Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ существующих разработок по внедрению восточных единоборств в систему физического воспитания




На сегодняшний день вопрос о развитии и популяризации каратэ в России и за рубежом решается созданием стилевых федераций различного уровня, проведением исследований в области подготовки спортсменов, изданием научно-публицистической литературы, а также появлением множества нелегальных секций. Анализ теоретических источников указывает на недостаточную разработанность вопроса о внедрении восточных единоборств в систему физического воспитания общеобразовательных учреждений. Более того, подобный опыт в отечественной теории и практике физической культуры отсутствует полностью.

Внедрение восточных единоборств в образовательный процесс нашло своё применение лишь в школах Японии. Первые попытки на пути признания кэндо и дзюдо видом физической культуры, подходящим для воспитания японской нации, были предприняты мастерами боевых искусств Сакакибара Кэнкити и Кано Дзигоро в 1898 г., в результате чего данные единоборства внедряются в программу средней школы в качестве факультативных предметов. Этот опыт был признан положительным, и с 1911 г. кэндо и дзюдо являются обязательными предметами в средних школах Окинавы [35].

В 1901 г. благодаря деятельности Гичина Фунакоси (основатель современного каратэ) по систематизации тренировочного процесса и адаптации средств и методов боевого искусства каратэ с целью массового распространения решается вопрос об официальном признании окинавского каратэ средством физического воспитания молодёжи и её подготовки к службе в армии. Уже через год в двух школах Окинавы началось официальное обучение каратэ.

6 марта 1921 г. Гитин Фунакоси с десятью помощниками демонстрировал Каратэ Ката в замке Сюри перед будущим императором Японии. Это выступление открыло окинавскому Каратэ двери в Японию. И уже в конце 1921 г. японское Министерство просвещения приглашает мастеров Каратэ во главе с Фунакоси на первый Всеяпонский семинар по физической культуре в Токио.

В СССР до 1991 г. стиль каратэ Дзёсинмон практиковали исключительно сотрудники КГБ и МВД под руководством Шихана Юрия Евгеньевича Маряшина (6-й дан, черный пояс) и Алексея Дмитриевича Александрова [22].

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об отсутствии большого опыта использования восточных единоборств в целом и каратэ в частности в практике физической культуры в общеобразовательной школе, а также о недостаточном изучении данной проблемы в теории.



ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Организационные аспекты исследования

Исследование проводилось несколько этапов:

Первый этап – поисковый (сентябрь 2015 – август 2016 гг.), в ходе которого изучались литературные источники по проблематике исследования, проводился анализ государственных образовательных программ по физическому воспитанию, формулировались и уточнялись цель, объект, предмет исследования. Разработаны задачи и методы исследования, определён контингент испытуемых.

Второй этап (сентябрь 2016 - май 2017 гг.) – разработана педагогическая инновационная модель и содержание экспериментальных занятий по традиционному каратэ на уроках физической культуры с учащимися первых классов. Проведен формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого изучались базовый и вариативный компоненты на основе применения средств традиционного каратэ на уроках физической культуры.

Исследования проводились на базе МАОУ СОШ № 118 г. Челябинска. Учащиеся 1-х классов (мальчики и девочки 7-8 лет) в количестве 118 человек составили контрольную (58 чел.) и экспериментальную (60 чел.) группы. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой программе физического воспитания для начальной школы три академических часа в неделю. В экспериментальной группе учащиеся занимались в условиях использования элементов традиционного каратэ. Занятия проводились в аналогичных временных условиях (три академических часа в неделю). Каждый урок включал в себя базовый и вариативный компоненты. Базовый компонент заключался в выполнении обязательного образовательного минимума (основы знаний, лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, лыжная подготовка), вариативный – в использовании элементов традиционного каратэ (теоретическая подготовка, кихон, ката, кумитэ). Для оценки разработанной технологии до и после эксперимента учащиеся обеих групп тестировались по всем исследуемым. В качестве критерия эффективности был принят прирост результатов в контрольных испытаниях.

Третий этап (май 2017 г.) – проводились анализ и обобщение фактического материала, формулировались выводы и практические рекомендации.

Методы исследования

В соответствии с целью и учетом специфики задач исследования нами были использованы следующие методы научного познания: теоретическое исследование, педагогический эксперимент, контрольное тестирование.

Метод теоретического исследования. Теоретический поиск осуществлялся на всех этапах научно-исследовательской работы. Систематизация, обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволил точнее понять сущность исследуемого процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности.

Метод педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент в нашем исследовании выступает как средство познания изучаемого явления и является инструментом, с помощью которого осуществляется поиск путей в практике обучения и воспитания. Используя данный научный метод, мы последовательно решали следующие задачи:

– разработка программы внедрения традиционного каратэ в процессе физического воспитания учащихся начальной школы;

– выявление зависимости между педагогическими воздействиями и достигаемыми при этом результатами;

– сравнение эффективности традиционной системы физического воспитания и предложенной нами здоровьеформирующей технологии.

Контрольное тестирование. Сбор и анализ ретроспективной и текущей информации, педагогическая оценка результатов ранее проведенных исследований позволили отобрать наиболее информативные методики. Использовались как стандартизированные, так и специфичные показатели (тесты).

С целью исследования физического развития детей измерялись рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия).

Для определения уровня физической подготовленности учащихся был отобран ряд контрольных тестов (табл. 1).

Таблица 1 – Тесты для определения уровня физической подготовленности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...