Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кун Фу-цзы: этапы жизненного пути. «Лунь юй» о «Небе» и его «предопределении», о роли государя как «сына Неба», о благопристойности и человечности. Принципы конфуцианской этики.




 

Конфуций: этапы жизненного пути:

Конфуций родился в княжестве Лу  в знатной, но обедневшей семье. Жил в период политической борьбы между китайскими царствами и беспорядков внутри самих этих царств. В те времена Китай не имел сильного центрального правительства. Его отец, –когда родился Конфуций ему было 70 лет (или 67), – был храбрым воином, он умер через два года (или три) после рождения единственного сына (до этого от первой жены у него было девять дочерей). Семья едва сводила концы с концами, и поэтому Конфуцию рано пришлось трудиться, осваивая самые разные навыки и ремёсла. Был он крепок телом, статен и высок, любознателен и трудолюбив, быстро овладевал знаниями и потому к нему стали всё чаще и чаще приходить за советом и помощью в житейских делах. Много путешествовал по Китаю. Поездки по стране обогатили его житейский опыт, пополнили самыми разными и полезными сведениями и, вернувшись в родную провинцию, стал наместником города, а затем и верховным судьёй княжества. Дела его шли успешно, но он опять отправился в странствия. У него было много учеников, и двенадцать из них следовали за ним постоянно. Записей своих бесед сам он не вёл, но это делали его ученики, и благодаря им его беседы, притчи и изречения стали достоянием человеческой культуры (книга «Лунь-юй» – «Суждения и беседы»). Последние годы жизни он провёл на родине и умер под сенью кипарисов на берегу тихой речки примерно за восемь лет до рождения Сократа.

Кун Фу-цзы так делил этапы своего жизненного пути: «У меня на пятнадцатом [году родилась] охота к учению, на тридцатом [я] утвердился [в правилах учения], на сороковом [уже более] не оглуплялся [не рассеивался или не впадал в заблуждение или недоумение на счет должного, то есть освободился от сомнений], на пятидесятом [году] узнал волю Небес, шестидесяти [лет мое] ухо стало покорным, семидесяти лет [я мог] следовать [влечениям] желаниям сердца, не преступать правил».

«Лунь юй» о «Небе» и его «предопределении»:

           В представлениях о небе и духаха К. следовал традиции. Небо для него – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Небо К. – судьба, рок, дао. Небо – единственная верховная божественная сила, управляющая всем мирозданием. Небо приводит в действие 4 времени года, его воля выражается через различные природные явления – солнечные и лунные затмения, сильный град, засуха, появление необычных животных и птиц и т.д.

Учение Конфуция возникло как реакция на религию родовой знати с её вознесенным «Верховным предком» - Небом, т.о. воплощение идеи космической целостности: уничтожение неба в вещах, «выход» его из себя и слияние с ними. Небо – обобщение всего. Оно отождествляется с древностью; оно выносится за рамки естеств. мира, составл. сферу сверхъестественного. Небо – творец всех вещей и времени (творит себя путем собств. расчленения и гибели. Принцип цикличности чел. жизни и мир. истории. Начало цикла – учреждение новой династии, конец – ее упадок и гибель. Жизнь и смерть зависят от небесного веления, родовитость и богатство посылаются с небес.

Принципы конфуцианской антропологии и этики:

К. делил людей на три категории:

1) «благородный муж» (цзюнь-цзы).

*Главное качество – «человеколюбие» или гуманность (жэнь), т.е. любовь к людям, независящая от жизненных обстоятельств. Жэнь – основа поведения в обществе, проявляется в следовании ритуалам, соблюдении и культивировании правил и норм благопристойности (ли), кот. тесно связана с «золотым правилом» морали (чжун юн – «неизменная середина), или взаимностью/снисхождением (шу): «Не делай другому того, чего не пожелаешь себе».

*Среди отличительных свойств – приверженность принципу хэ, т.е. «единение через разномыслие» - самостоятельность мышления, при этом признаются права оппонента на собств. мнение.

*Стремление обладать духовной культурой (вэнь – то, что человек приобретает в процессе обучения)

*должен обладать добродетелью (дэ) –достигнутое посредством учебы и постоянного самосовершенствования внутреннее состояние человека, безупречного в нравственном отношении, достигается строгим самоограничением. 

*Благородный муж боится 3 вещей: веления неба, великих людей и слов совершенномудрых.

2) обычный «средний человек» (чжун жэнь)

3) «маленький/низкий человек» (сяо жэнь) заботится только о личной выгоде и пользе, не понимает воли Неба, не испытывает перед ним благоговейного страха, бесцеремонен с великими людьми презирает слова совершенномудрых. «Единение через послушание» (тун) – нежелание самостоятельно мыслить, бездумное соглашательство и готовность выполнять любое решение вышестоящих.

 

«Благородный муж» - член правящей элиты, выступает как подлинный правитель, обладающий 5 качествами: «когда благородный муж добр, но не расточителен; когда он понуждает народ к труду, но не вызывает его гнева на вышестоящих; когда он желает обрести, но не ради корысти; когда он величав, но не высокомерен; грозен, но не свиреп».

В отношениях с обществом цзюнь-цзы:

*следование долгу или справедливости, выражается в единстве истинного знания (чжи) и должного деяния (син)

*принцип «сыновьей почтительности (сяо) – почтительное отношение сына к отцу, младшего брата к страшему, жуны к мужу, подданного к правителю. Сяо – фундамент социально-политических отношений.

*сила нравственного примера вышестоящих нижестоящим: «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости"

*Повиновение народа состоит в том, что он покорно трудится на правящий класс.

           Благородный муж (Цзюнь-цзы. Тот, в ком «Небо рождает добродетель») исполняет небесную волю, «передает древность» (мудрость древних праведников для спасения мира) Неба.

Все люди государства – это дети императора, но, так как император стоит выше простых смертных, потому что исполняет волю Неба, то он – его сын, или тянь цзы. Все общество во главе с императором – это одна семья.

Правитель должен править согласно ритуалу, на основе добродетели.

 

Билет № 21










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...