Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие № 2 (3 - 4). Сопряженная речь
Вы, наверное, обратили внимание, что первое занятие стоит под номером 1, а далее в скобках (1 - 2). Это означает, что каждое занятие можно дублировать дважды: первое занятие вводное, второе закрепительное. Необходимо правильно и четко выполнять каждое задание на каждом занятии. Цель занятия:отработка дыхания, голоса, артикуляции, плавной, замедленной речи, чувства ритма, общей расслабленности. Пособия:те же, что и на первом занятии плюс тематическое лото (мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы, транспорт, животные, птицы, овощи, фрукты, цветы, ягоды, профессии и т. д.), магнитофон с записями музыки, песен в медленном и быстром темпе.
Дыхательные упражнения: после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щеки не надуваем. Выполняем упражнение без напряжения. Отрабатывается длительный выдох Голосовые упражнения:подражание мычанию коровы — МММУУУ, самолета — УУУУ. Четко произносить звук «У», округляя губы. Проводятся упражнения на развитие чувства ритмаи на расслабление По каждому виду можно проводить одно упражнение (материал см. выше). Логоритмические упражнения: 1)учим стишок, который проговариваем вместе с ударами мяча. раз, два, три, четыре, пять Учимся под мяч считать! значок означает, что между словами нет пауз и все слова произносятся как одно (или читаются). Все слова в стишке в каждой строчке произносятся как одно на одномвыдохе! Голос звучит ровно с одинаковой силой. Темп чуть замедленный! Добиваемся, чтобы слова произносились синхронно с ударами мяча. Для малышей 2 - 4 лет это выполняется с хлопками: хлопок — слово. Все требования как и с мячом. Это же упражнение, т. е. проговаривание стишка, можно проводить в маршировке: шаг — слово, с рукой: удар кисти руки — слово.Можете проговаривать стишок с различным ведением ритма - мяч, рука, шаг, хлопок. Необходимо добиться легкого выполнения. 2) учим произносить ребенка короткие фразы, которые предлагаютсяодним из родителей. Сначала фраза состоит из двух слов. Ребенку предъявляем игрушку, предмет или предметную картинку. Называем игрушку: «это машина», или «это шкаф» или «это стул» Фразу произносим в замедленном темпе, который отхлопываем либо отстукиваем рукой, либо сопровождаем бросками мяча о пол. Затем просим ребенка повторить это вместе с вами, соблюдая речевые правила. Звучит команда: «Делай, как я». Вы следите, чтобы ребенок начинал речь после вдоха, синхронизировал слово с движением и чтобы голос звучал постоянно, не прерываясь между словами. По слогам слова не произносить! (э-то ма-ши-на) Фраза должна звучать «этомашина» — два хлопка, два удара, два броска. Это задание у ребенка может не всегда получиться сразу. Поэтому пробуйте еще и еще раз, пока не получится. Будьте терпеливы и снисходительны к своему ученику. Помните, что вы выступаете в роли учителя. Таким образом, вы можете проработать такие темы как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Для этого нужно приобрести тематическое лото с предметными картинками. Называем картинку и вместе с ребенком ее проговариваем. «Давай это вместе скажем». Сначала фраза состоит из двух слов. Затем фразу наращиваем до 3-х, 4-х, 5-ти слов, которые проговариваем на одном выдохе и слитно. Например: «Это стол», «Это большой стол», «Это большой деревянный стол», «Это большой, деревянный круглый стол». Здесь мы обыгрываем величину, материал, форму. Можно обыграть и цвет. «Это большой, белый, деревянный, круглый стол». При этом увеличивается длительность выдоха и время голосоведения. Но не отработав легкость и ритмичность в произношении коротких фраз из 2-х, 3-х слов, не следует сразу переходить к фразам из 4-х, 5-ти слов. Сначала нужно отработать речевые навыки на коротких фразах, а потом только на длинных, состоящих из 4-х и более слов. Сопряженную речь можно отрабатывать по сюжетным картинкам, герои на которых выполняют различные действия. Картинка «Семья». Вы произносите фразы, которые сначала состоят из двух слов: подлежащее + сказуемое. Например: «Дедушка отдыхает», «Бабушка вяжет», «Папа читает», «Мама готовит», «Петя пишет», «Оля играет». Затем эти фразы произносятся вместе с ребенком с соблюдением речевых правил.
Схема наращивания предложения может быть следующей: подлежащее + сказуемое; подлежащее + сказуемое + прямое дополнение, которое отвечает на вопросы кого, что?; определение + подлежащее + сказуемое + прямое дополнение; определение + подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + обстоятельство (времени, места, образа действия). Маленький Петя ест суп поздно вечером за столом очень быстро. К такому предложению по длительности звучания мы подходим постепенно. Оно требует отработки длительного выдоха, нормального подсвязочного давления и длительного колебания голосовых связок (голосоведения).
Занятие № 3 (5 - 6). Сопряженная речь Цель занятия:отработка дыхания, голоса, артикуляции, плавной, замедленной речи, чувства ритма, общей расслабленности. Пособия:те же самые, что на двух предыдущих, сюжетные картинки, стихи, считалочки. Дыхательные, голосовые, артикуляционные, упражнения на расслабление, ритмические упражнения приводятся выше. Можно взять несколько новых или повторить предыдущие. Дыхательные упражнения:сдуваем вату на столе, увеличивая расстояние до нее. Дуем на лодочку, сделанную из пенопласта, пускаем мыльные пузыри. Отрабатываем длительность выдоха. Голосовые упражнения:отрабатываем гласные А. О. Тянем А — баюкаем куклу — а-а-а-а. Тянем О — болят зубы — о-о-о-о. Произносим звуки тихо и громко. Артикуляционные упражнения:для языка — вперед-назад, в стороны — «часики», «шишки» — языком в щечки. Облизываем верхнюю губу. «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык. «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля. «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — дддд. Для губ — «трубочка» — о, «улыбка» — и и в динамике произносим вместе оба звука ои, ои. Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот. Упражнения на расслабление:«полоскание белья» — наклонимся вперед, опустим руки вниз Отработка сопряженной речи: 1. Картинка «Семья за обедом». Стараемся подбирать предложение с союзом «И». Краткое изложение картинки.
Ритмические упражнения:маршировка под счет, с пением маршевой песни. 3. Игра «Детское домино». На фишках могут быть изображены Следим, чтобы ребенок говорил плавно, медленно и слитно без напряжения.
Стишки произносим и с мячом и в маршировке. Для логоритмических упражнений можно использовать следующие приемы: 1. Проводим игру «Лесенка». Рисуем в профиль лестничные марши (лист не меньше 30x20) — «лесенка». И на каждой ступеньке откладываем слово — произносим. Ребенку объясняем, что когда мы поднимаемся или спускаемся по лестнице, мы постоянно перебираем ногами, не останавливаясь. Поэтому фраза звучит слитно и ритмично. 2. Можно провести игру «Горка». На листе бумаги (30 х 20) рисуем горку. Объясняем ребенку, что когда мы катимся с горки, мы не можем сразу остановиться. Поэтому и слова, которые «катятся» с горки в предложении, произносятся слитно.
Для наращивания фразы увеличиваем количество ступенек лесенки и длину спуска горки. Эти занятия носят элементы игры, что положительно сказывается на поведении ребенка. Он легко вступает в контакт, и занятие проходит на высоком эмоциональном уровне. Особенно такие занятия рекомендуются для детей младшего дошкольного возраста. Цель занятия: обучение навыкам правильной речи, т. е. соблюдение речевых правил при сопряженном произношении несколько удлиненных фраз Пособия: мяч, бубен, предметы для развития длительного выдоха (вата, полоски бумаги, серпантин для поддувания, губная гармошка и т. д.), сюжетные картинки, небольшие рассказы, сказки, стишки, считалки. Дыхательные упражнения: собаке жарко, хомячок лежит на спине. При вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Чтобы контролировать подвижность стенки живота, можно на него положить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при выдохе опускается. Это упражнение нужно научиться выполнять четко и без особого напряжения. Ребенок должен самостоятельно контролировать правильный вдох, вдыхая воздух «животом» и длительный свой выдох (длительно поддерживать полоску бумаги в горизонтальном положении при выдохе). На начальных занятиях большое внимание уделяется обучению ребенка правильному вдоху и выдоху. Голосовые упражнения:возглас восхищения — «ААААХ» (в грудном регистре и не кричать — произносить мягко). Возглас сожаления — «ЭЭЭЭХ». Возглас удивления — «ООООХ», «УУУУХ». Желательно передать интонационную разницу. Можно это сделать с помощью примеров: «ААААХ, как хорошо в лесу» и т. д. Артикуляционные упражнения:проводить различные упражнения для языка, губ, нижней челюсти. Упражнения можно подбирать и придумывать самостоятельно, вместе с ребенком. Упражнения на расслабление:«Походка моряка» — ноги расставить на ширину плеч и перемещать вес тела то на одну, то на другую стопу. Выполнять в замедленном темпе, несколько раз в одну и другую стороны. Ритмические упражнения:набивание мяча под счет. Упражнение можно усложнить: мяч бросать и перед собой, и с правой стороны от себя с легким поворотом, и с левой стороны от себя. На одном выдохе до 3, 4, 5, 6, 7, 8 и... Шагистика под счет по кругу, фигурная ходьба (восьмерка, змейка и т. д.). 1. Отработка рассказа по сюжетной картинке. Картинка «Весна в саду». При изложения содержания подбираются уже сложные предложения. Краткое изложение картинки.
Проработка рассказа проводится в режиме сопряженной речи. Соблюдаются все речевые правила и установки, которые были даны выше. 2. Отработка рассказа без зрительной опоры. На занятии можно проводить игру в предметное лото. При работе с текстами по картинке и прослушанному можно использовать приемы игры «Лесенка», «Горка». Проводим различные игры: детское лото, домино. Детское лото представляет собой различные тематические наборыкарт потематике с картинками. Раздаются по одной или две большие картинки, на которых могут быть изображены тематические предметы: мебель, транспорт, животные и т. д. К ним прилагаются картинки, которыеизображают эти предметы в уменьшенном виде. Вы спрашиваете у ребенка и у играющих, например: «У кого стол?» Ребенок отыскивает на большой картинке квадрат с изображением стола и накладывает своюмаленькую карточку с изображением стола на этот квадрат. На этомэтапе игра проводится молча, хотя, если ребенок проявляет речевую активность, то в этом случае ему нужно правильно сформулировать предложение: «Стол у меня». Далее идет наращивание фразы. Но к самостоятельным фразам мы перейдем только на вопросно-ответном этапе.
На этапе сопряженной речи мы ставим цель научиться правильно пользоваться речью совместно с родителями, т. е. родители проговаривают фразу вместе с ребенком. Родители помогают ребенку акцентировать внимание на дыхание, голос, артикуляцию, ритм, плавность, расслабленность во время речи. У ребенка вырабатывается уверенность, смелость в выполнении задания. Здесь приводится примерный ход занятий при отработке сопряженной речи. В зависимости от возраста подбирается и речевой материал. Если речевые навыки формируются с трудом, то можно увеличить количество занятий с новым материалом или же повторять каждое занятие по нескольку раз до формирования определенных навыков. Главное, не спешить, терпеливо относиться к стараниям своего ребенка, подбадривать его, не скупиться на похвалы при успешном выполнении задания. Кроме специального задания родители могут проводить самостоятельно и другие развивающие, эмоциональные игры, сказки. Итак, занятия в сопряженной речи могут продолжаться до тех пор, пока ребенок не будет их выполнять легко и непринужденно. Здесь нет ограничения в количестве заданий и во времени, главное требование — СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Всегда нужно помнить, что только от вас, в первую очередь, зависит выздоровление вашего ребенка. Как только будут отработаны речевые навыки (дыхание, ритм за счет выделения ударных гласных в каждом слове и голосоведение — слитное произнесение слов в предложении как одно целое) в сопряженной речи, переходим к следующему этапу занятий: к отраженной речи. На этом этапе речевых занятий речевая работа сводится к следующему: вы произносите словосочетание или короткую фразу в чуть замедленном темпе, соблюдая речевые правила и просите ребенка повторить это самостоятельно за вами. Он должен легко и правильно передать ритмический и интонационный рисунок предложенного вами словосочетания или фразы. Например: «Это большой мячик», «Павлик и Коля ловят рыбу». Затем просите это повторить ребенка самостоятельно, соблюдая речевые правила. Вы произносите после каждой фразы: «Теперь ты это повтори сам». Ребенок повторяет, а вы следите, как он выполняет задание. Сначала фразы даются простые, затем постепенно наращиваются и в дальнейшем переходят к сложным сочиненным или подчиненным. Речевые правила сохраняются те же, что и в заданиях по отработке сопряженной речи.
Задание№ 1 (1 - 2). Отраженная речь На каждом занятии обязательно отрабатываются ритмические упражнения для развития чувства ритма, дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, логоритмические упражнения и упражнения на расслабление. Цель занятий:отработка артикуляции, дыхания и голоса, замедленного темпа, чувства расслабленности в отраженной речи. Пособия:те же, что использовались на предыдущих занятиях. Мяч, бубен, магнитофонные записи музыки, песен в медленном, среднем, быстром темпе, различные тематические лото, игры, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, сборники детских стихов, рассказов и сказок. Все артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения перечислены. Маршировка включает следующее: на четыре шага руки вперед, на четыре шага руки вверх, на четыре шага руки в стороны и на четыре шага руки на пояс. Ребенок постоянно идет по кругу (периметру комнаты) и на четыре счета выполняет последовательно эти связки несколько раз не прерывая ритм ходьбы. Использовать следует сначала чуть замедленный темп, чтобы отработать двигательные, голосовые синхронизации; четыре шага и сразу смена положения рук. Руки вперед — раз, два, три, четыре шага; руки вверх — раз, два, три, четыре шага; руки в стороны — раз, два, три, четыре шага; и руки на пояс — раз, два, три, четыре шага. И так непрерывно повторить несколько раз до легкого, четкого выполнения. В дальнейшем это упражнение каждый раз будет усложняться. Оно имеет целью включить в синхронную работу левое и правое полушария головного мозга: речь плюс движения. Если занятия проводятся в группе, то каждый ребенок повторяет фразу отдельно, но ни в коем случае все вместе! В сопряженной речи все дети вместе с логопедом повторяют фразу, а в отраженной речи каждый ребенок повторяет ее самостоятельно. Ребенок повторяет за вами фразу и следит, совпадает ли она по звучанию по ритмическим и мелодическим параметрам. Он уже начинает самостоятельно чувствовать речевой ритм, мелодику, голосоведение. Появляется уверенность в своих возможностях говорить как родители, а I далее и желание общаться с окружающими. Но это происходит не сразу. Можно начинать отрабатывать темы: «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные» и т. д., обобщающие понятия, обыг-рывая величину, цвет, форму, запах и т. д.
Всё эти занятия проводятся в логоритмическом режиме: с рукой, с мячом в шагистике, в игре «Горка», «Лесенка», хлопки. Можно проводить игры в предметное лото, домино. Например: игра — фруктово-ягодное домино, на карточках которого изображены ягоды, фрукты. Вы ставите карточку и говорите: «Я ставлю яблоко и сливу», а ребенок повторяет фразу, изменяя одно слово в ней: «Я ставлю яблоко и вишенку». И так далее, пока не закончите игру. Лото и домино могут иметь различную лексику в зависимости от тематики. Эти упражнения помогают формировать не только речевые правила, но и развивать лексические знания. Для развития памяти, внимания учите с ребенком небольшие стишки, считал очки, которые также воспроизводятся в логоритмическом режиме. Стишок проговорить с хлопками (для малышей), с рукой, с мячом. Стих идет на счет раз, два, три. Каждую строчку начинать после короткого вдоха. Вдох делать спокойно, без шума, не поднимая плеч. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 590. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |