Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана.




Одна из самых последних Упанишад – Мандукья. В рамках этой Упанишады используется священный слог «аум» - все это(прошедшее, настоящее, будущее). В Мандукья Упанишаде сказано, что атман имеет 4 стопы(здесь стопы рассматриваются как 4 ступени сознания), стопы Брахмана – вайшванара(состояние бодрствования),соответствует прошедшему времени, тайджаса (сон со сновидениями), соотносится с настоящим временем; праджня (сон без сновидений),соотносится с будущим временем; турия(в некотором смысле интуитивное, оно тождественно атману, «неизреченное»). В состоянии бодрствования манас(ум) и органы чувств активны. В состоянии сна со сновидениями чувства, как указывается, находятся в состоянии покоя и скрываются в манасе — положение, которое современной психологией оспаривается. Согласно упанишадам, пока наши органы чувств активны, мы только дремлем, но сновидений не имеем. Мы находимся как бы в полубодрствующем состоянии. Мандукья упанишада дает нам анализ сознания. Душа имеет три состояния, которые все содержатся в четвертом. Эти состояния — бодрствование, дремота, сон и то, что называется «турия». Первое состояние, то есть бодрствование, таково, что в нем я осознает обычный мир внешних объектов. Оно обладает восприятием грубых вещей. Здесь зависимость от тела является преобладающей. Второе состояние — это сон со сновидениями, где я пользуется тонкими вещами формирует для себя новый мир форм, материалом для которых служат его переживания в бодрствующем состоянии. Дух свободно странствует, сбросив узы тела. Третьим является состояние сна без сновидений, когда мы не имеем ни сновидений, ни желаний. Душа становится на время единой с Брахманом и испытывает блаженство. В глубоком сне мы поднимаемся выше всех желаний и освобождаемся от всех треволнений духа. Противоположности утрачиваются для субъекта, находящегося в таком состоянии. В ряде мест говорится, что во сне без сновидений, когда человек отрезан от отвлекающего влияния мира, мы испытываем природу абсолютного блаженства. Душа является божественной по происхождению, хотя и обременена она плотью. Во сне она освобождается от уз тела и снова приобретает свою собственную природу. Таким образом, Мандукья упанишада отмечает, что наивысшим является не этот сон без сновидений, но другое, четвертое состояние души, чисто интуитивное сознание, где нет познания внутренних или внешних объектов. Об этом состоянии говорится в адвайте-веданте. В глубоком сне дух парит в сфере гораздо более высокой, чем изменчивая жизнь чувства,— в абсолютном единении с

Брахманом. Состояние турии выявляет позитивный аспект негативного, которое особенно подчеркивалось в состоянии глубокого сна. Турия выше блаженства, это недвойственность. При этом нет различения объекта и субъекта. «Четвертым является не то, которое сознает субъективное, и не то, которое сознает объективное; не то, которое сознает и то и другое, не то, которое является просто сознанием, не то, которое представляет собой всеощущающую массу, не то, что является полной темнотой.Это — невидимая, трансцендентная, непостижимая, не поддающаяся выводу, немыслимая, неописуемая, единственная сущность сознания, завершение мира, всегда умиротворенное, всеблаженное, единое единство — это поистине есть Атман»

Это символизируется «аумкарой», в его частях состояниях бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. В глубоком сне мы достигаем вечного единства, в котором все различия исчезают и вся вселенная стирается. Но поскольку это не может рассматриваться как наивысшее состояние, предполагается нечто более высокое позитивное.

 

Таблица от М.А.

    Времена Части (стопы) Брахмана-Атмана Состояние сознания Характер познания Объект «вкушения»
1 А Прошедшее вайшванара Бодрствования Внешнего (всечеловеческого) «грубое»
2 У Настоящее Тайджаса(«состоящий из жара») Легкий сон (со сновидениями) Внутреннего(жизненного я) «тонкое»
3 М Будущее Праджня(«особое постижение, лишённое свойств») Глубокий сон (без сновидений) Чистое сознание Блаженство
4 АУМ

Особое состояние турия. Это совокупность рассмотренных АУМ, но вместе слитые они не постижимы (по ту сторону). Состояние , лишённое свойств, но тождественное Атману.

Не стоит забывать о том, что различное сочетание звуков священного слога также имеет свои обозначения и характеристики










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...