Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое заикание и как оно проявляется




Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространен­ность и трудность в излечении. Распространенность заикания зави­сит не только от многообразных этиологических факторов, но и от некоторых национальных черт, например от особенностей темпера­мента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заика­ющихся уменьшается с запада на восток: у французов — 5,7%, у нем­цев — 2%, у русских — 1,2%.

 Заикание— это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функци­ональных расстройств и органических поражений центральной не­рвной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повто­рениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вслед­ствие судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тес­но связана с психофизическим состоянием заикающегося ребенка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением ли­ца, повышенной потливостью и т. д.

Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психи­ческими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребенка у детского психиатра или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эф­фективна.

Заикание обычно возникает в возрасте 2—5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начать­ся и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляют­ся новые, повышенные, требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психо­логические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляци­онном аппарате. Существует два типа судорог: клонический и тони­ческий, а также их смешанный вид, когда одновременно проявля­ются как клонические, так и тонические судороги (при этом одни судороги проявляются сильнее, а другие слабее). Для заикающегося с клоническими судорогами характерно повторение звуков или сло­гов: с-с-с-садик, ма-ма-ма-шина по причине затруднительности в про­изнесении слов. Сначала он несколько раз повторяет первый слог, а затем как бы выталкивает конец слова. Эта стадия заикания, кото­рая характеризуется кратковременным сокращением мышц, сменяю­щихся их расслаблением, называется клонической. Со временем этот тип судорог может перейти в более тяжелую форму — тоническую, которая характеризуется длительным сокращением мышц: с садик, ма_____ шина.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласован­ность в речевых движениях, появляется судорожность в произноше­нии. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются.

По степени проявления заикание может быть легким (слабым), средним и тяжелым (сильным).

Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением су­дорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой сте­пени, в результате длительных судорог, речевое общение становит­ся невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

В зависимости от места возникновения речевые судороги подразделяются на артикуляционные, голосовые, дыхательные и сме­шанные.

В первом случаесудороги поражают мышцы языка, губ или мяг­кого нёба и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. На­пример: б'..бабушка, бу-бу-будка (судороги губ); д'..домик, дя-дя-дя-денька (судороги кончика языка); г'..гуси, к'..камень, й-ю-юла (судо­роги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случаесудороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая вы­ход гласного звука (а'..арбуз, о-о-о-огурец) или голосовые связки ос­таются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случаеиз-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, говорящий как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух  сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на шо недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывает сме­шанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др. Нарушение координации общего речевого акта отражается та­ким образом и на дыхательной, фонаторной (голосовой) и артикуля-торной мускулатуре. Дыхательные движения нарушаются очень за­метно и многие заикающиеся испытывают трудности в голосопода-че. Заикающиеся чрезмерно расходуют воздух. Некоторые из них вы­дыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие рас­трачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в орга­нах речи. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заика­нии, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и больной после этого говорит только на остаточ­ном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное: следова­тельно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, ко­роткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы ча­сто сочетаются.

Нарушение фонаторных движений заключается в том, что почти у всех заикающихся нарушается голос, однако не так заметно, как дыхание. Во время приступа заикания можно видеть и ощущать быс­трые движения гортани вверх, вперед или вниз.

Напряженная и судорожная фонация иногда изменяет состояние голосовых связок, возникает гиперемия, утолщение слизистой и об­разуются узелки, что способствует различным нарушениям голоса. У заикающихся нарушения в образовании голоса многочисленны. Они проявляются в виде префонаторного (доречевого) давления как то­ническая и клоническая фонации или певчее выкрикивание слогов или слов.

Признаком длительного заикания является образование голоса при вдохе, чем прерываются фонаторные или артикуляционные тоны. У некоторых заикающихся детей период фонации заметно укорочен.

Нарушения артикуляционных движений наступают при произно­шении всех звуков, чаще всего «чеканных», больше незвонких (п, т, к), чем звонких (б, д, г). При произношении длительных согласных бо­лее часты тонические остановки. Артикуляционные нарушения очень разнообразны и у одного и того же ребенка могут меняться.

При заикании трудно произносятся согласные, причем больше на­чальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Иногда боль­ные хорошо произносят физиологически трудные звуки и, наоборот, легкие представляют для них непреодолимые затруднения. Статис­тически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает присту­пы заикания, под влиянием психологических факторов становится по­стоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствую­щие движения. В этих движениях могут участвовать самые различ­ные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизы­вать губы, иногда скрипят зубами и т. д. Некоторые дети проделыва­ют сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой,

напрягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжи­мают пальцы, топают ногами и пр.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперек кро­вати. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговор­ной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Заме­чено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например в школе — учителей, в детском саду — воспитателей. Заикание также резче проявляется пос­ле сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Осо­бенно типичным признаком заикания является боязнь речи (логофобия), страх перед определенными звуками или словами. Под влияни­ем страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторое дети предпочитают молчать и не произносить опасное слово. Другие его заменяют сино­нимом. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механиз­ме артикуляционных движений, и от этого они становятся малораз­говорчивыми и необщительными.

Боязнь речи заставляет заикающегося плохо владеть собой; он одержим стремлением выговорить трудное слово и выходит из этого состояния только тогда, когда ему удается после неимоверных уси­лий произнести желаемый звук или слово. Какие мучения испытыва­ет при этом больной, окружающие часто даже не представляют.

Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжелые и всегда новые психические трав­мы. Иногда проявляются параноидные черты. Каждый заикающий­ся чувствует свою неполноценность, и это иногда приводит к полно­му обесцениванию личности. Не удивительно, что психическое состо­яние больных постепенно изменяется к худшему и невроз речи пере­ходит в психоз.

На фоне судорог и других длительных физических и психических проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т. е.

нарушение координации процессов, которые необходимы для обра­зования устной речи.

От заикания необходимо отличать физиологически обусловлен­ные итерации: повторения, запинки, повторы в речи несудорожного характера. Итерация, как правило, возникает в возрасте 2—-3 лет и не носит судорожный характер и проходит сама по себе.

Причины заикания

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель из­вне. Состояние страха резко сказывается у такого ребенка на нервно-мышечной работе речевого аппарата: ребенок говорит с судорожны­ми повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь арит­мична. Речь купируется на отдельные звуки и слова. У ребенка, пере­несшего состояние страха, возникают первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут фиксироваться. При испуге может так­же наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одергивания, приказа­ния и т. д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в воз­никновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного, кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.

Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, ко­торое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. При нару­шении программирования своей речи, т. е. несоответствии мыслительных способностей и речевых возможностей, может возникнуть явле­ние заикания. Например, ребенок хочет сказать — «машина», но на какой-то момент он не может сразу этого добиться и начинает повто­рять начальный слог: ма-ма-машина. В начале это проявление не но­сит судорожного характера, но со временем может перейти в заика­ние.

Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, ког­да родители много читают ребенку, разучивают с ним различные рас­сказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Рече­вой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.

 О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Данные, по­лученные многими авторами, указывают на незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родите­ли заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же неду­гом, но к этому он уже предрасположен.

Следует также отметить незначительную роль подражания в раз­витии заикания. Даже длительное имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового состояния, со­провождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для это­го нужно сильное внешнее воздействие.

Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угне­тением центральной нервной системы: постоянные семейные сканда­лы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в дет­ском коллективе, могут явиться результатом заикания.  Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неуме­ние произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм закрепляется и может привести к заиканию.

Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на дет­ские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подо­лгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь ста­новится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.

Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают ос­тановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 604.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...