Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С чего начать устранение заикания




Прежде всего родители должны проконсультировать своего ре­бенка у невропатолога и психиатра, которые определят природу заи­кания: является ли оно функциональным или органическим. От этого и зависит подход при устранении того или иного вида заикания. Ро­дителям следует неукоснительно выполнять все указания врачей и не реже 1—2 раз в месяц консультироваться у них. Родители должны контролировать действие медицинских препаратов на организм ребенка и сообщать об этом лечащему врачу. Помимо медикаментоз­ного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж и ЛФК.

А что же могут предпринять сами родители?

Дыхание. Прежде всего, нужно начать работу по отработке пра­вильного дыхания. Дыхание — это энергетическая основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного от­дела речевого аппарата. Речь становится прерывистой из-за судорожного дыхания. Заикающийся ребенок во время судорожного дыхания пытается произносить звуки, слоги, слова, фразы. При этом преры­вистая струя приводит в судорожные колебания голосовые складки, которые тоже работают под прерывистым давлением воздушной струи.

При этом голос становится глухим, хриплым, прерывистым. Про­износимые в потоке речи звуки становятся неотчетливыми. За счет аритмичного сокращения брюшных мышц выдох становится преры­вистым и судорожным. Во время таких судорог голос тоже пропада­ет. У заикающегося ребенка начинает формироваться ощущение, что ему не хватит воздуха для того, чтобы закончить фразу — у него вы­рабатывается патологический рефлекс. Во время судорожного выдо­ха заикающийся уже думает о том, чтобы сделать новый вдох. Это приводит к вынужденной остановке, которая еще больше удлиняется. Иногда можно наблюдать, как заикающийся ребенок пытается гово­рить даже на вдохе. Это противоречит правильной физиологической голосоподаче.

Как было уже выше сказано, у заикающихся детей страдает и го­лос, поэтому нужно обязательно коснуться анатомии гортани, где зарождается голос. Обратите внимание на черпаловидные парные хрящи. Они чем то напоминают букву X (схема 2). К верхним отро­сткам прикрепляются голосовые складки, а к нижним — мышцы, которые растягивают в стороны мышечные отростки, благодаря чему складки приходят в соприкосновение — возникает голос. Эти мышцы сокращаются только благодаря воздушному давлению, во время выдоха, т. к. в этих мышцах имеются барорецепторы. Таким образом, если есть давление на мышцы, то они сокращаются: хоро­шее давление — хорошее сокращение. Значит, голосовые складки будут хорошо смыкаться, в результате чего получается сильный, звонкий голос.

Итак, чтобы получить качественный голос, нужно уметь правиль­но дышать. Например, певцы уделяют много времени умению пользо­ваться нижне-диафрагмальным дыханием, которое позволяет им ус­пешно владеть голосом, его силой, высотой.

Вот почему родители должны научить ребенка правильно владеть нижнe-диафрагмальным дыханием.

Первые упражнения помогут активизировать работу диафрагмы.

Попробуем сымитировать дыхание собаки, которой «жарко». Открыв рот и высунув вперед язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контролируем она находится на животе) движение мышц брюшного пресса: при вдохе живот чуть выпячивается вперед, а при выдохе —чуть втягивается.

Упражнение «хомячок» — делаем то же самое, с той лишь разни­цей, что вдох и выдох идет только через нос, и при этом еще оскали­ваем зубы.

Это подготовительные начальные упражнения. Они должны выполняться легко, без напряжения.

Следующий этап — это постановка нижне-диафрагмального дыхания, самого экономичного. Большую роль при этом типе дыхания играет диафрагма, которая является мощной всасывающей мышцей.  При грудно-ключичном дыхании она работает менее активно, поэто­му дыхание при этом типе неглубокое, поверхностное.

При нижне-диафрагмальном дыхании при одновременном вдохе синхронно вперед выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). Вдох делаем через нос. При выдохе мышцы живота втягиваем в себя. Уси­ливаем выдох. Брюшной пресс является мощными выдыхательными мышцами.

Кстати, если у ребенка слабо развиты мышцы брюшного пресса, можно с ним проводить следующие упражнения:

а) сидя на стуле, поднимать как можно выше колени. Так несколь­ко раз, в медленном темпе;

б) сидя на стуле, поднимать ноги параллельно полу. При подня­тии колен и ног одновременно производится вдох носом.

Нижне-диафрагмальное дыхание (НДД) начинаем осваивать в по­ложении лежа. Выпячивание мышц живота контролируем рукой, ко­торая лежит на нем. Кроме контролирования рукой можно на живот положить книгу: при вдохе поднять ее животом. При выдохе книга опускается вместе с мышцами брюшного пресса.

Родители сами должны владеть нижне-диафрагмальным дыхани-ем, т. к. они его будут показывать ребенку на собственном примере. Всегда нужно помнить — плечи при вдохе не поднимать! Как говорится в таких случаях, «берите дыхание животом».

По мере усвоения навыков НДД лежа, постепенно переходим к! сидячему и стоячему положению. Сначала вдох по продолжительно­сти соответствует выдоху. Ежедневно проводим 18—20 дыхательных упражнений, три-четыре раза в день. Затем добиваемся короткого вдо­ха и длительного выдоха. Чтобы увеличить длительность выдоха, про­износим на выдохе отдельно звуки С, 3, Ш, Ж (тянем их). Родители могут даже устроить соревнование «кто дольше протянет звук». Иг­ровые моменты следует устраивать как можно чаще — это создает у ребенка эмоциональный настрой.

Родители должны добиваться, чтобы ребенок легко, без напряже­ния выполнял это упражнение: ведь хорошее, правильное дыхание — это питание клеток головного мозга, это нормальное функционирова­ние центральной нервной системы. Этому нужно уделять постоянное внимание. У заикающихся детей речевое дыхание как правило поверх­ностное, короткое. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в тот момент, когда он не произносит звуки; не делать вдох в середине слова, не говорить на вдохе и т. д.

Во время речи необходимо обеспечивать организм достаточным количеством воздуха, экономно его расходовать и поддерживать не­обходимое подсвязочное давление.

Голос.Голосообразование — это сложный процесс координаци­онной работы различных систем и органов. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Воздушная струя, проходя через гор­тань, заставляет вибрировать голосовые складки. В результате чего воздушные колебания благодаря гортани и резонаторной системе пре­вращаются в звуковые. Сила звука зависит от подсвязочного давле­ния, от силы воздушного потока, который давит на мышцы, растяги­вающие черпаловидные хрящи, их мышечные отростки. При этом от­ростки, к которым прикреплены голосовые складки, смыкаются. Воз­никает голос.

 

СХЕМА РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...