Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение Дао и Дэ в «Дао Дэ Цзин». Принципы самоестественности Дао и мифологема «уподобления младенцу в даосизме. Философский смысл даосской концепции недеяния (у вэй).




Всё сущее носит в себе ин и ян, наполнено ци и образует гармонию.

Ци – энергия, разлитая по вселенной. Энергия, приводимая в движение дыханием. Ци – во всех вещах.

Учение о ци, ин и ян в трактате не развито. Дао рождает вещи, Дэ – вскармливает их. Ни одна вещь невозможна без того или иного отношения к Дао и Дэ.

Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположное, благодаря максимальному возрастанию одной из противоположностей.

В самой сильной радости есть немного боли.

Инь-ян – знак великого предела. Предел, который, разделяя, соединяет их, подчёркивая их единство и переход из одного в другое.

Дао Дэ Цзин – гармоничное сочетание противоположностей.

Принцип самоестественности указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует своей собственной природе. Принцип самоестественности не требует от человека усилий, он предполагает, что человек полностью покоится на своих природных ритмах.

Принцип у-вей заключается в отрицании целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы-жань (самоестественности). Это не бездействие. Это деятельность, которая согласуется с миропорядком, с естественным ходом вещей. У-вей – это непротивление природе.

У-вей это также и одна из характеристик Дао: «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и всё совершают»».

Самым главным качеством недеяния является отсутствие причин для действий. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, спонтанно.

Недеяние характеризуется тем, что индивид относится к миру ( а равно и к себе) как к самодостаточной целостности, не нуждаясь в поправках и корректировках.

Даосская сотериология нацелена на восстановление исходного единства и переживания такового (описывается через мифологему «возвращение в утробу матери»)

Реализуется это возвращение через персону совершенномудрого монаха, достигшего единения с Дао и уподобившегося ему. Упорядочивая мир на основе недеяния (отсутствия целеполагающей субъективной действительности) и «спонтанной естественности» (цзы-жань), этот сакрализованный монах возвращает себя и общество в состояние первозданной гармонии и красоты.

Билет.

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».

Брахман-Атман – первопричина мира. В части (IV,24) говорится, что Брахман является средством жертвоприношения, т.е. тем, из чего всё происходит и куда затем возвращается. Всё существующее (этот мир) есть жертва. Жертва знания куда почётней, чем жертва вещественная.

«В жертвенном акте Брахмана/Приношение – также Брахман/Приносится в жертву Брахману/На огне энергии Брахмана/Кто созерцает действия Брахмана/Тот достигает Брахмана».

Брахман и Атман тесно связаны с жертвой знания. Уподобление брахману и есть жертва знания.

Апофатика в «Гите» заключается в том, что все возможные определения высшего существа (Брахмана и Атмана) оцениваются как несоизмеримые ему. То есть, отрицается присущность ему каких-либо свойств. О Брахмане в апофатике ничего нельзя сказать.

Катафатика в «Гите» это своего рода совокупность теологических принципов , постулирующая познание Бога через понимание того, кем или чем он является. Брахман как всеобъемлющая, всепроникающая основа, «сверхбытие» (IV,24). Является неким абсолютом, первоосновой всех вещей (ему можно дать характеристику только через отрицание – апофатику: безначальный, бесконечный и т. д.)

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».

О жизни Чжуан-цзы известно совсем немного. Годы жизни – примерно 365-206 д. н. э. Его тред содержит 33 главы, разделенные на 3 части.

Чжуан-цзы во много расходился взглядами с конфуцианцами и монистами. Он презирал этих любителей красивых фраз, «гуманности», «справедливости» и т. д. Он считал, что их учение превращает общество в толпу, ставит его в рамки. Даосы против конформизма в обществе. Они проповедуют полную, неограниченную жизнь. Цель Чжуан-цзы заключалась в том, чтобы преодолеть ограниченность всякого принципа и всякой точки зрения.

Позиция Чжуан-цзы есть последовательное разоблачение всякой видимости объективированной формы, всякой попытки универсализации частного опыта, всякой аргументации, опирающейся на логико-грамматические категории и исторические прецеденты.

Чжуан-цзы сравнивает нормы культуры с постоялым двором на пути к истине. Философия даосов – приглашение к путешествию вовне себя и всё же к себе.

В даосской философии звучит вопрос: «Кем быть?». Даосы отвечают: «Тем, кем ещё не бывал». Они призывают жить мгновением, где прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

Чжуан-цзы подробнее рассматривает людей: «Люди бывают великодушными, скрытными, осторожными»; «Горестно всю жизнь трудиться и не знать цели своего труда»; «Печально, что срок существования человеческого тела ограничен.

В Чжуан-цзы, в отличие от Дао Дэ цзы , противоположности объединены в Дао. «Чжуан-цзы приснился сон, что он бабочка, или бабочке приснился сон, что она Чжуан-цзы.» Так в Чжуан-цзы описывается взаимное превращение вещей.

Хуайнань-цзы – памятник, составленный при дворе Лю Аня (180-122) его кружком.

В основе мировоззрения лежит даосизм, однако значительно изменённый сознанием человека эпохи империи. Универсализм в трактовке одной темы: «Весь мир, вся вселенная единое целое, управляемое едиными законами и подчинённое одной цели – общему благу. Тема «странствия освободившегося от пут мудреца составляет рефрен одной главы «Хуайнань-цзы».

Общее с даосизмом: утверждение необходимости обучения, наблюдения, тренировки, накопления опытного знания. Но новые идеи подсказаны современностью и часто противоречат другим установкам.

Человек при рождении покоен – это его природное свойство. Начинает чувствовать и действовать, тем самым нанося вред своей природе. Поэтому тот, кто постиг Дао, не меняет природное на человеческое. Вовне с вещами изменяется, внутри на теряет своего естества. Стремится к небытию, но удовлетворяет все свои потребности.

«Хуань-цзы»: Дао покрывает небо, несёт на себе землю; является движущей силой всех вещей; творит многообразные изменения, но над ними не господствует. Человеческой природе свойственно бездействие и покой. Постигший Дао позвращается к прозрачной чистоте, приходит в недеяние.

В «Хуайнань-цзы» возрастает личностный аспект. Большое внимание уделяется тому, соответствует ли человек своему естественному пути – Дао. Противопоставляется небесное, природное и человеческое.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...