Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.Теоретические основы процесса обучения




Вопросы к обсуждению:

1. Цели и задачи педагогического процесса. Дерево целей.

2. Таксономийный подход в обучении.

3. Факторы обучения: дидактические причины и факторы, факторный анализ в дидактике, комплексное влияние факторов, кривые обучения.

4. Мотивация учения. Мотивы – движущие силы познания. Изучение и формирование мотивов, стимулирование учения.

Задание. Проблемы целеполагания в педагогике.

Прочитайте высказывания о педагогических целях и приведите аргументы как в поддержку каждого из высказанных мнений, так и отвергающие их (аргументы «за» и «против»). Каковы соотношение между этими точками зрения: согласие, дополнение, противоречие:

1) «Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя, стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный образ» (Соловейчик С.Л.).

2) «В специальных педагогических контекстах, — недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели» (Макаренко А.С.).

3) «Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создаёт ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития»(Сериков В.В.).

 

Задание. Цели и содержание профессионального образования

Цель работы: приобрести опыт проектирования содержания образования в соответствии с поставленными целями.

Инструкция: в учебной программе «Педагогическая теория и образовательная практика», реализующейся в магистратуре психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (направление 030300 – «Психология», автор учебной программы – д.п.н., профессор Бордовская Н.В.), заявлено несколько задач этого курса. Обсудите, какие содержательные элементы (факты, понятия, категории, законы, принципы и пр.) должны быть изучены для того, чтобы выпускник приобрел соответствующие способности и умения (компетенции). По результатам изучения, сопоставьте каждой педагогической цели – критерии и показатели ее достижения:

· Раскрыть сущность педагогических категорий и понятий, характеризующих систему образования;

· Раскрыть общее и особенное в системе профессионального образования современного человека в России и за рубежом;

· Обеспечить усвоение теоретических основ преподавательской деятельности и ее специфику в образовательных учреждениях разного уровня;

· Привить студентам навыки научного анализа педагогической действительности и ее результатов, практики педагогического общения и решения педагогических различных ситуаций;

· Способствовать развитию творческого потенциала студентов в процессе освоения данного курса посредством специально разработанной системы заданий;

· Содействовать становлению личностно- профессиональной позиции в отношении проблем и способов их решения в образовании.

 

Задание. Проектирование педагогических целей

Цель работы: приобретение опыта проектирования критериев достижения профессионально-ориентированных педагогических целей

Инструкция: в задании приведены основные требования к уровню освоения программы «Педагогическая теория и образовательная практика». Сопоставьте каждому требованию – соответствующие критерии, виды и формы деятельности, которые свидетельствуют о достижении результата.

1) способность свободно ориентироваться в теоретических позициях ученых при объяснении свойств и тенденций развития современной образовательной практики;

2) способность опираться на различные модели и стили обучения, воспитания или образования в анализе деятельности отдельных педагогов, педагогических коллективов или образовательного учреждения в целом;

3) способность искать и находить оптимальные, научно-обоснованные варианты решения конкретных практических задач по проблемам соблюдения (невыполнения) педагогических закономерностей в образовании.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Тема 3.Обучение в целостном педагогическом процессе

Вопросы к обсуждению:

1. Обучение как способ организации педагогического процесса.

2. Обучение как объект дидактики, его характеристики и особенности.

3. Методологические основы обучения.

4. Функции процесса обучения: обучающая, воспитательная, развивающая.

5. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.

6. Логика процесса обучения.

7. Взаимосвязь существующих структур процесса обучения (процессуальной и внешней).

Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте на вопросы.

Опираясь на ленинское положение о единстве диалектики, логики и теории познания, советские дидакты показали, что процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях.

Диалектический путь познания истины, объективной реальности, по словам В. И. Ленина, идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...». В процессе живого созерцания, т. е. посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности, возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах. Эти представления создают основу для обобщений. Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, усвоить понятия, суждения, умозаключения, установить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, т. е. вывести определенные законы и закономерности. При этом происходит восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному и от абстрактного к мысленно-конкретному.

Все эти положения ленинской теории отражения имеют прямое отношение и к учебному познанию, в котором живое созерцание, абстрактное мышление и практика сочетаются, хотя, разумеется, и не обязательно следуют в строго однозначной последовательности, так как последняя определяется спецификой задач, содержания учебного материала и возможностями учеников. В ходе учения происходят обобщения, анализируются связи и усваиваются открытые в науке законы и закономерности. (Ю. К. Бабанский).

· В чем взаимосвязь основных этапов научного и учебного познания?

· В какой степени применимы к современному процессу обучения положения ленинской теории отражения?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...