Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание №3. Технология научно-методического исследования.




Одним из актуальных направлений современной практической педагогики является изучение и обобщение передового педагогического опыта. В этом отношении, сама практика научно-методического исследования выступает в роли «технологии над технологией».

Просмотрите записи 2 – 3 уроков одного и того же учителя (это могут быть посещенные вами уроки в разных классах, либо же видеозаписи нескольких уроков, а также – классных часов, родительских собраний и пр.).

Постройте по материалам Ваших записей макет научно-методического исследования, выделив:

1. Тема – что объединяет эти различные уроки, формы деятельности (например, «Развивающие методы на уроке …» либо же «Особенности педагогического взаимодействия учителя …»).

2. Объект исследования – то, что будет описываться в исследовании (педагогический процесс, педагогическая деятельность, формы организации урока и др.).

3. Предмет исследования – то, что будет выявляться (закономерности, особенности, стиль общения, педагогические технологии и др.).

4. Цель исследования – какой результат вы бы хотели получить (выявить возможности совершенствования, определить степень новизны, качественно охарактеризовать опыт и пр.)

5. Задачи исследования – что необходимо сделать для достижения цели (выявить психолого-педагогические основы, определить важнейшие структурно-содержательные особенности, сформулировать модель, исследовать взаимосвязи, сформулировать предложения и пр.)

6. Методы исследования – как будут решаться задачи исследования, в том числе теоретические (анализ литературы, концептуализация, моделирование) и эмпирические (наблюдения, анкетирование).

7. Результаты и выводы. Основным результатом научно-методического исследования должно стать описание (модель) педагогической технологии, деятельности, методики, соответствующая цели исследования. Выводы могут представлять собой оценки педагогического опыта и рекомендации, обращенные как к учителю, так и к студентам, преподавателям по использованию этой методики в системе педагогического образования (включая и педагогическую практику).



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

Тема 4. Содержание обучения как педагогический феномен и основа формирования культуры личности

Вопросы к обсуждению:

1. Сущность содержания образования как распредмеченной культуры и его исторический характер.

2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

4. В чем сущность педагогического проектирования? Сопоставьте проектирование, как вид деятельности, в архитектуре, военном деле, градостроительстве, политике. Что общего и чем отличаются эти виды проектирования?

5. В чем общность и чем отличаются педагогические цели и содержание образования? Почему цели задаются или формулируются, а содержание – отбирается или разрабатывается?

6. Является ли взаимодействие учителя и учащегося – элементом содержания образования? Сформулируйте аргументы как «за», так и «против» этой точки зрения. Попытайтесь выделить основные содержательные элементы взаимодействия (из чего оно состоит).

7. Как вы объясняете, почему именно естественные науки в наибольшей степени укоренились в школьной практике? В чем их «преимущества» и «недостатки» в сравнении с гуманитарными предметами?

8. Некоторые учителя высказываются против специального определения содержания образования, считая, что содержание образования исчерпывается, с одной стороны, – научным предметом, а с другой стороны – методикой его преподавания, иначе говоря, никакого специфического содержания в процессе образования нет. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Можно ли представить содержание образования таким образом? Аргументируйте.

 

Задание. Анализ типов знания.

Цель работы: формирование системных образов естественнонаучного, технического и гуманитарного знания и идентификация педагогических представлений.

Примечание: для выполнения этой работы необходимо обеспечить студентов соответствующими текстами (учебники, инструкции и пр.).

Инструкция: сравните естественнонаучные (например, законы Ньютона, законы Менделя, закон Авогадро), технические законы (инструкции по применению бытовых приборов, алгоритмы инсталляции программ) и гуманитарные законы-принципы (закон природо- или культуросообразности в образовании, закон системности и систематичности обучения) по следующим критериям:

- источник знания и возможности его определения;

- пути развития знания (уточнения, реконструкции);

- наличие этического, нравственного измерения;

- способы практического использования знания;

- способ передачи (получения) знания;

- последствия незнания.

Представьте результаты работы в виде таблицы (столбцы – различные виды знания, строки – соответствующие характеристики).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...