Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравните формулировки и попытайтесь выделить различия в интерпретации и тенденции развития представлений о принципе.
Я.А.Коменский: «Все из собственных корней.Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня. От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей. Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны. Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами». А.Дистервег: «Обучай природосообразно!..Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известный способ обучения, метод и т.п. является природосообразным, то этим уже доказана его правильность. Что, напротив, приходится признать противоречащим природе ребенка и противоестественным, то, безусловно, непригодно. Поэтому как для врача, так и для воспитателя самое важное — узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить ее свойствам, особенностям и стремлениям. Можно противиться ее велениям, пересекать в некоторых случаях отчасти или целиком ее стремления; можно приказать им исчезнуть, но все это бесполезно. Природа не любит насмешек; время возмездия неминуемо наступит. Ничего не оставляет она неотомщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло. Поэтому прислушивайся и внимай голосу природы, следуй точно по указанному ею пути. Лишь в союзе с ней можно достигнуть счастья и осчастливить других. Природа правдива. Она не создает в ребенке отравляющего жизнь недоверия, это результат искаженных влияний». Е.В.Бондаревская: «Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде его обитания и развития. Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития. Принцип природосообразности предписывает учитывать в воспитании половозрастные особенности детей, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть. Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к флоре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни». Задание. Анализируем педагогические ситуации и определяем, какие принципы и правила лежат в основе поведения учителя и учащихся в данных конкретных случаях.
Ситуация 1. Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко. Вопросы и задания 1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? 2. Какие установки дает педагог? 3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
Ситуация 2. Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы, и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив. — Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте. — Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе. Вопросы и задания 1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель? 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
Ситуация 3. Угрызения совести от поступка. — Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама. —Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. — Девочки, — слышу, говорит кто-то, — вы бы уступили место женщине с сумками. — Вот еще! — резко ответили мы. —Да, молодежь пошла... — Ну, завели... Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались. В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям. — Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. — На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...» Вопросы и задания 1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? 2. Что может подумать соседка о семье Тани? 3. Что значит быть воспитанным человеком? 4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
Ситуация 4.Ценности современной молодежи. «Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время — это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни». «Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого «чего-то»... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно — или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?» Вопросы и задания 1. О чем свидетельствуют эти суждения? 2. Сравните суждения и сделайте выводы. 3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи? 4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?
Задание 2. Творческая презентация принципов обучения. Содержание работы.Учащиеся делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа вытягивает карточку с названием какого-либо принципа обучения. Задача микрогрупп – представить дидактический принцип в виде переделанной песни, сказки, сочиненного стихотворения, сценки и др. После презентации принципа другие микрогруппы угадывают, что это за принцип, и обосновывают свои доводы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |