Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Целесообразность внедрения традиционного каратэ




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  В последнее десятилетие в различных регионах Российской Федерации под влиянием отрицательных факторов социально-экономического, экологического и демографического характера наблюдается тенденция, определившая существенное ухудшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также рост различных заболеваний учащихся, особенно детей младшего школьного возраста []. Более того, в настоящее время продолжается интенсификация всего учебного процесса в системе школьного образования. При этом существенно возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера. Это отрицательно влияет на функционирование и развитие всех ведущих систем и организма в целом и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей [17, 25, 38].

В этой связи одним из важных научных направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование инновационных технологий и методик, основанных на спортивно-ориентированных формах организации физического воспитания, расширении применения нетрадиционных средств физической культуры в целостном процессе образования и развития ребенка [4, 21].

Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую, согласно концепции В. К. Бальсевича, создает объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям школьников, в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.

Сложившаяся проблемная ситуация, по мнению ряда ученых, является следствием недостаточной разработанности инновационных технологий, при которых существенно меняются содержание и направленность физического воспитания учащихся школ, происходит обогащение теоретико-методических положений физкультурно-оздоровительной работы на основе применения нетрадиционных средств, и в частности восточных единоборств, а также о необходимости спортизации физического воспитания.

Реальным направлением выхода из существующего кризиса, в котором находится в настоящее время физическое воспитание школьников, является применение в педагогической практике такого прикладно-образовательного вида двигательной деятельности, как традиционное каратэ. Его основу составляют оздоровительно-образовательные и развивающе-тренировочные упражнения, отличающиеся высокой эмоциональностью и динамичностью, способствующие расширению двигательного опыта, формированию здоровья, развитию физических качеств и двигательно-координационных способностей.

В связи с изложенным, представляется чрезвычайно актуальным изучение возможностей реализации каратэ на уроках физической культуры учащихся начальных классов, как одного из средств спортивно-ориентированного физического воспитания, отражающего его инновационную сущность.

Цель исследования -разработать и экспериментально обосновать здоровьеформирующую технологию физического воспитания, основанную на использовании средств традиционного каратэ на уроках физической культуры с учащимися первых классов общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования– дидактические условия и содержание программно-методического обеспечения вариативного компонента спортивно-ориентированного физического воспитания на основе реализации средств традиционного каратэ на уроках физической культуры с учащимися первых классов.

Задачи исследования:

1 Провести обобщение специальной научно-методической литературы и осуществить анализ действующих программ по физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста.

2 Разработать структуру педагогической модели спортивно-ориенти­рованного физического воспитания на основе реализации средств традиционного каратэ на уроках физической культуры с учащимися первых классов.

3 Экспериментально оценить здоровьеформирующую технологию с использованием, в вариативном компоненте, средств традиционного каратэ на уроках физической культуры с учащимися первых классов.

Практическая значимость. Разработанная здоровьеформирующая технология существенно повышает эффективность физического воспитания детей младшего школьного возраста и может быть использована:

- при разработке программного материала по физическому воспитанию первоклассников;

- в педагогической практике учителей физической культуры;

-  на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных школ.

ТРАДИЦИОННОЕ КАРАТЭ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННЫХ

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие инновационных здоровьеформирующих технологий

В современной теории и практике физического воспитания

Детей и подростков

 

Физическая культура как предмет современной общеобразовательной школы призвана выполнять различные социальные функции в физическом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании, поддерживать и стимулировать естественные процессы физического развития школьников, их общую работоспособность, обеспечивать целенаправленное формирова­ние мотивов к познанию и освоению ценностей физической культуры. Одна­ко даже при наличии достаточно полной концепции воспитания у учащихся ценностного отношения к физической культуре, обширного объема научной и методической информации по данной проблематике на практике не наблюдается серьезных сдвигов в их внедрении. Проблема формирования личностной физической культуры школьников находит свое частичное решение, как правило, в освоении и реализации лишь отдельных компонентов физической культуры личности, чаще всего таких, как двигательные навыки и физические качества.

Гораздо яснее выглядят достижения в том направлении развития инновационных процессов в теории и методике физического воспитания, которые касаются феномена сенситивности, характеризующегося наличием в процессе индивидуального возрастного развития человека периодов, благоприятных для развития отдельных компонентов его физического потенциала (как естественного, так и активно стимулируемого специальным обучением и тренировкой) [18, 33].

В. К. Бальсевич [3, 4] открыл феномен сенситивности при изучении возрастной эволюции локомоторной функции человека. Им были установлены факты ускоренного и замедленного развития не только отдельных элементов систем переместительных движений, но и биомеханических и морфофункциональных структур, обеспечивающих реализацию целостной локомоторной функции в онтогенезе человека.

А. А. Гужаловский исследовал эффективность учета фактора сенситивности при избирательно направленных воздействиях на физические качества школьников. Проведенные им педагогические эксперименты позволили получить данные о текущем и кумулятивном эффекте избирательно направленного воспитания физических качеств в замедленные и ускоренные периоды их развития [18].

Е. В. Попова [18] исследовала основные закономерности развития различных видов координационных способностей школьниц 7-14 лет. Ей удалось выявить неоднозначность характера возрастного развития различных видов координационных способностей у девочек этого возраста. Динамика изменения изучаемых параметров носит неравномерный характер. Периоды ускоренного развития координационных способностей сменяются периодами замедления роста (а иногда и снижения) показателей их развития.

Многие учёные и специалисты сходятся на том, что в настоящее время возросшие требования к физическому воспитанию школьников диктуют необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса посредством использования новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности школьников.

В инновационной образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы, разработанной под руководством А. П. Матвеева [24], предусмотрена углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации, в том числе и спортивной гимнастике с основами акробатики на базе общей физической подготовки.

В отличие от традиционных программ здесь предполагается, что учитель может самостоятельно выбирать упражнения, разрабатывать свои гимнастические комбинации и комплексы в зависимости от индивидуальных возможностей и подготовленности занимающихся, условий проведения занятий, оснащенности оборудованием и инвентарем, степени собственного владения гимнастическим материалом и своей гимнастической специализации.

Учебные занятия согласно этой программе строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.

Б. Н. Найданов [25] экспериментально подтвердил возможность учета спортивных интересов школьников при организации физического воспитания. Содержание учебно-воспитательного процесса в экспериментальных группах включало базовую часть программы по физической культуре и углубленное освоение избранного вида спорта.

Вряд ли кто станет сейчас отрицать, что повышение качества физического воспитания подрастающего поколения – важнейшая задача современной школы. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые, педагоги, учителя, руководители самых разных рангов во многих странах мира и, конечно, в нашей стране (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Л. Б. Кофман, Л. Н. Прогонюк, А. В. Родионов и др.). Однако до сих пор добиться масштабных сдвигов в решении проблемы повышения эффективности физического воспитания детей и подростков не удалось нигде, а отдельные достижения учителей-энтузиастов или ученых-экспериментаторов оставались достоянием небольшого числа их воспитанников ввиду невозможности массового воспроизведения незаурядной и самобытной педагогической практики гениального воспитателя или трудностей внедрения в практику новых технологий физического воспитания. Не принесли ожидаемой революции в физическом воспитании и крупномасштабные проекты его преобразований в США, Англии, Германии и других странах.

В связи с этим оказываются настоятельно необходимыми поиск и экспериментальная апробация таких форм физического воспитания в школе, которые позволили бы преодолеть сложившуюся тупиковую ситуацию.

В соответствии с уже достаточно давно развиваемыми В. К. Бальсевичем, его учениками и сотрудниками представлениями о путях peoрганизации форм и обновления содержания физического воспитания основной массы детей, подростков и молодежи, принципиальным, ключевым фактором, обеспечивающим по крайней мере чисто теоретическую возможность преодоления этой тупиковой ситуации, могло бы стать преобразование содержания и формы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе конверсии элементов спортивной культуры учебно-тренировочного процесса в интересах их использования в учебном процессе обычной средней общеобразовательной школы [3, 4, 7, 20, 28].

 

Целесообразность внедрения традиционного каратэ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...