Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление ведийских космогонических воззрений. Понятие «Риты».
Становление ведийских космогонических воззрений: Ригведа содержит около двадцати космогонических гимнов, и почти все они содержатся в X мандале. Можно сказать, что все космогонические гимны принадлежат к другому хронологическому отрезку, чем фамильные мандалы. Им свойственна тенденция к монотеизму, а за многообразием богов эти гимны стремятся найти единую первопричину существования мира. Во множестве ригведийских космогонических воззрений прослеживается четыре класса гимнов: 1. Биологоморфная модель, где мир является следствием соединения мужского и женского начал; 2. Социоморфная модель, где демиурги связываются с ремесленниками, создавшими мир из своего специфического материала; 3. Сотворение мира в процессе жертвоприношения; 4. Саморазвитие мира из Абсолютного начала. Имеются гимны, которые останавливаются на двух началах — пуруше и пракрити. На плюралистической стадиинекоторые боги — Варуна, Индра, Агни, Вишвакарман — рассматривались как творцы вселенной. Способ же сотворения понимался по-разному. Предполагается, что некие боги построили этот мир, как плотник строит дом. Главные космогонические тексты Ригвед - это "Насадья-сукта" и "Пуруша сукта" В пуруша-сукте мы находим, что боги являются создателями мира, а материал, из которого создан мир, — это тело великого пуруши. Акт творения рассматривается как жертвоприношение, в котором Пуруша является жертвой. "Пуруша — это все в этом мире, что было и будет". Из различных частей пуруши создаются и варны (рот-брахман, руки-раджьнья, бедра-вайшья, ноги-шудры). Из пуруши создаются и боги: Индра и Агни из уст... В Насадье-сукте нет четких ответов на то, кто или что создало мир. Так же нет повествования о том, как он был создан. Гимн начинается с отрицания (na asti (не было)) и заканчивается таже (na veda(не знает)). В гимне представлено некое существо "Нечто Одно", которое было и "дышало, не колебля воздуха, когда "не было не-сущего, и не было сущего". Так же в конце делаются догадки о том, кто все-таки знает о том, как был сотворен этот мир: "Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе, Только он знает или же не знает". Какие бы теории зарождения жизни ни предполагались, надо всем господствует мысль о том, что начало возникновение бытия непостижимо, боги появились как вторичный этап, и неизвестно, владеют ли они разгадкой тайны бытия. Понятие «Риты»: Рита — это понятие, которое уходит своими корнями к индоиранскому периоду. Аналогом риты у иранских ариев является концепция Аши, у египтян Маат. Рита — это закон, пронизывающий весь мир, закон, которому должны повиноваться все боги и люди. Если в мире есть закон, он должен в чем-то выражаться. Если почему-либо его действие не раскрывается здесь, на земле, результаты его должны сказаться где-нибудь в другом месте. Где существует закон, там беспорядок и несправедливость носят лишь временный и частный характер. Торжество злого не абсолютно. Неудачи доброго не должны быть причиной отчаяния. Рита устанавливает нормы нашей морали. Он — всеобщая сущность вещей. Он — сатья, или истина вещей. Беспорядок, или анрита; — это ложь, противоположность истине. Добродетельный тот, кто следует по пути риты, истинному и упорядоченному. Упорядоченное поведение называется истинной вратой. Вратани — способы жизни добропорядочных людей, которые следуют по пути риты. Последовательность — главная черта добропорядочной жизни. Добропорядочный человек эпохи вед не меняет своих путей. Варуна, совершенный пример последователя риты, — это дхритаерата, не изменяющий пути. Когда возросло значение ритуала, рита стал синонимом яджни, или жертвенной церемонии. В Ригведе мы имеем понятие «рита» как моральный и физический порядок. Рита не является творением бога, он сам — божественен и независим от богов, которые, как говорят, были его хранителями. Моральный порядок мира, регулирующий проблемы жизни в ее различных сферах посредством закона, обычая и морали, называется дхармой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |