Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание №3. Технология научно-методического исследования.
Одним из актуальных направлений современной практической педагогики является изучение и обобщение передового педагогического опыта. В этом отношении, сама практика научно-методического исследования выступает в роли «технологии над технологией». Просмотрите записи 2 – 3 уроков одного и того же учителя (это могут быть посещенные вами уроки в разных классах, либо же видеозаписи нескольких уроков, а также – классных часов, родительских собраний и пр.). Постройте по материалам Ваших записей макет научно-методического исследования, выделив: 1. Тема – что объединяет эти различные уроки, формы деятельности (например, «Развивающие методы на уроке …» либо же «Особенности педагогического взаимодействия учителя …»). 2. Объект исследования – то, что будет описываться в исследовании (педагогический процесс, педагогическая деятельность, формы организации урока и др.). 3. Предмет исследования – то, что будет выявляться (закономерности, особенности, стиль общения, педагогические технологии и др.). 4. Цель исследования – какой результат вы бы хотели получить (выявить возможности совершенствования, определить степень новизны, качественно охарактеризовать опыт и пр.) 5. Задачи исследования – что необходимо сделать для достижения цели (выявить психолого-педагогические основы, определить важнейшие структурно-содержательные особенности, сформулировать модель, исследовать взаимосвязи, сформулировать предложения и пр.) 6. Методы исследования – как будут решаться задачи исследования, в том числе теоретические (анализ литературы, концептуализация, моделирование) и эмпирические (наблюдения, анкетирование). 7. Результаты и выводы. Основным результатом научно-методического исследования должно стать описание (модель) педагогической технологии, деятельности, методики, соответствующая цели исследования. Выводы могут представлять собой оценки педагогического опыта и рекомендации, обращенные как к учителю, так и к студентам, преподавателям по использованию этой методики в системе педагогического образования (включая и педагогическую практику). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10. Тема 4. Содержание обучения как педагогический феномен и основа формирования культуры личности Вопросы к обсуждению: 1. Сущность содержания образования как распредмеченной культуры и его исторический характер. 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. 4. В чем сущность педагогического проектирования? Сопоставьте проектирование, как вид деятельности, в архитектуре, военном деле, градостроительстве, политике. Что общего и чем отличаются эти виды проектирования? 5. В чем общность и чем отличаются педагогические цели и содержание образования? Почему цели задаются или формулируются, а содержание – отбирается или разрабатывается? 6. Является ли взаимодействие учителя и учащегося – элементом содержания образования? Сформулируйте аргументы как «за», так и «против» этой точки зрения. Попытайтесь выделить основные содержательные элементы взаимодействия (из чего оно состоит). 7. Как вы объясняете, почему именно естественные науки в наибольшей степени укоренились в школьной практике? В чем их «преимущества» и «недостатки» в сравнении с гуманитарными предметами? 8. Некоторые учителя высказываются против специального определения содержания образования, считая, что содержание образования исчерпывается, с одной стороны, – научным предметом, а с другой стороны – методикой его преподавания, иначе говоря, никакого специфического содержания в процессе образования нет. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Можно ли представить содержание образования таким образом? Аргументируйте.
Задание. Анализ типов знания. Цель работы: формирование системных образов естественнонаучного, технического и гуманитарного знания и идентификация педагогических представлений. Примечание: для выполнения этой работы необходимо обеспечить студентов соответствующими текстами (учебники, инструкции и пр.). Инструкция: сравните естественнонаучные (например, законы Ньютона, законы Менделя, закон Авогадро), технические законы (инструкции по применению бытовых приборов, алгоритмы инсталляции программ) и гуманитарные законы-принципы (закон природо- или культуросообразности в образовании, закон системности и систематичности обучения) по следующим критериям: - источник знания и возможности его определения; - пути развития знания (уточнения, реконструкции); - наличие этического, нравственного измерения; - способы практического использования знания; - способ передачи (получения) знания; - последствия незнания. Представьте результаты работы в виде таблицы (столбцы – различные виды знания, строки – соответствующие характеристики). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |