Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах.




Упанишады – заключительная часть вед, дословно «сидеть около», т.е. сидеть у ног учителя, получая от него наставления и поучения. Мыслители упанишад не известны, они приписывали авторство богам и героям вед. периода.

Упанишады провозглашают, что душа не достигнет спасения жертвоприношениями. Спасение может быть достигнуто только религиозной жизнью, основанной на постижении сердца вселенной. Сама религиозная жизнь – жертвоприношение. Сокровенное Я в каждом человеке – это верховная сила, благодаря которой все получают бытие. Теория сансары – перерождение. Высший мотив радости – радость победы над собой. Жизнь – стадия дух. совершенствования, ступень в переходе к бесконечному, время для подготовки луши к вечности. Спасение –в в постижении сердцем вселенной. Осознание идентичности своей собственной души с Все-душой – сущность истинно духовной жизни. Самодисциплина, великодушие, прямота, праведность речи, невинность – источники очищения. Когда жертва принесена является смерть, т.е. происходит слияние с Атманом.

 

Упанишады признают только один дух (всемогущий, бесконечный, творец, хранитель, разрушитель мира; свет, владыка, жизнь вселенной) – Брахман – единственный объект поклонения и почитания.

Душа человека – акаша (эфир) внутри сердца, прозрачное озеро, отражающее истину. Атман – живой бог, обитающий в сердце человека. Внутренне бессмертное я и великая космич. сила – это одно и то же, т.е. БРАХМАН = АТМАН.

 

Брахман (космос) = Атман (наше тело) = Абсолют или Абсолютная реальность

Брахман – сокровенное бытие универс. природы и всех её явления.

Атман – наше сокровенное индивид. бытие; человек как индивидуальное и универсальное, космическое и психическое бытие. Слово «атман» в Упанишадах употребляется как местоимение (я, себя) и в значении «тело».

 

Махавакьи — четыре «великих изречения» Упанишад . Каждая махакавья ассоциируется с одной из четырёх Вед. Все четыре изречения традиционно трактуются в контексте единства индивидуального Атмана с безличным Брахманом.

1. «Не это, не это» (Брихадараньяка II, 3, 6)

2.  «Этот Атман – Брахман»  («Мандукья-упанишад» 2 )

3. «То ты еси» (Чхандогья VI, 8, 7)

4.  «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджур-веды»)

 

«…Тот кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем сущим…». Суть этого высказывания заключается в том факте, что высшая реальность заключена в нас как Атман-Брахман. Если познать Атмана-Брахмана внутри себя, ты станешь Брахманом и познаешь истину. Кто становится Брахманом, тот становится всем, становится безграничен.

Различают 2 аспекта Брахмана:

1) воплощенный – единый, смертный, неподвижный

2)невоплощенный - множественный, бессмертный, двигающийся

 

Идея Брахмана-Атмана – это идея тождества субъекта и объекта, кот. наиболее кратко выражена в изречении «То ты есмь»:

корень – в пище;

если пища – росток, то корень – в воде;

если вода – росток, то корень – в жаре;

если жар – росток, то корень – в Сущем.

Когда человек умирает, то его речь погружается в разум, разум погружается в дыхание, дыхание – в жар, жар – в высшее божество. И эта сущность — основа всего существующего, То — действительное, То — Атман. Ты — одно с Тем.

 

«Этот Атман – Брахман» («Мандукья-упанишад» 2):

1. «Аум» - прошедшее, настоящее, будущее. Все это — Брахман. Этот Атман — Брахман, который имеет четыре стопы:

1) вайшванара - бодрствование, познающая внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое

2) тайджаса - состояние сна, познающая внутреннее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое

3) праджня - состояние глубокого сна без снов; блаженство, чье лицо — мысль

4) Атман - не познающий внутреннего и внешнего, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, сущностью постижения Атмана, растворением проявленного мира, приносящей счастье, недвойственной.

Стопы (Атмана) — части, и части — стопы: звук а, звук у, звук м.

вайшванара — звук а — первенство.

тайджаса — звук у— обоюдность.

праджня — звук м— поглощение.

четвертое (состояние) — неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть Атман. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) Атмана.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 790.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...