Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

При устранении заикания у своего ребенка




 

Она включает следующее:

1. Артикуляционно-дыхательные и голосовые упражнения. При выполнении этих упражнений родители с ребенком отрабатывают правильное дыхание — нижне-диафрагмальное дыхание, голос и артикуляцию, чтобы снять напряжение в работе этих

систем. Упражнения были перечислены выше. Они требуют систематического выпол-
нения, при этом ребенок не должен испытывать каких-либо трудно­стей. Далее идут конкретные поэтапные упражнения, в порядке возрастания их по трудности:

1. Сопряженная речь. Это речь по предъявляемому образцу, который дается одним из родителей. Например: показываем предмет или картинку этого предмета и называем: «Эээтодоом». Речь начинаем после короткого вдоха. Это обязательно, чтобы привести в рабочее состояние мышцы, которые будут натягивать и сближать голосовые связки. Длительный выдох одновременно будет массажировать внутренние мышцы гортани (генераторной системы). Выдох произносится мягко, без напряжения. Каждую ударную гласную в слове сопровождаем ударом расслабленной кисти, лежащей вместе с локтем на поверхности стола. Голос звучит постоянно, не прерываясь (на выдохе) Выделяя ударные гласные, а они произносятся чуть акцентированнее и длительнее, чем остальные, мы рефлекторно замедляем речь. Что нам и нужно: замедлить речь заикающегося — основное условие в работе с заикающийся ребенком. Это постепенно дает возможность синхронизировать работу все систем, дыхательной, голосовой и артикуляторной и центральной нервной системы, которая ими управляет.

Проговорив словосочетание или фразу, вначале они короткие, про­сим ребенка повторить ребенка то же самое вместе с вами, выполняя одновременно все требования. «Давай сделаем вдох, как я». «Давай будем отстукивать (отхлопывать — для малышей) каждое слово кистью руки, как я». «Давай говорить слитно, как я». Между слов нет пауз, остановок. Словосочетание или короткая фраза звучит как одно слово.

Если у ребенка не получается, не спешите, повторите это несколько раз. Еще раз покажите, как это вы делаете. Нужно добиваться, чтобы ребенок все делал правильно. Не следует на первом же занятии брать много материала, достаточно несколько предметов (3 - 4), несколько словосочетаний, коротких фраз эээтодоом, ээтобольшааая-машииина, Каатякууушает.

Произносим словосочетание, фразу и вместе с ребенком, ее повторяем, выполняя все речевые установки. Не торопитесь. Следите,

чтобы ребенок не форсировал голос, не кричал. Лучше произносим фразув грудном регистре. Далее фразу можно наращивать, (она может состоять из 3, 4, 5 слов), переходя в дальнейшем к сложным предложениям с одной - двумя паузами. Почаще говорите ребенку: «Давай скажем это вместе».

2. Отраженная речь.Родители при выполнении предыдущего задания (сопряженная речь) как бы «ведут» ребенка, задавая определенный замедленный темп, вырабатывая тем самым определенные навы­ки: дыхание, темп, голосоведение (слитное произношение). «Делай как я, делаем все вместе».

При отраженной речи родители тоже дают образец словосочетания, фразы, и просят это повторить ребенка самостоятельно, выполняя все три основных физиологических речевых правила: вдох перед началом речи, выделение ударных гласных для замедления темпа и слитное произнесение всех слов как одно (голосоведение). Ребенок внимательно слушает и произносит за вами фразу, четко ее копируя. Родители контролируют выполнение задания. В этом случае у ребен­ка включается слуховой анализатор: ребенок воспринимает заданную нами мелодику, темп, всю фразу и старается ее скопировать.

Сначала словосочетания, фразы даются короткие (из двух слов), а затем они наращиваются. На этом этапе постоянно звучит команда «Повтори!». Здесь уже появляются у ребенка зачатки самостоятель­ной речи. Оба эти этапа являются отработкой речи по образцу, предъявляемому родителями.

Примерно первый этап включает 5—7 занятий, второй— 7—10.

Рабочий материал может включать: игрушки, предметные картин­ки, тематическое лото, сюжетные картинки, серии сюжетных карти­нок. Здесь можно обыграть величину, цвет, форму, вкус, запах и т. д.

Когда ребенок без видимого труда справляется с сопряженной и отраженной речью, когда у него проявляются навыки речевого дыха­ния, чувства ритма и голосоведения, то можно переходить к само­стоятельной речи, которая включает несколько этапов.

3. Вопросно-ответная речь (диалогическая).На этом этапе учим ре­бенка самостоятельно отвечать на вопросы, сначала односложно, а потом развернутой фразой. При этой работе выполняются все речевые правила, что и двух предыдущих.

Нужно стараться на всех этапах работы варьировать логоритмические упражнения (упражнения на координацию слова с движением), Ритмоведение осуществлять хлопками, кистью руки по столу, по бедpy, каждое слово на каждый шаг (шагистика), бросками мяча о Все осуществляется в замедленном темпе. Обязательно следить за голосоведением: между бросками, шагами и ударами кисти и хлопками голос не прерывать! Дня этого используется:

а) зрительная опора (материал: предметы, игрушки, сюжетные картинки серии сюжетных картинок). Показываем ребенку мяч и спрашиваем: «Чтоооэтоо?» Ребенок отвечает: «Этоомяяч». Далее усложняем: «Какооймяяч? Большоойилимааленький?». Ответ: «Этооомааленькиимяяч».


Берем сюжетную картинку и вместе с малышом рассматриваем ее. Затем начинаем задавать различные вопросы. Ответы могут быть простые или развернутые. Ребенок видит перед собой предметы, картинки и ему легче, когда присутствует элемент зрительной опоры, сфор­мулировать ответ. Добиваемся того, чтобы ребенок легко, свободно, отвечал на вопросы без элементов заикания. Для этого проводится несколько занятий.

б) слуховая опора (материал: прочтение коротких текстов, рассказов, сказок). Тесты и рассказы сначала даются без прямой речи. Пря мая речь предусматривает работу над модуляцией голоса, т. е. нал его силой, выразительностью, мелодичностью. К этому можно пере­ходить тогда, когда ребенок будет уверенно отвечать на вопросы про­слушанного текста без прямой речи без запинок, со сформированны­ми речевыми навыками. Родители должны точно передавать голосо­вые характеристики героев рассказа, сказки.

в) трудовая деятельность (конструирование, лепка, мозаика, рас-­
крашивание и т. д.). Например, ребенок рисует дом. Задаем вопрос:
«Что ты делаешь?». Ответ: «Я рисую дом». Или: «Что ты нарисовал?».
Ответ: «Я нарисовал дом». Вопросы задаются в то время, когда ребе­нок чем-то увлечен, что-то делает. Во время трудовой деятельности он как бы «забывает» о своем недуге и вот на этом фоне мы и прово­дим соответствующую работу.

4. Пересказ (монологическая речь).Предлагаем ребенку сюжетную картинку, задаем несколько вопросов по изображенному на ней сюже­ту, соблюдая все речевые правила. Ребенок отвечает на них разверну­тыми фразами, самостоятельно соблюдая также речевые правила. За­тем просим его одного пересказать картинку, используя «ответные» сформулированные ранее фразы. Следим, как ребенок справляется с этим заданием, соблюдая речевые правила. Если он об этом забывает, то нужно напоминать. Это пересказ со зрительной опорой: перед ним картинка. Можно использовать серии сюжетных картинок.

 Затем переходим к пересказу по слуховой опоре. Ребенку прочи­тывают несколько раз небольшой текст или рассказ, чтобы лучше их запомнить, и после этого задают вопросы. Вопросы могут быть как кроткими, так и развернутыми. Ребенок отвечает на них, соблюдая речевые правила, а потом приступает к пересказу под наблюдением

взрослого.

 

 

Работу можно усложнять, задавая вопросы во время трудовой деятельности. Ребенку предлагается нарисовать, слепить, сконструироватьчто-либо из кубиков и во время его «творчества» задавать вопрос:«Что ты рисуешь, лепишь, строишь? Что ты уже нарисовал, лепил, построил? Что ты будешь рисовать, лепить, строить?» Ро-дителипостоянно следят за тем, что делает в настоящее время ребенок, чтобы вопросы были к месту. Затем ребенок старается воспроизвести все действия, которые он производил последовательно для достижения поставленной цели. Нарисовал машину, слепил зайку, построил дом.

Сразу все виды пересказа не следует проводить.

Последние два занятия (3 - 4) направлены на выработку навыков диалогической и монологической речи. Это уже самостоятельная речь хотя и по опорам.

5. Самостоятельная речь.Сюда входит следующая работа.
Самостоятельное название предметов, предъявляемых ребенку.
Самостоятельное придумывание названия картинки, серии картинок.

Самостоятельное описание сюжета по картинке (зрительная опора).

Самостоятельный пересказ текста после его прослушивания. Это сложный этап, на котором мы учим ребенка планировать свое выска­зывание. Это требует выработки некоторых навыков.

Родители должны при этом придерживаться на первых порах следующего: обращать внимание ребенка на:

а) время, когда происходит действие;

б) место, где происходит действие;

в) предметы, с которыми что-то происходит;

г) героев, которые что-то совершают.

Самостоятельный пересказ мультфильма, сказки. Ребенок учится выделять в своем рассказе главное и второстепенное.

Родителям постоянно нужно следить за тем, как он выполняет речевые правила. Всегда нужно прийти на помощь ребенку, еслион в этом нуждается. Без необходи - мости этого делать не следует. Будет лучше, если он сам почувствует уверенность в своих силах.

Сначала берутся сюжеты простые, затем они постепенно услож­няются. Самостоятельное составление рассказа о том, что видел в дет­ском саду, на улице, на детском утреннике и т. д.

6. Спонтанная, эмоциональная речь.Сюда можно включить следу­ющее:

а) беседы по картинке, рассказу, по различным темам с употреб­лением вопросов типа «зачем? почему? для чего? с какой целью? как нужно сделать?». Ставя вопросы, которые заставляют ребенка самостоятельно формулировать ответы, мы тем самым вырабатыва­ем навыки спонтанной импровизированной речи. Предлагаем ребенкусамому по импровизировать на любую тему (пофантазировать). Например: «А что ты будешь делать, когда поедешь в деревню к бабушке?» и т. д.

б) эмоциональная речь включает чтение стихов (с выражением), басен по ролям, сказок, инсценировки совместно с родителями. Ро­дители вместе с детьми готовят костюмы, маски и т. д. Для этого можно пользоваться простыми куклами-бибабо(куклы, которые надеваются на пальцы; можно использовать старые перчатки).

 

 

На этом этапе отрабатываются навыки вы разительной речи, ее интонации, а также сила голоса, его модуляции. Здесь большую роль играет речь самих родителей, которые проводят занятия с детьми. Дети стараются подражать речи взрослых, что у них получается довольно эмоционально и точно.

Параллельно у ребенка на занятиях развивается внимание, память, мышление. Формируется умение отвечать на вопросы, самому задавать их. Формируются навыки пересказа, планирования высказывания, действий. Ребенок постепенно начинает говорить все лучше и лучше. У него меньше проявляются запинки: возникает уверенность, что он может правильно гово­рить. Налаживается темп речи, проходит страх перед ней. Вместе с этим улучшается и психическое состояние: ребенок становится менее раздражительным, налаживается сон, аппетит, работоспособность.

 


На всех этих этапах от сопряженной до спонтанной речи идет постоянное программирование дыхания, т. е. речь начинается после вдоха на плавном выдохе, без ощущения напряжения. Вырабатыва­ем рефлекс готовности к работе голосовых связок — подсвязочное давление должно быть устойчивым. Нарушение речевого дыхания у детей возникает в значительной степени под воздействием страха. Правильная голосовая подача нормализует речь (уменьшает запин­ки или они совсем исчезают) и вместе с этим уходит страх.

Одновременно идет программирование замедленного темпа речи за счет выделения ударного гласного в каждом слове, который про­износится чуть пролонгированнее, чем остальные звуки. Этому по­могают логоритмические упражнения, т. е. упражнения на координа­цию слова с движением (хлопки, удары кисти руки на каждое слово, шаг, бросок мяча на каждое слово). Замедленная речь, как правило, не сопровождается судорожными явлениями. На замедленном темпе у детей восстанавливаются и налаживаются утраченные навыки пра­вильной речи: элементы заикания не проявляются.

Замедленная речь является основой выработки нормальной речи у заикающегося ребенка. Такой речью ребенок должен пользоваться постоянно и повсеместно, вырабатывая тем самым программирован­ный речевой ритм, на котором отрабатывается взаимосвязь дыхатель­ных, голосовых и артикуляционных движений. Замедленная речь не является речью нараспев, т. е. она имеет совсем другой ритмичный и звуковой рисунок. Она должна быть свободной, не напряженной и выразительной. Все заикающиеся дети привыкают говорить быстро, и поэтому замедленная речь не сразу им дается. Когда вы добьетесь замедленной речи, автоматизации речевых правил, не торопитесь сра­зу переходить к нормальному темпу — это произойдет постепенно, само собой. Не форсируйте события.

И последнее условие — это программирование голосоведения. Го­лос во время речи (произнесение слов во фразе) звучит постоянно, не прерываясь — связки постоянно сомкнуты, они находятся в рабочем состоянии. Это достигается постоянным, длительным выдохом, при котором мышечные отростки черпаловидных хрящей растянуты, а связки сомкнуты. Всегда надо помнить о том, что мышцы, которые растягивают отростки этих хрящей, работают только тогда, когда на них давит воздушная струя. Голос зависит от силы и длительности выдоха.

Во время речевой тренировки нужно запрограммировать три ос­новных момента: дыхание, ритм и голосоведение.

Переход от одного речевого режима к другому должен быть по­степенный! Только отработав навыки на одном речевом этапе, мож­но переходить к другому.

У заикающихся детей отмечаются затруднения в словесном офор­млении своих мыслей, в подыскании нужного слова. Поэтому они страдают многословием, склонны к пространным, иногда вовсе ли­шенным смысла рассуждениям. Они избегают тех слов, при произне­сении которых возникают судороги. Это и отражается на формиро­вании собственной фразы.

Поэтому родители должны научить детей пользоваться физиоло­гически правильно своим словарным запасом, точно формулировать свои мысли без страха и быстро находить нужное слово.

Родители учат детей отвечать на самые разные вопросы и умению самостоятельно задавать их. Учат детей свободно владеть речью в любых ситуациях, т. е. развивают у заикающихся детей связную са­мостоятельную речь. У ребенка, благодаря этому, появляется уверен­ность и смелость в изложении своих мыслей.









Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика — это упражнения на координацию сло­на с движением. Она занимает особое место в общей системе комп­лексного подхода при устранении заикания у детей. Логопедическая ритмика нормализует двигательные функции и речь у заикающеюся ребенка.

Движения детей с невротическим заиканием характеризуются не точностью и неуверенностью в их организации. Дети с неврозопо- добным заиканием очень раздражительны, двигательно расторможе­ны, поэтому логопедическая ритмика направлена на коррекцию мо­торики и речи таких детей.

Упражнения на координацию слова с движением:

1.Воспитание чувства ритма. Ходьба со сменой ритма.

2.Выработка точности и четкости движений под счет.

3.Выработка активизации внимания — работа над координацией и переключаемос - тью движений.

4.Нормализация мышечного тонуса.

5.Прослушивание музыкальных произведений, исполняемых в раз­личных темпах.

6.Пение песен с различными ритмичными рисунками.

Все эти упражнения положительно влияют на психическое состоя­ние ребенка. Упражнения следует обязательно дозировать в зависи­мости от состояния ребенка. Не следует его перегружать, т. к. это мо­жет привести к его переутомлению, особенно детей с неврозоподобным заиканием, у которых заикание возникает на фоне остаточных явлений церебрально-органической недостаточности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...