Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В систему физического воспитания школьников




 

Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в области физического воспитания детей и подростков, что объясняется его социальным, экономическим и идеологическим значением в развитии общества и в формировании здоровья отдельной личности.

На наш взгляд, целесообразность инновационных подходов к физическому воспитанию детей и подростков в целом и внедрение традиционного каратэ в частности обусловлено следующими объективными предпосылками:

– тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков;

– отсутствием у школьников мотивации к занятиям физической культурой ввиду несостоятельности традиционной системы физического воспитания;

– наличием повышенного интереса учащихся к занятиям восточными единоборствами;

– тенденцией роста криминогенности.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23, 2 до 15,1 %) и увеличилось количество детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6 %) и 3-й группы – с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронический заболеваний у детей [29].

Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости респираторными инфекциями высок – 60-70 %), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем аллергические заболевания и болезни органов пищеварения [38].

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка [38]. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4 года преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50 % детей возрастает до 4-5.

От 30 до 40 % детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % – со стороны носоглотки; невротические проявления отмечены у 30-40 % детей младшего и у 20-30 % старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 10-30 % дошкольников; 10-25 % имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в 6-7 лет у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растет число детей с отклонениями и заболеваниями пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы и др.), мочеполовой, эндокринной систем.

По мнению многих авторов [2, 6, 9, 32], социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, ее здоровья, трудовой, репродуктивной здоровьеформирующей достаточности должна быть адресована прежде всего педагогической общественности, членам семей, работникам дошкольных учреждений, школ, средних и высших учебных заведений, так как именно эти люди острее всего начинают понимать свою ответственность за социальное, психологическое и физическое благополучие новых поколений.

Следует подчеркнуть, что ныне существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению за счет немыслимых учебных нагрузок, сопровождающихся резким нарастанием отрицательного влияния гиподинамии. Ухудшению здоровья детей способствует внедрение гигиенически непроверенных и необоснованных авторских программ.

Специфическими патогенными факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их воспитательно-образовательной деятельности: интенсификация учебного процесса и соответствующие ей стандарты образования и воспитания, основанные на преобладании статических нагрузок. Это ещё раз подтверждает целесообразность внедрения инновационных технологий, способных кардинально изменить ценностное отношение школьников к физической культуре и формированию собственного здоровья.

Основополагающей идеей гуманистического образования является идея самоценности человека, т. е. во главу угла ставится конкретная личность с его возможностями и потребностями в самореализации и самоактуализации. Поэтому не случайно резкое усиление течений, направленных на: формирование теории и технологии сохранения здоровья при одновременном решении задач обучения и воспитания. При этом принципиально важно, чтобы совершенствование учебно-воспитательного процесса по предмету «физическая культура» обеспечивало формирование у школьников общеобразовательного учреждения устойчивой потребности в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью.

Успешное решение этой задачи возможно, если система физического воспитания в общеобразовательном учреждении базируется на изучении мотивационно-ценностных ориентаций подрастающего поколения и реализации как традиционных, так и инновационных физкультурно-спортивных видов в системе физкультурного образования.

В связи с этим мы предлагаем внедрение традиционного каратэ в систему физического воспитания учащихся начальной школы. Этот вид физкультурно-спортивной деятельности (традиционное каратэ) выступает как вариативный компонент содержания программы физического воспитания учащихся во взаимосвязи с базовым (инвариантным) компонентом. На наш взгляд, предлагаемая технология позволит расширить многообразие физической активности детей и подростков и разрешить противоречия, сложившиеся между:

– потребностями общества в физически развитом, подготовленном духовно и психологически поколении, способном к эффективной жизнедеятельности в существующих социально-экономических условиях, и недостаточной удовлетворенностью их личностных потребностей в условиях общеобразовательной школы;

– повышенным интересом учащихся к нетрадиционным видам физкультурно-оздоровительной деятельности и наличием трудностей внедрения их в практику физического воспитания;

– тенденциями интенсивного развития восточных единоборств в мировой и отечественной практике и отсутствием ценностной ориентации подрастающего поколения к оздоровительной значимости занятий традиционным каратэ.

Нельзя забывать и о сложившейся в последние годы тенденции к росту криминогенности, что также накладывает свой отпечаток на развитие личности ребёнка. Становится вполне объяснимым желание детей научиться защищать себя, адекватно действовать в условиях экстремальной ситуации, чувствовать наибольшую уверенность в себе. В этой связи использование таких средств физического воспитания, как традиционное каратэ, просто необходимо.

 

Исторический, социальный, психофункциональный

И педагогический аспекты традиционного каратэ

Как инновационной здоровьеформирующей технологии










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...