Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программа по физической культуре с использованием элементов традиционного каратэ для учащихся первых классов
I. Пояснительная записка Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в области физического воспитания детей и подростков, что обусловлено его социальным, экономическим и идеологическим значением в развитии общества в целом и в формировании физического потенциала отдельной личности в частности. При этом принципиально важно, чтобы совершенствование учебно-воспитательного процесса по предмету «физическая культура» обеспечивало формирование у школьников общеобразовательного учреждения устойчивой потребности в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Успешное решение этой задачи возможно, если система физического воспитания в общеобразовательном учреждении базируется на изучении мотивационно-ценностных ориентаций подрастающего поколения и реализации как традиционных, так и инновационных физкультурно-спортивных видов в систему физкультурного образования. Проведённое нами социологическое исследование по изучению мотивационной сферы школьников позволило сделать следующие выводы: – мотивационно-ценностная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ превалирует над нетрадиционными видами физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; – школьники проявляют повышенный интерес к видам восточных единоборств и испытывают желание развивать нравственно-волевые качества характера; – дети не осознают значимости физической культуры и спорта в формировании собственного здоровья. В этой связи мы предлагаем внедрение традиционного каратэ в систему физического воспитания учащихся первых классов. Этот вид физкультурно-спортивной деятельности (традиционное каратэ) выступает как вариативный компонент содержания программы физического воспитания учащихся во взаимосвязи с базовым (инвариантным) компонентом. На наш взгляд, данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности позволит расширить многообразие физической активности детей и подростков и разрешить сложившиеся противоречия между: – потребностями общества в физически развитом, духовно и психологически подготовленном поколении, способном к эффективной жизнедеятельности в существующих социально-экономических условиях и недостаточной удовлетворенностью их личностных потребностей в условиях общеобразовательной школы; – повышенным интересом учащихся к нетрадиционным видам физкультурно-оздоровительной деятельности и наличием трудностей внедрения их в практику физического воспитания; – тенденциями интенсивного развития восточных единоборств в мировой и отечественной практике и отсутствием ценностной ориентации подрастающего поколения к оздоровительной значимости занятий традиционным каратэ. Необходимость решения этих противоречий требует специальной подготовки учителя физического воспитания к инновационной деятельности, а также его профессионализма в области традиционного каратэ. Педагогические наблюдения и анализ практики показывают, что многие преподаватели, специалисты в сфере физической культуры и спорта, испытывают ряд трудностей, совершают определенные ошибки в процессе внедрения данного вида физкультурно-спортивной, оздоровительной деятельности в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. Следовательно, требуется подготовка такого творчески работающего специалиста, профессиональная компетентность которого позволила бы ему успешно организовывать учебно-воспитательный процесс и внеурочную физкультурно-оздоровительную работу, и способствовать не только физическому развитию школьника, но и нравственному, духовному и эстетическому формированию личности. Предлагаемая нами программа характеризуется комплексным подходом к формированию основ начальной грамотности в области физической культуры (знаний, умений и навыков), основанной на оптимальном сочетании традиционных видов физкультурной деятельности со специальной направленностью урочных занятий на использование элементов традиционного каратэ. Особенностью программы является возможность использования средств традиционного каратэ наряду с выполнением требований обязательного образовательного минимума (А. П. Матвеев, Т. В. Петрова) без увеличения при этом количества часов. Специфика овладения традиционным Фудокан каратэ заключается в том, что школьники участвуют как личности и субъекты деятельности в целом. При этом в активное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства. Следует акцентировать внимание на значимых структурных компонентах личности. Мы выделяем биологический, психический, личностно-деятельностный. В процессе формирования личностно-деятельностного компонента важно акцентировать внимание на таких структурных элементах, как эстетический, эмоциональный, волевой, нравственный, коммуникативный, двигательный, спортивный, трудовой, прикладной и др. На наш взгляд, программа позволит последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя целостное представление о традиционном каратэ, его возможностях повышения трудоспособности, улучшения здоровья и воспитания личности, способной к эффективной жизнедеятельности в существующих социальных условиях. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащегося и организацию условий для их лучшего решения. Учебный материал рассчитан на один учебный год. Основной формой занятий является урок. II. Тематический план |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |