Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменения в политической системе Российской империи в ходе революции




 

Поражение в войне с Японией и последовавшие массовые беспорядки после 9 января окончательно убедило С.Ю. Витте в необходимости модернизации государственного устройства России, в приспособлении ее к современному этапу развития. Однако, не имея, в отличие от своих предшественников-реформаторов всей полноты власти, он отдал немало сил обоснованию идеи модернизации, убеждая царя в ее целесообразности. Являясь монархистом, С.Ю. Витте пытался «социализировать монархию». Считая, что у России лишь два выбора - социализм и самодержавие, способные удовлетворить массы, он отдавал предпочтение самодержавию, «... осознающему свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории». По его мнению, буржуазный парламент нежизнеспособен и является лишь переходной стадией к более совершенному общественному строю - монархическому или социалистическому. С.Ю. Витте исходил из тезиса об абсолютной свободе верховной власти и предлагал государю «смело стать во главе освободительного движения». При этом правительство (подразумевалось во главе с ним), состоящее из лиц, пользующихся общественным доверием, «сразу приобретет опору и получит возможность ввести движение в границы и в них удержать». В своей записке императору от 9 октября 1905 г. С.Ю. Витте предлагал создать условия для всеобщего избирательного права; ввести нормирование рабочего дня и страхование рабочих; расширить деятельность крестьянского поземельного банка, осуществив через него продажу казенных земель и выкуп ренты, получаемой помещиками в виде арендной платы; предоставить Польше, Финляндии, Грузии автономии в области образования, гражданского законодательства, суда, местного обложения.

Николай II, видя, что пожар революции разгорается, вынужден был в целом согласиться с этой программой и подписать 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте Манифест о даровании населению основ гражданской свободы, слова, собраний и союзов, созыв Государственной думы. С.Ю. Витте был назначен премьер-министром. Реализуя положения Манифеста, он учитывал, что Россия не имеет опыта буржуазной демократии, ее внедрение в российскую общественную жизнь должно быть постепенным и считал, что нельзя даже самую «послушную царю» Думу ставить наряду с государем. Буфером должен был по замыслу С.Ю. Витте стать Государственный Совет в обновленном составе. Ему предполагалось осуществлять функции второй палаты и противовеса Думе.

В целом же Манифест 17 октября и связанные с ним реформы помогли Николаю II сохранить трон и монархию в России, хотя характер ее отчасти изменился. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, которые затем лишь формально утверждались ею. Государственная дума не могла изменять Основные законы империи и могла быть распущена указом императора до истечения 5-летнего срока ее полномочий.

Однако для самого С.Ю. Витте манифест стал «лебединой песнью». Когда стало ясно, что правительство в состоянии усмирить революционные очаги силой, Николай предпочел, чтобы во главе кабинета встал человек, разделяющий его принципы и взгляды. Курс же, навязываемый С.Ю. Витте, вступил в противоречие с внутренними убеждениями царя. 23 апреля 1906 г., за четыре дня до открытия I Государственной думы, царь издал указ об отставке графа С.Ю. Витте.

Манифест 17 октября 1905 г. положил начало буржуазному конституированию России и ускорил процесс формирования многопартийной системы в стране. Сложились три политических лагеря, боровшихся за власть: революционно-демократический, буржуазно-либеральный и правительственный.

Революционно-демократический лагерь составляли такие партии, как РСДРП, партия социалистов-революционеров (эсеров), национальные социал-демократические партии Литвы и Польши, народные социал-анархисты и другие. Это были наиболее многочисленные партии, выражающие интересы широких народных масс. Возникли они еще накануне революции в условиях запрета демократических свобод.

Лагерь партий либерально-демократической буржуазии возглавляла партия конституционных демократов (кадетов). Партия оформилась в октябре 1905 г. Ее вдохновителем и организатором был видный русский историк П.Н. Милюков. Главная идея программы партии сводилась к частичным преобразованиям самодержавного строя в России путем реформ при одновременном создании представительного органа народа (Думы) с министерством доверия при нем. В аграрной программе кадеты ограничивались требованием отчуждения части помещичьей земли за «справедливое» вознаграждение. Крестьяне должны были выкупать эту землю, что не могло удовлетворить их. В результате партия конституционных демократов заняла двойственное положение в ходе революции. С одной стороны, кадеты являлись оппозицией по отношению к самодержавию, а с другой - они отмежевались от революционной борьбы и революционно-демократических сил. Социальный состав партии был ограничен. Свыше трех четвертей ее составляли мелкие и средние служащие, чиновники, приказчики и часть либеральной интеллигенции. В ходе революции прокадетские партии возникли на Украине, в Прибалтике, Финляндии, Польше и даже в Средней Азии.

На крайнем правом фланге либерально-демократического лагеря находился Союз 17 октября (октябристы), возникший в ноябре 1905 г. и возглавляемый крупным предпринимателем А.И. Гучковым. В состав этой партии вошли представители торгово-промышленной и финансовой буржуазии, обуржуазившиеся помещики. Они безоговорочно поддержали идеи Манифеста. В их программе была поставлена задача «оказывать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному, всестороннему обновлению государственного и общественного строя России».

В состав правительственного лагеря входили монархические партии, стоявшие на крайне правых позициях. Несмотря на то, что число этих партий было больше, чем в демократическом и либерально-оппозиционном лагерях, они отличались аморфностью[25] организационного оформления. Формирование их значительно отставало от времени создания демократических партий. Эти партии возникли в ходе революции, уже после Манифеста 17 октября, официально провозгласившего право на создание политических организаций. Социальной опорой партий правительственного лагеря было дворянство и высокопоставленное чиновничество, которое твердо стояло на позициях самодержавия.

В мае 1906 г. состоялся съезд уполномоченных дворянских обществ, был принят устав и избраны руководящие органы объединения. Членство этой организации было коллективным, а не индивидуальным, поэтому считать Объединенное дворянство партией можно лишь с большими оговорками. Руководящим органом объединения являлся Постоянный совет из 12 членов, ежегодно проводились съезды уполномоченных. Низовых организаций у Объединенного дворянства не существовало, тем не менее, богатейшие помещики и поместные дворяне имели большое влияние на правящую элиту посредством личных, служебных и родственных связей.

Массовую опору крайне правых составляли черносотенные союзы. Наиболее влиятельной партией являлся «Союз русского народа», который тесно контактировал с департаментом полиции и отчасти финансировался за его счет. Черносотенцы стремились добиться влияния среди широких масс крестьянства, мелкой буржуазии, чиновничества и даже рабочего класса. Ставка делалась на наиболее отсталые группы этих социальных слоев населения. В качестве лозунгов, привлекающих на сторону монархии, использовались призывы к объединению русского народа против инородцев, верности православию и нетерпимости к другим религиям. Под лозунгами верности «царю-батюшке» и защиты православия организовывались погромы, особенно в «черте еврейской оседлости», срыв забастовок и демонстраций революционных сил России, убийства прогрессивных деятелей. Идеологи «Союза русского народа» А.И. Дубровин и В.М. Пуришкевич считали самодержавие основой России и строили свою деятельность на призывах: «Русские люди, объединяйтесь!», «Россия - для русских!». В значительной мере вдохновителями этих крайне правых черносотенных организаций были правительственные круги.

Программы партий правительственного лагеря во многом повторяли друг друга, не отличались строгостью и законченностью концепций, зачастую носили декларативный характер. Их объединяли требования незыблемости самодержавия, неприкосновенности помещичьего землевладения и сословных привилегий, борьба с революционным движением.

Таким образом, уже в начальном периоде революции 1905-1907 гг. наглядно обозначилась социальная поляризация общества. В этих условиях формировались программные документы, вырабатывались стратегия и тактика различных политических сил. Противоборство трех главных политических блоков довольно-таки быстро выявило невозможность компромисса[26] и объединения либеральной буржуазии и революционно-демократического лагеря, что определило перевес сил в ходе революции в пользу самодержавия.

После подавления вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 г. правящие круги взяли курс на постепенный отказ от обещаний, данных ими в момент наивысшего подъема революции. Государственный совет, консервативный по своему составу, по замыслу правительства должен был стать противовесом Думе. Принятое Думой решение должно было пройти одобрение в Государственном совете и только потом представлено царю для окончательного утверждения. Часть Госсовета назначалась из высшей бюрократии, часть была выборной (от православного духовенства, крупных землевладельцев, торгово-промышленных учреждений). Избирательного права при выборах в Думу были лишены женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, кочевые народы, батраки, поденщики, чернорабочие. Выборы были многоступенчатыми (для дворян и буржуазии - двух, для рабочих - трех, для крестьян - четырехступенчатые). Один голос помещика равнялся 4 голосам буржуазии, 260 крестьян, 550 голосам рабочих. Поэтому в Думе, в основном, были представлены помещики и крупная буржуазия, составлявшие в европейской части страны мене 1% населения. Таким образом, говорить о существовании в России парламента было преждевременным.

Прерогативы[27] императора так и не были ограничены. Более того, статья 87 Основных законов Российской империи от 24 апреля 1906 г. гласила: «Во время прекращения заседаний Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно». К тому же царь и созывал Думу и имел право ее роспуска, чем неоднократно впоследствии пользовался. «Основные законы» являлись жалкой пародией на конституцию. Государь так и не решился поколебать устои самодержавия и не реализовал на деле свои обещания превратить Государственный совет в законодательный орган - своеобразную верхнюю палату будущего российского парламента.

В результате выборов, при их бойкоте социалистическими партиями (большевики и эсеры) победу одержали кадеты, получившие более трети всех мест в Думе. Надежды самодержавия на то, что монархически настроенное крестьянство одобрит правительственный курс и проголосует за помещиков, оказались иллюзией. Да и в целом правые партии получили лишь 10% голосов. Таким образом, выборы в Думу показали, что основному догмату самодержавия - «нерушимому единству царя и народа» - был нанесен чувствительный удар.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...