Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СССР в системе международных отношений в 1953-1964 гг.
С середины 50-х гг. наметился положительный сдвиг в международной обстановке. Впервые после окончания Второй мировой войны главы ведущих государств, в том числе Советского Союза, стали совместно обсуждать основные мировые проблемы. Первой такой встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955 г. глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Уже сам факт созыва этого совещания имел положительное значение, хотя к каким-либо договоренностям прийти не удалось, поскольку позиции сторон были слишком далеки. Западные державы требовали от СССР проведения демократизации в восточноевропейских странах, решения вопроса о создании единых австрийского и германского государств, так как в восточной части Австрии по-прежнему находились советские войска, а с 1949 г. существовала ГДР. Советское правительство предложило заключить договор о коллективной безопасности в Европе без каких-либо предварительных консультаций. Это был расчет на пропагандистский эффект. Естественно, что предложение СССР было отвергнуто в западноевропейских столицах. Одновременно Советский Союз выступил с целым пакетом инициатив в области разоружения. Он предложил резко сократить все виды вооруженных сил и оружия, причем приступать к разоружению предлагалось немедленно, не предусматривался какой-либо контрольный механизм, разоружение должно было проводиться без этапов, единоразово. Эти инициативы также были отвергнуты западными странами, лидеры которых рассматривали их как нереальные и не заслуживающие обсуждения. Однако уже через месяц советское руководство пошло на крупное одностороннее сокращение Вооруженных Сил. В августе 1955 г. Верховный совет СССР принял решение об их сокращении на 640 тыс. чел. 14 мая 1956 г. советское правительство решило осуществить в течение года еще более значительное сокращение своих Вооруженных Сил - на 1,2 млн. чел. сверх проведенного в 1955 г. В 1957 г. СССР внес в ООН ряд предложений о приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая до 2,5 млн., а затем до 1,5 млн.; о ликвидации баз на чужих территориях. Одновременно с этим Советский Союз прекратил в одностороннем порядке проведение ядерных испытаний, ожидая аналогичного шага от западных стран. США и западноевропейские государства скептически отнеслись к советским предложениям и выдвигали такие вполне оправданные условия, как разработку мер доверия и контроля за исполнением принятых решений. А от этих мер в свою очередь отказывался СССР, рассматривая их как вмешательство во внутренние дела. Вторая половина 50-х - первая половина 60-х гг. характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами. В 1956 г. была подписана советско-японская декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Однако нерешенная проблема «северных территорий» - ряда островов Большой Курильской гряды, не позволила тогда заключить мирный договор. В 1958 г. велись двусторонние переговоры с Англией, Францией, было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых, деятелей культуры. Произошла нормализация отношений с Югославией. Политика СССР в восточноевропейских социалистических странах оставалась практически такой же жесткой, как и ранее. Хотя под влиянием «оттепели» братские страны получили несколько большую политическую самостоятельность, попытки выхода за рамки дозволенной «либерализации» резко пресекались. Начавшийся в СССР процесс десталинизации общества не мог не отразиться на других странах социалистической ориентации. В Польше и Венгрии состоялись мощные национальные антисоветские и антисоциалистические выступления. Если восстание в Польше советскому руководству под угрозой ввода войск удалось предотвратить и получить от руководства страны заверения о дальнейшей принадлежности к социалистическому лагерю, то в Венгрии 22 октября 1956 г. началась антисоциалистическая революция. Лидер венгерских коммунистов И. Надь был непреклонен и ни на какие переговоры с СССР не соглашался. Проведя консультации с Югославией и Китаем, Н.С. Хрущев пошел на крайние меры - в Венгрию были введены советские войска. Это решение поддержали все страны социалистического лагеря. 4 ноября 1956 г. после кровопролитных боев советские танки вошли в Будапешт. И. Надь, бежавший в Югославию, был арестован местными властями и вывезен в Румынию, где советский трибунал приговорил его к расстрелу. Главой Венгерской республики стал просоветски настроенный Я. Кадар. Не менее серьезным кризисом стали события 1961 г. в Германии. Согласно потсдамским мирным соглашениям, Берлин, как и вся Германия, был разделен на три оккупационные зоны: СССР, США и Англии. Зона СССР в 1949 г. была провозглашена Германской Демократической Республикой, а Восточный Берлин - ее столицей. Зоны США и Англии образовали Западный Берлин, территорию, фактически управлявшуюся из Федеративной Республики Германии. Территорию Западного Берлина западные государства использовали как базу для работы спецслужб. В то же время многие не согласные с порядками в Восточной Германии рассматривали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для переезда на Запад, а те, кто оставался в стране, - в качестве удобного места для контактов с представителями политических сил Запада. Весной-летом 1961 г. в ГДР обострился политический кризис, вызванный тем, что значительная часть населения страны, прежде всего молодежь в крупных городах, стала открыто выступать за изменение политического строя страны. Территория Западного Берлина использовалась для оказания широкой финансовой, материальной и организационной помощи противникам социализма. В этих условиях правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену, с тем, чтобы прекратить контакты между «внутренней и внешней контрреволюцией». Создание берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и во всем мире. Стремительную потерю авторитета внутри страны Н.С. Хрущев пытался компенсировать во внешней политике. Позаимствовав у Г.М. Маленкова идею «разрядки», с конца 50-х гг. Н.С. Хрущев стремился выйти из невыгодной для СССР «холодной войны» и строить свои отношения с Западом на принципах мирного сосуществования. По замыслу Н.С. Хрущева это должно было неотвратимо привести к победе социализма во всем мире. Во время визита в США в сентябре 1959 г. Н.С. Хрущев в выступлениях по американскому телевидению, ратуя за мирное соревнование двух систем, заявил: «Ваши внуки будут жить при коммунизме». Наладившиеся было отношения с США, оказались на деле очень хрупкими. После прихода на пост главы американской администрации нового президента Д.Ф. Кеннеди, отношения между великими ядерными державами стали портиться. Сначала возник вопрос о статусе Берлина, а затем конфликт был усугублен приходом к власти на Кубе левых радикалов во главе с Ф. Кастро. После заявления Кастро о социалистической ориентации СССР стал оказывать Кубе всестороннюю помощь, рассматривая «остров свободы» как плацдарм для наступления социализма на американский континент. Тлевшая многие десятилетия идея мировой революции в начале 60-х гг. разгорелась с новой силой. Этому способствовали антиколониальные революции в Африке, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Размещение советских ядерных ракет на «острове свободы» в 1962 г. привело к серьезному международному кризису, поставив человечество перед угрозой третьей мировой войны. В результате прямых переговоров по трансатлантическому телефону между президентом США Д.Ф. Кеннеди и лидером Советского Союза Н.С. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный катаклизм[112].СССР демонтировал ядерные ракеты на Кубе и вернул боевые корабли в свои порты. США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленными на СССР. «Ракетный кризис» был кульминацией[113] обострения отношений государств периода «холодной войны». После этого стал происходить медленный и непостоянный процесс улучшения отношений между странами социализма и капитализма. Во второй половине 50-х - начале 60-х гг. сложные проблемы возникли во взаимоотношениях СССР с Китаем и Албанией. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма, резко выступив против осуждения культа личности в Советском Союзе, эти две страны практически прекратили свои отношения с СССР. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку «великого китайского народа». Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной И.В. Сталиным после Второй мировой войны. Разногласия между двумя великими державами были вызваны тем, что Китай уже больше не хотел мириться с ролью младшего брата в социалистической семье, и стремился оттеснить с главенствующих позиций Советский Союз. Естественно, что руководство СССР не могло согласиться с этим, что и вызывало постоянно растущую напряженность. По мере того как утихала прямая конфронтация между СССР и США, нарастала скрытая борьба между ними в странах «третьего мира». В 50-е годы многие азиатские колониальные страны получили независимость, а в начале 60-х гг. этот процесс стал происходить в африканских странах. Как СССР, так и США пытались иметь в правительствах этих стран «своих людей», направлять их внешне - и внутриполитические курсы. При этом обеими сторонами оказывалась как экономическая, так и военная помощь молодым независимым странам. Во второй половине 50-х гг. в «третьем мире» образовались две главные «горячие точки» - Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Практически во всех странах этих регионов шла вооруженная борьба, возглавляемая коммунистами, против существующих режимов. Особенно интенсивно она велась в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, а также в Бирме. Коммунистов активно поддерживали СССР и Китай. Первоначально они действовали вместе, затем противоборствуя друг с другом. Сложилась ситуация, когда коммунистические движения в ряде стран были близки к захвату власти. Лишь массированная помощь со стороны США, Англии и других западных стран позволили правящим режимам стабилизировать положение. СССР стремился наладить дипломатические отношения с некоторыми развивающимися странами, с тем чтобы «оторвать» их от «империалистического лагеря». Наиболее прочные связи установились у Советского Союза с Индией и Индонезией. Достаточно успешно развивались отношения с Бирмой, Камбоджой, Непалом. Установление прочных дипломатических и экономических отношений с развивающимися странами использовалось Советским Союзом зачастую с тем, чтобы ослабить в них влияние бывших колониальных держав и создать тем самым благоприятную обстановку для прихода к власти в них прокоммунистических правительств. Именно в это время в советском политическом словаре стало появляться словосочетание «развивающиеся страны социалистической ориентации». Во второй половине 50-х - начале 60-х гг. к этим странам СССР относил Индию и Индонезию. Если поддержка Индийской Республики со стороны Советского Союза выражалась в экономической и военной помощи, то отношения с Индонезией приобрели элементы политического сотрудничества. Наиболее успешным оно было во второй половине 50-х гг., когда СССР и Китай действовали совместно. Одним из проявлений подобного подхода была программа социалистических преобразований в Индонезии и активнейшая поддержка ее правительством повстанческих движений в соседних государствах, которые ориентировались на западные страны. Если в Индии умеренный и прагматический курс приносил свои плоды, то более открытый индонезийский эксперимент завершился неудачей, когда в результате военного государственного переворота в Индонезии в 1965 г. было смещено правительство Сукарно. Военная и дипломатическая помощь СССР была определяющим фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г. Результатом этих соглашений стало появление социалистической Демократической Республики Вьетнам. Не менее сложные процессы происходили и на Ближнем Востоке. В конце 40-х - начале 50-х гг. большинство арабских стран освободилось от колониальной зависимости и в некоторых из них, как, например, в Египте в 1952 г., к власти пришли военные с националистическими программами. С 1948 г. в этом регионе существовало государство Израиль, созданное согласно решениям Организации Объединенных Наций. Откровенно проамериканский курс израильского правительства и антизападная политика ряда арабских стран были одной из основ конфликта. Другой не менее важной причиной был еврейский и арабский национализм, который толкал соседние народы к непреодолимой вражде. СССР поддерживал арабские страны как в политическом, экономическом, так и в военном плане. Особенно крупную помощь получала Объединенная Арабская Республика в 1956 г. во время агрессии против Египта Англии, Франции и Израиля. Причиной конфликта послужила национализация Египтом Суэцкого канала. СССР не только полностью вооружил и обучил египетскую армию, но и в самый критический момент сделал заявление о готовности послать в Египет добровольцев, что поставило бы Советский Союз в прямую конфронтацию со странами-агрессорами. В связи с тем, что США проявили колебания, не желая усиливать противоборство с СССР в данный конкретный момент, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска. Война 1956 г. значительно укрепила позиции СССР на Ближнем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в странах «третьего мира» стало заметно возрастать. 1960 год был годом обретения независимости семнадцатью африканскими странами, но СССР оказался практически не готовым к активным действиям на Африканском континенте. Влияние Советского Союза ограничивалось политическими декларациями и признанием новых независимых государств. В целом к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Противостоящие системы во главе с СССР и США вышли из крупных, чреватых прямой военной конфронтацией конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Успехи внешней политики СССР в начале 60-х гг. были налицо. В июле 1962 г. по инициативе Советского Союза состоялся Всемирный конгресс за всеобщее разоружение, а в августе 1963 г. ядерные державы подписали договор о запрещении испытания атомного оружия в трех сферах. Число стран третьего мира, объявивших о социалистической ориентации, постоянно росло. Но, как это часто бывало в советской истории, прогрессивно настроенные советские лидеры, укрепляя свой международный авторитет, в то же время теряли его внутри страны.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |