Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения




Напряжение мышц тела и наоборот сопровождается в той или иной степени с напряжением речевой мускулатуры заикающегося ребенка. Для того чтобы уменьшить это напряжение, во время речи нужно до­биваться расслабленного состояния тела заикающегося. Это расслаб­ленное состояние передается на мышцы речевого аппарата, что ведет к уменьшению судорог.

1. Деревья «шумят»— поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребенок издает при этом звук «ШШШ».Это упраж-

нение проводить на счет — раз-два. Повторить несколько раз.

2. Полоскание белья— наклониться вперед и опустить руки. Они расслаблены

(уснули), в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны — расслабленные руки тоже приходят в движение. Это уп­ражнение проводить на счет — раз-два.

3. «Маятник»— это упражнение похоже на предыдущее, но при этом одна рука за спиной, а другая в расслабленном состоянии по­вторяет движения маятника. Сменить положение рук. И так несколь­ко раз.

4. «Кулачки»— руки согнуты в локтях, а кисти рук сжаты в кулач­ки (сильно). Затем кулачки расслабить и руки бросить вниз. Повто­рить несколько раз.

5. «Бабочка»— руки в стороны на уровне плеч, они расслаблены. Помахать ими несколько раз.

6. Руки вытянутьвперед на уровне плеч. На счет раз — уронить кисти, на счет два — предплечья, на счет три — плечи. Проводить упражнение в медленном темпе.

7. Руки в сторонына уровне плеч. Делаем то же упражнение, что и выше, только руки опускаем через стороны.

8. «Моряк»— раскачиваем корпус из стороны в сторону, при этом переступаем с одной ступни на другую (походка моряка). Расслабля­ем весь корпус. Проделываем несколько раз.

Все эти упражнения родители сами должны выполнять четко, правильно и легко, т. к. дети будут повторять за ними. Дети не сразу начинают правильно выполнять то или иное упражнение. Это все достигается регулярными тренировками. Нужно помнить, что нормальная речь зависит от мышечного напряжения: когда ребенок спокоен, то речь у него становится свободной, легкой, и наоборот: стоит ему внутренне напрячься, и в речи тут же появ­ляются запинки. Вот для чего и проводятся все эти упражнения. Они вводятся в общий логопедический комплекс по устранению заикания.

Массаж

 

Массаж при заикании также имеет большое значение. При прове­дении массажа происходит релаксация напряженных мышц артику­ляционного аппарата.

Вo время заикания отмечается сильное напряжение мышц шейно-плечсвого пояса. Радиально это передается в дыхательную, голосовую и артикуляционную системы: дыхание становится поверхност­ным, учащенным, голос слабым, невыразительным, артикуляция -"жатой, смазанной. Это можно проверить на себе: расслабьтесь и произнесите звук «а», а теперь напрягитесь — почувствуйте напряжение в мышцах шеи и плечевого пояса и снова произнесите звук «а». При этом вы почувствуете большую разницу. Поэтому обязательно нужно проводить массаж воротниковой зоны (шея и плечевой пояс).

Ребенок садится к вам спиной. Руками опирается на спинку стула - Принимает расслабленное положение. Проводить разминающие и поглаживающие движения плеч и шеи в течение 1 -2 минут. Упражне­ние проводится в быстром темпе, а заканчивается легким поглаживанием. Нельзя в интенсивном темпе заканчивать это упражнение, т.к.. это может вызвать неприятные ощущения.

Достаточно проводить это упражнение один раз в день, но оно требует регулярного систематического выполнения и тогда принесет свои результаты. Если есть сомнения, родители могут проконсультироваться с врачами лечебной физкультуры, которые могут продемонстрировать это на ребенке. Массаж тоже входит в общую систему по устранению заикания.

Развитие общей и мелкой моторики

Для некоторых заикающихся детей характерна несовершенная Общая и мелкая моторика. У таких детей отмечается недостаточная Общая координация движений, затруднено переключение с одного движения на другое. Они с трудом справляются со шнуровкой боти­нок, с застегиванием пуговиц. У них возникают трудности в манипу-лировании с предметом: плохо владеют фломастером, кисточкой, ножницами. Они плохо рисуют, конструируют. Двигательно-неловкий ре­бенок чувствует себя не совсем уверенно, а это в какой-то степени влияет на состояние психического благополучия: он становится

                               

застенчивым, нерешительным, трудно вступающим в контакт. Это все отрицательно сказывается и на его речи: ему трудно становится уп­равлять ею. Чтобы снять эту неловкость, можно проводить следую­щие упражнения. Развитие общей моторики включает следующие упражнения:

1.Общеукрепляющие физические упражнения (повороты, накло­ны, приседания и т. д.)

2.Бег.

3.Плавание.

4.Катание на санках, лыжах, коньках, велосипеде.

5.Спрыгивание (с высоты от 10 до 50 см).

6.Прыжки на обеих, одной ноге как на месте, так и в движении.

7.Удерживание равновесия на одной ноге.

8.Упражнения с домашней перекладиной (ее можно сделать съем­
ной между косяками дверного проема): подтягивание, перевороты,
качели.

9.Упражнения с мячом: катание, ловля, бросание, подбрасыва­ние, набивание.

Проведение с мячом различных игр.

10.    Упражнения со скакалкой.

Упражнения по развитию мелкой моторики включают следующие моменты:

1.Конструирование (кубики).

2.Лепка (пластилин).

3.Мозаика.

4.Аппликация (работа с ножницами и клеем).

5.Обводка и рисование геометрических фигур.

6.Раскрашивание (фломастер, кисточка).

7.Сложение различных фигурок из счетных палочек.

8. Сложение из пальцев рук различных предметов, животных, птиц
Задание для двух последних упражнений можно найти в автор­ском пособии «Играем пальчиками и развиваем речь». Умение коор­динировать свои действия влияет и на речевую координацию орга­нов речевого аппарата.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 658.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...