами школьники. Каковы же последствия нынешнего состояния содержания школьного образования?

2. Жесточайшая перегрузка учащихся. Длительное время мы шли и до сих пор идем по пути экстенсивного наращивания содержания школьного образования. Только за последние десять лет нагрузка школьников возросла в полтора раза, а число учебных предметов увеличилось на треть. Нельзя вместе с тем не отметить и другой важнейший социально-охранительный смысл перегрузки. Учебная перегрузка школьников — один из способов их унификации, обезличивания, выравнивания под школьным прессом.

3. Разрушение здоровья детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей». За годы обучения в школе, в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза — число нарушений психического здоровья детей. В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%».

4. Социальная ложь и развращающее влияние школы. Сегодня ситуация в школьном образовании откровенно лживая, или, говоря мягче, имитационная. Дети делают вид, что учатся, учителя — что учат, управленцы — что управляют. И это имеет разлагающие последствия не только в образовательном, но и в социальном плане. «Если 60–80% детей,— отмечал известный директор одной из московских школ А.А. Пинский,— годами занимаются тем, что им не нужно и непосильно, а потом должны делать вид, что они это знают, сдают,— это развращающе действует на одно поколение за другим».

5. Торможение развития школы. Если говорить честно, то «торможение» — это еще очень мягкое слово. Нынешнее содержание школьного образования попросту парализует развитие школы, превращает любые прогрессивные начинания в профанацию. «Знаниевая педагогика» душит, вытесняет «педагогику развития».

6. Катастрофический отрыв школы от жизни. Наша школа отвернулась от жизни и потому стала и бессильной, и во многом бесполезной. В педагогической печати многократно подчеркивалось, что «школа сегодня катастрофически оторвана от жизни». Иными словами, система образования работает не на общество, а «воспроизводит сама себя, делая не только невозможной свою приоритетность в общественной и государственной жизни, но, наоборот, закрепляя свою отсталость.

Образование может работать либо на воспроизводство, либо на развитие общества. Но сегодня оно не способно работать на развитие. В этом плане вопрос о состоянии нынешнего содержания школьного образования давно уже перешел из педагогической в социальную плоскость. В фундамент разработки нового стандарта общего образования должны быть положены десять базовых принципов, составивших в совокупности принципиально новые концептуальные основания построения образовательного стандарта. Именно эти основания позволили сделать кардинальный шаг на пути превращения стандарта из механизма консервации содержания школьного образования в механизм обновления, развития этого содержания.

В ядре этой модернизации лежат три капитальные новации. Первая новация – кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта. Стандарт предстает теперь как инструмент реформирования и развития, а не консервации образования. Вторая новация, неразрывно связанная с первой, состояла в том, что качественно новый подход к подготовке стандарта потребовал проведения первого с 1930-х годов генерального, системного, целенаправленного пересмотра всего содержания школьного образования. То есть первого всестороннего его пересмотра за две цивилизационные эпохи: с момента перехода от аграрного к индустриальному обществу до вхождения из индустриальной в постиндустриальную эпоху. Третья новация –введение профильного обучения на старшей ступени школы. Это коренным образом меняет традиционный облик нашего общего среднего образования в соответствии с новым образовательным постулатом XXI века: не «учить всех всему» как было заведено от Коменского в XVII веке, а «учить каждого по его способностям и потребностям».

Это впервые делает образование в его сущности подлинно вариативным, дифференцированным, личностно-ориентированным.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...