Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры возникновения и течения заикания




Петя К., 3 года. Родители здоровы, имеют высшее образование. Три месяца назад у мальчика появились запинки в виде повторения начальных звуков, слогов. Темп речи быстрый, дыхание — прерыви­стое, голос — слабый, артикуляция — напряженная. Иногда старает­ся перейти на шепот. При беседе с родителями выяснено, что они фор­сировали речевое развитие сына. Они предъявляли для усвоения ма­териал, не соответствующий возрасту, разучивали сложные для по­нимания стихи, азбуку. Речевой аппарат малыша к этому еще не был готов. Произошла речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв, что привело к заиканию, по типу клонусов.

Саша В., 5 лет. Заикание началось после того, как мальчик пошел в детский сад, т. е. уже полгода. Ребенок в сад пошел без желания. Очень привязан к родителям. Сначала заикание проявлялось в виде повторений звуков, а в последнее время мальчик делает продолжи­тельные остановки. Иногда тянет звуки. Заикание усилилось за счет тонических судорог. У мальчика клоно-тоническое заикание. Отец мальчика в детстве заикался.

Катя М., 7 лет. Часто болела простудными заболеваниями. В воз­расте 5 лет у нее появились первые признаки заикания, девочка стала повторять начальные слоги в словах. Темп речи — ускоренный, го­лос — смодулированный, дыхание — поверхностное, прерывистое. Иногда говорит на вдохе. Артикуляция — зажатая (артикуляцион­ные судороги). До школы заикание протекало скачкообразно: оно то

проходило, то снова возобновлялось. При поступлении в школу заи­кание усилилось. Заикание протекает по типу клинических судорог.

Коля С, 4 года. Ребенок с бабушкой сходил в театр на кукольный спектакль. Дома он стал пересказывать содержание увиденной сказ­ки и во время речи у него появились кратковременные судорожные остановки. К вечеру они усилились. Из-за страха перед речью он во­обще перестал общаться с родственниками. У мальчика после эмоци­ональной нагрузки, вызванной просмотром спектакля, появилось за­икание, по типу тонических судорог. Произошло перенапряжение не­рвной системы.

Маша Ф., 5 лет. 2 месяца назад родители познакомились с новой семьей, в которой заикалась дочка. Девочки подружились и часто об­щались друг с другом. В последние две недели родители Маши заме­тили, что она стала повторять начальные звуки и слоги в словах, по­явились дыхательно-голосовые судороги. Заикание появилось по под­ражанию. Родители во время изолировали ребенка от неблагоприят­ного общения, тем самым предотвратили возникновение истинного заикания.

Виды заикания

У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание.

С физиологической стороны при этом виде заикания правое полу­шарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет ра­ботать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.

Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.

У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневро­тические проявления, к которым можно отнести пониженное настро­ение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то непри­ятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.

На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается ло­гофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невоз­можности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание сво­ей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при ко­тором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко-произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирующей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой быва­ет столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом пе­ред речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му-тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движени­ями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, выте­кающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротическо­го заикания лежит логофобия.

Неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше-ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произвольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетичсских зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заика­ния.

Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логоневрозом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дислалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...