Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9.




Тема 3.Обучение в целостном педагогическом процессе

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие «педагогическая технология».

2. Специфика технологического подхода в образовании.

3. Классификация современных педагогических технологий.

4. Педагогические технологии сотрудничества.

5. Развивающие технологии обучения.

6. Проектные технологии обучения.

7. Коммуникативные технологии обучения.

8. Технологии педагогических измерений.

9. Что представляют собой педагогические технологии в отношении к целям педагогического процесса и его содержанию? Проведите логический анализ соотношений между этими ключевыми понятиями. Какие виды и типы педагогических технологий вам известны?

10.  Как вы понимаете выражение «технологизация образовательного процесса»? В чем причины и следствия этой тенденции?

11.  Что общего и чем различаются отдельные технологии, созданные в рамках «педагогики сотрудничества» учителями-новаторами (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Ильин Е.Н., Лысенкова С.Н. Шаталов В.Ф. и др.)?

12. Какие из этих технологий кажутся вам предпочтительными для преподавания профильного предмета? Какие из них вы бы хотели освоить и применять в своей будущей педагогической практике?

13.  Каковы основные средства и способы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса? В чем их общность и в чем различие? Какие проблемы и успехи индивидуализации образования в современных условиях?

14. В чем заключаются основные здоровьесберегающие технологии обучения? Какими средствами они пользуются?

15.  Какие технологии мониторинга учебных достижений вам известны? Каковы их преимущества и недостатки? Обсудите приобретенный вами опыт оценивания по различным системам – какие проблемы вы в нем видите?

 

Проектные задания

Задание №1. Конспектирование урока.

Воспользуйтесь открытыми и бесплатными видеозаписями уроков, выложенных в сети Интернет. Для этого в службе www.youtube.com введите поисковый запрос «Конкурс «Учитель года»» либо «Конкурс «Педагог года»» (можно также использовать запросы «Золотые уроки России», «Лучшие уроки» и др.).

Законспектируйте (запишите) один из понравившихся Вам уроков. Перед началом урока зарисуйте расположение учащихся в классе, записи на доске, оцените степень готовности учащихся к уроку.

Для облегчения записи урока, можно разделить лист бумаги на четыре столбца. В первом (узком) столбце записывайте момент начала соответствующего фрагмента (этапа) урока.

Во втором столбце фиксируйте то оборудование (включая рисунки и записи на доске), которое в данный момент используется.

В третьем столбце записывайте общий смысл высказываний учителя и его местоположение в классе.

В четвертом – ответы учащихся и особенности их деятельности.

Можете воспользоваться системой условных обозначений: например, постановку вопроса обозначать «?», ответ – «!», высказывание с опорой на письменный текст - *, высказывание без опоры на письменный текст - **.

Одновременно можно использовать и начальные буквы: «И» - имитация деятельности, «А» - аудирование, слушание учителя, «Д» - самостоятельная деятельность, «ИД» - исследовательская деятельность.

Сопоставьте в парах записи – обратите внимание на те фрагменты или ситуации, описание которых в наибольшей степени разнится. Как вы думаете, чем могут быть вызваны эти различия? Попытайтесь предсказать, каковы характерологические и личностные особенности педагога, что является для него принципиальным, а что нет, как строятся его отношения с учащимися, коллегами, членами семьи.

 

Задание №2. Анализ урока.

Просмотрите еще раз видеозапись урока вместе с Вашим конспектом урока и проанализируйте увиденный урок по следующим критериям:

1. Анализ целей урока (оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся; учет при определении целей урока его места в деятельности учащихся; постановка учебных задач перед классом, целенаправленность его деятельности на уроке).

2. Анализ содержания урока (в том числе, наличие психолого-педагогической концепции (идеи, модели урока); полнота и четкость определения понятий; наличие взаимосвязей между концептуальным ядром урока и всеми его элементами; современность и оригинальность содержания урока; актуализация практической деятельности учащихся; выбор и применение учителем разнообразных источников получения учениками знаний; межпредметные связи).

3. Анализ методики проведения урока (соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные моменты и неудачи в работе учителя; развитие познавательной активности учащихся, наличие элементов исследовательской деятельности; воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке; формы и методы проверки знаний учащихся, их соответствие требованиям современного урока; объективность и эффективность оценки знаний, умений и навыков школьников; характер тренировочных упражнений, их вариативность; методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения; повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным; приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников на уроке; закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.; содержание, дозировка и методика домашнего задания, индивидуализация и дифференциация домашнего задания).

4. Психологический анализ урока (эффективность приемов организации внимания и восприятия на уроке; наличие приемов активизации познавательной и критически-рефлексивной деятельности учащихся; наличие упражнений на развитие устной и письменной речи учащихся; развитие творческого воображения учащихся; оптимальность организации запоминания материала; влияние урока на формирование и развитие личностных качеств учащихся; психологическая атмосфера урока).

5. Общие выводы и предложения по повышению эффективности технологии (в том числе, общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности; достижение цели урока; краткая характеристика основных достоинств и недостатков; предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков; рекомендации учителю по совершенствованию планирования).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...