Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Законы экспериментальной педагогики.Стр 1 из 23Следующая ⇒
Методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ По Теории и практике организации обучения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2. Тема 1. Возникновение и развитие дидактики как теории и практики обучения. Феноменология теории обучения Вопросы для обсуждения 1. «Отцы-основатели» дидактики (Ратке, Я.А. Коменский и др.). 2. Содержание понятия «обучение». 3. Сущность воспитания и его взаимосвязь с обучением. 4. Образование как педагогическая категория. 5. Развитие – результат образования личности. 6. Основные дидактические категории. 7. Взаимосвязь педагогических и дидактических категорий. Занятие проводится в форме деловой игры. Для этого студенческая группа делится на три подгруппы. 1) Информаторы. Они должны целостно и полно осветить вопросы, дополняя друг друга. 2) Оппоненты. Их цель – выявить недостатки в ответах, поставить вопросы, принять или не принять ответы на них. В случаях неверных ответов или их отсутствия – ответить самим. 3) Оценщики. Они должны предложить и обосновать критерии оценивания и в соответствии с ними оценить ответы предыдущих групп. В случае потребности – дополнить ответы товарищей. Итоги обсуждения каждого вопроса подводит преподаватель. Оценка, которая выставляется, показывает не только уровень знания студентом материала, а и качество владения профессионально-педагогическими функциями: информирование, владение, оценивание. Примечание. Подготовить каждый вопрос в трех вариантах: как докладчик, оппонент и оценщик. Задание.Обсуждаем и анализируем. Прочитать указанные отрывки из работ К.Д. Ушинского. Короткие отрывки – записать в рабочую тетрадь, а большие по объему – законспектировать основные идеи. На занятии обсудить мысли К.Д. Ушинского, выделив те идеи, которые актуальны и сегодня. 1. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». – Соч., т. 7, с. 337. 2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Соч., т. 8, с. 37; с. 251. 3. Ушинский К.Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении. Соч., т. 6, с. 262-269. 4. Ушинский К.Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии». – Соч. , т. 10, с. 420-425; 427-428; 429-431. 5. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. – Соч., т. 5, с.355-356. 6. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. – Соч., т. 3, с. 147-148; 154-158. 7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Соч., т. 8, с. 121. 8. Ушинский К.Д. Из предисловия к 1-му изд. «Детского мира». – Соч., т. 5, с. 23-34. Задание. Составьте таблицу развития педагогической мысли в работах классиков педагогики. Развитие дидактической мысли Таблица 1
Задание.Составьте обобщающую таблицу педагогической периодики
Задание. Составьте рекламу и проведите презентацию одного из педагогических изданий. Задание. Природа дидактического знания. Ниже приведены определения некоторых форм знания. Определите, какому типу знания соответствует дидактическое знание. Каковы, в этой связи, могут быть отношения между теоретической и практической педагогикой, педагогической деятельностью и методологией педагогических исследований? Наука –особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний. Научные знания могут быть эмпирическими (полученными из опыта) или теоретическими (на основе абстрактных моделей); фундаментальными (относящимися к первопричинам, общим законам природы) и прикладными (ориентированными на решение практических задач). Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным наукам. Общественные (социальные) науки – комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками. Естественные науки – разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных явлений. Принципы естественнонаучного познания требуют изучать законы природы, исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено для размежевания с науками гуманитарными. Методология (от греч.μεθοδολογία — учение о методах) — система принципов, методов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и отношений. Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и logos — изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта, материального или информационного. Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать», другой вариант: «cultus» — поклонение, почитание, культ) — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития. Фронезис (в латыни prudentia) означает практическое знание, противопоставляемое как абстрактному теоретическому знанию («эпистеме»), так и ремесленному знанию-умению («техне»). Фронезис подразумевает способность его выделения из опыта («здравый смысл»), а также применения («рассудительность»). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Тема 2.Теоретические основы процесса обучения Вопросы к обсуждению: 1. Законы и закономерности процесса обучения. Взаимосвязь между ними. 2. Всеобщие законы: закон целостности, закон всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, закон бесконечности познания, закон развития. 3. Общие законы: законы философии и законы педагогики. 4. Специфические законы и вытекающие из них закономерности обучения. 5. Принципы и правила процесса обучения.
Задание. Законы педагогики. Вам предстоит познакомиться с формулировками педагогических законов. Первая совокупность педагогических законов была сформулирована в рамках экспериментально-педагогических и педологических исследований начала XX века Э.Мейманом, Э.Торндайком и др. Другая совокупность педагогических законов относится к отечественной педагогике последних десятилетий (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской). Третья совокупность основных принципов педагогики представляет собой наиболее традиционные представления (начиная с Я.А.Коменского). Проанализируйте, на каком основании были сформулированы соответствующие представления, чем обусловлено их выполнение, каковы возможности их практического применения, могут ли эти представления быть изменены или уточнены и как. Попытайтесь выделить общие классификационные признаки и сделать выводы о перспективах развития соответствующих форм знания. I. Законы экспериментальной педагогики. 1. Развитие индивидуума в преобладающей степени определяется природными задатками (Первый закон Меймана). 2. Ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка (Второй закон Меймана). 3. Душевное и физическое развитие ребенка неравномерно: периоды активного роста сменяются периодами застоя и кризиса (Третий закон Меймана). 4. Быстрота заучивания и качество запоминания не совпадают друг с другом: чем младше ребенок, тем труднее идет заучивание, но дольше сохраняется заученное(Четвертый закон Меймана). 5. Закон готовности или установки: предварительная готовность к акту повышает удовольствие от его выполнения (Первый закон Торндайка). 6. Закон использования/практики: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются (Второй закон Торндайка). 7. Закон результативности: связанное с актом удовольствие усиливает, а неудовольствие ослабляет связь между стимулом и реакцией (Третий закон Торндайка). 8. Закон взаимосвязанности: если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |