Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




 

Нами проведены антропометрические измерения младших школьников: длины и массы тела, окружности грудной клетки.

Было установлено, что индивидуальные и средние значения изучаемых признаков соответствовали среднестатистическим данным по Российской Федерации. За период эксперимента длина тела у девочек и мальчиков увеличилась в среднем на 5 см, масса тела – на 3 кг.

Следует отметить, что у испытуемых экспериментальной группы (ЭГ), по сравнению с детьми контрольной группы (КГ), выявлена более высокая динамика показателей окружности грудной клетки. Так, у мальчиков ЭГ по окончании эксперимента прирост составил 3,37 см (от 59,78±0,06 до 63,15±0,05); аналогичный показатель у школьниц стал достоверно выше на 1,62 см (p<0,05).

Изучение показателей силы кисти руки, жизненной емкости легких показало, что за время эксперимента исследуемые признаки у девочек и мальчиков КГ существенно не изменились, в то время как у испытуемых ЭГ наблюдались существенные приросты: ЖЕЛ – на 456,37 мл (мальчики) и 385,67 мл (девочки); сила кисти – на 1,1 кг (мальчики) и 1,2 кг (девочки).

Более высокие приросты показателей окружности грудной клетки и жизненной емкости, легких у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ были обусловлены целенаправленным применением дыхательных упражнений, игр, ходьбы и бега в режиме 120-130 уд/мин.

Результаты изменения физической подготовленности детей младшего школьного возраста в течение эксперимента приведены в таблицах 4 и 5.

Динамика показателей двигательных способностей младших школьников экспериментальной и контрольной групп показала, что у детей ЭГ прирост результатов, характеризующих развитие гибкости, скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей достоверно выше (p < 0,05).

Таблица 4 – Изменение показателей физических качеств и двигательно-координационных способностей у девочек контрольной и экспериментальной групп

Физич. качества и двигательно-координац. способности

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

М ±σ p М ± σ p

Скоростные

Бег 30 метров, с

7,0 ± 0,28

>0,05

6,4 ± 0,22

<0,05

7,1± 0,25 7,0 ± 0,28

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

96,81±1,31

>0,05

115,2±0,98

<0,05

96,5±1,4 100,5±0,5

Бросок набивного мяча из положения, сидя на полу, см

245 ± 0,96

>0,05

320 ± 0,6

<0,05

248 ± 1,27 280 ± 0,63

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине (кол. полных циклов)

5,8 ±1,16

>0,05

10,0 ±0,42

<0,05

5,5 ±1,11 7,0±0,51

Сила мышц брюшного пресса (кол. полных циклов)

8,0 ± 0,5

<0,05

13,0 ± 0,48

<0,05

9,3 ± 0,63 10,0 ± 0,3

Гибкость

Тест Васильева на гибкость, см

1,8 ± 0,57

>0,05

6,0 ± 0,6

<0,05

2,0 ± 0,05 2,3 ± 0,53

Шпагат (средний показатель правой и левой ноги), см

21,03±0,92

>0,05

10,13±0,93

<0,05

20,9±0,09 20,21±0,85

Согласованность движе- ний руками и ногами

Перешагивание через гимнастическую палку, с

11,32±0,96

>0,05

8,32±0,18

<0,05

11,0±0,23 10,80±0,12

Способность к ориентиро- ванию в пространстве

Бег к пронумерованным мячам, с

10,58±0,10

>0,05

8,8±0,09

<0,05

10,5±0,11 10,0±0,13

Примечание:в таблицах 4 и 5 в числителе – экспериментальная, в знаменателе – контрольная группы.

Таблица 5 – Изменение показателей физических качеств и двигательно-координационных способностей у мальчиков экспериментальной и контрольной групп

Физич. качест- ва и двигатель- но-координац.

способности

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

М ± σ p М ± σ p

Скоростные

Бег 30 метров, с

6,95 ±0,09

>0,05

6,25 ±0,07

<0,05

6,92 ±0,07 6,8 ±0,06

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

107,5 ±1,22

>0,05

119,7 ± 1,5

<0,05

108,15±1,12 111,1 ± 1,7

Бросок набивного мяча из положения сидя на полу, см

258 ± 0,96

>0,05

359 ± 2,05

<0,05

259 ± 1,41 305 ± 2,20

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине (кол. полных циклов)

6,9 ± 0,69

<0,05

13,0 ±0,47

<0,05

7,8 ± 0,81 10,0 ±0,49

Сила мышц брюшного пресса (кол. полных циклов)

9,0 ± 0,63

>0,05

14,8 ±0,48

<0,05

8,95 ± 0,05 10,8±0,3

Гибкость

Тест Васильева на гибкость, см

1,8 ± 1,1

>0,05

5,46 ±0,95

<0,05

1,7 ± 1,0 2,0 ± 0,88

Шпагат (средний показатель правой и левой ноги), см

18,95±1,08

<0,05

9,7±0,97

<0,05

20,73±0,62 19,73±0,68

Согласованность движе- ний руками и ногами

Перешагивание через гимнастическую палку, с

11,1±0,09

>0,05

8,13±0,06

<0,05

10,9±0,1 10,56±0,16

Способность к ориентирова-нию в пространстве

Бег к пронумерованным мячам, с

9,65±0,13

<0,05

8,4 ±0,08

<0,05

9,42±0,11 9,36±0,10

 

Результаты исследований показали значительный разброс индивидуальных показателей развития физических качеств и двигательно-координационных способностей. Это свидетельствует о разных типологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Достоверное увеличение показателей у детей ЭГ, по сравнению с КГ, произошло по абсолютному большинству тестов.

Значительный прирост скоростно-силовых показателей у девочек и мальчиков ЭГ объясняется целенаправленным применением в учебном процессе специальных средств, которые требовали от учащихся быстрого решения двигательной задачи.

Высокий прирост в контрольном упражнении «подтягивание на низкой перекладине» свидетельствует о том, что младший школьный возраст является благоприятным для развития относительной силы. В то же время, сравнивая результаты испытуемых обеих групп, следует отметить, что у детей ЭГ эти измене­ния были достоверно выше. Причина более существенного прироста результатов в развитии силы в экспериментальной группе заключается в различии усло­вий выполнения силовых упражнений. При использовании традиционных методов развития силы учащиеся вынуждены многократно выполнять одни и те же упражнения, при этом снижается работоспособность, наступает утомле­ние, что приводит к отказу от выполнения упражнений. Применение на уроках специализированных заданий с использованием традиционного каратэ, элементами состязания вызывает положительные эмоции учащихся, стимулирует максимальное проявление физических и духовных сил, создает условия для более полного раскрытия функциональных возможностей организма. В данных условиях результативность силовых упражне­ний более высока.

Существенные различия в показателях двигательной координации (тест «перешагивание через гимнастическую палку») у мальчиков и девочек обеих групп вполне закономерны. В частности, использование элементов традиционного каратэ требует проявления согласованности движений руками и ногами, что способствовало эффективному развитию координационных способностей.

Повышение уровня физической подготовленности учащихся связано со специфичностью двигательных действий традиционного каратэ как средства физической культуры. Занятия каратэ требуют от детей комплексного проявления разнообразных двигательных способностей и навыков в различ­ных сочетаниях, а также содействуют воспитанию умения применять различные по длительности и амплитуде движения, помогают сочетать их во времени и пространстве, оказывают влияние на развитие координации движений, быстроты реакции и других физических качеств.

Таким образом, в результате применения специальной методики у испытуемых существенно увеличились показатели развития таких двигательных способностей, как координация движений, скоростно-силовые способности, сила, гибкость. Сравнение среднегрупповых результатов учащихся контрольных и эксперименталь­ных групп показало, что по абсолютному большинству показателей преиму­щество оказалось за экспериментальной группой.

 

 

Рисунок 1Динамика заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп в течение учебного года

Количество учебных дней, пропущенных по болезни, мы использовали в качестве критерия для определения частоты заболеваемости младших школьников. Для изучения динамики показателя на протяжении эксперимента отслеживались данные школьных журналов, документы медицинских учреждений, проводились беседы с родителями. Дни, в которые дети не являлись по причинам не связанным с ухудшением здоровья, в исследовании не учитывались (рисунок 1).

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1) самыми распространёнными заболеваниями являются ОРВИ, грипп, ветряная оспа;

2) наиболее часто дети болели в 4-м и 1-м кварталах (осенние, зимние месяцы);

3) уровень заболеваемости школьников, занимающихся по экспериментальной программе, в начале учебного года мало отличался от уровня заболеваемости их сверстников, однако в зимние и особенно, весенние месяцы участники экспериментальной группы болели значительно меньше детей, занимающихся в условиях традиционной системы физического воспитания.

Таким образом, в ходе эксперимента выявлено, что занятия детей физической культурой в условиях инновационной технологии существенно снизили влияние неблагоприятных факторов внешней среды и способствовали повышению уровня их здоровья.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Содержание физического воспитания школьников 1-3 классов общеобразовательных школ не обеспечивает в необходимой мере физическое развитие и физическую подготовленность, воспитание и оздоровление детей. Данное обстоятельство является следствием недостаточной разработанности комплексной программы физического воспитания младших школьников и инновационного использования традиционных и нетрадиционных форм и средств физической культуры, реализуемых на основе здоровьеформирующих технологий.

Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы:

1 Разработанная педагогическая модель инновационной здоровьеформирующей технологии физического воспитания строится на целенаправленном формировании здоровья. Образовательный компонент осуществлялся за счёт освоения базового материала, теоретических основ знаний, лёгкой атлетики, гимнастики, подвижных игр, лыжной подготовки. Вариативный компонент, построенный на основе применения элементов традиционного каратэ, преимущественно решает задачи оздоровления, развития физических качеств и двигательно-координационных способностей, повышения мотивации детей к занятиям физической культурой.

2 Содержание программного материала традиционного каратэ в процессе занятий физической культурой младших школьников необходимо строить с учётом реализации объёма (40 %) и интенсивности физических нагрузок (30 %) от общего времени урока при аэробном (120-130 уд/мин) и смешанном (144-160 уд/мин) режимах.

3 Итоги формирующего эксперимента показали, что произошли существенно различные изменения у испытуемых обеих групп в контрольно-педагогических тестах. Так, у мальчиков и девочек экспериментальных групп достоверно выявлен прирост во всех показателях контрольных тестов, что является следствием влияния технологии, основанной на применении традиционного каратэ. Прирост результатов в беге на 30 м, прыжке в длину с места, подтягивании на перекладине и силы мышц брюшного пресса составил, соответственно, 0,7 с; 12,2 см; 101 см; 1,1 раза; 5,8 раза (р<0,05) и был существенно выше, чем у испытуемых контрольной группы, соответственно, различался на 0,12 с; 2,96 см; 46 см; 2,2 раза и 1,85 раза. Так же достоверно выше зарегистрированы результаты прироста в данных тестах у девочек ЭГ, чем в КГ, которые соответствовали: бег на 30 метров – 0,7с; прыжок в длину с места – 18,4 см; подтягивание на низкой перекладине – 4,2 раза; сила мышц брюшного пресса – 5 раз. Соответственно у испытуемых КГ – 0,1с; 4см; 1,5 раза; 0,7 раза.

Таким образом, высокая значимость инновационной технологии обусловлена существенным повышением уровня здоровья занимающихся за счёт снижения заболеваемости детей и повышения уровня их физической подготовленности.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список

1 Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии [Текст] / И. А. Аршавский. – М.: Медицина, АМН СССР, 1967. – 204 с.

2 Баландин, В. А. Методология обновления процесса физического воспитания в начальной школе [Текст] / В. А. Баландин. – Краснодар: КубГАФК, 2013 – 177 с.

3 Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст] / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 23 - 25.

4 Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания [Текст] / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 15-25.

5 Виленский, М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни [Текст] / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 9.- С 9-14.

6 Воленко, О. И. Как растить здоровое поколение (о новой программе для начальной школы) [Текст] / О. И. Воленко, Т. И. Петракова, В. Г. Цыпурский // Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 52-56.

7 Волкова, С. С. Содержание преподавания основ здорового образа жизни в младших классах [Текст] / С. С. Волкова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тез. докл. 4-й науч.-практ. конф.: Коломенского пед. ин-та. – Коломна, 1994. – С. 46.

8 Димов, В. М.Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности [Текст] / В. М. Димов, В. М. Паутов // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 1. – С. 166-179.

9 Дмитриев, А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры [Текст] / А. А. Дмитриев. – Красноярск: Изд-во Сибирь, 2009. – 80 с.

10 Ермаков, В. А. Дифференцированное физическое воспитание [Текст] /   В. А. Ермаков. – Тула: Изд-во Тулгоспедуниверситета им. Л. Н.. Толстого, 2015. – 131 с.

11 Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

12 Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] /  Ю. Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.

13 Иванов-Катанский, С. А. Комбинационная техника каратэ [Текст] / С. А. Иванов-Катанский. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2011.– 576 с.

14 Игнатов, О. В. Система спортивной подготовки каратиста [Текст] / О. В. Иванов // Додзё. – 2001. – Выпуск 2. – С. 35-36.

15 Ирхин, В. М. Теоретико-методологические подходы к разработке модели «Школы здоровья» [Текст] / В. М. Ирхин // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 26-32.

16 Йорга, И. Традиционное Фудокан каратэ – мой путь [Текст]: пер. с серб. З. Булюгич / И. Йорга. -  Екатеринбург: Типография ООО «Издательство УМЦ УПИ» 2012. – 202 с.

17 Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1.– С. 11–17.

18 Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л. И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.

19 Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности [Текст] / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 11-16.

20 Лях, В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков [Текст] / В. И. Лях, М. Г. Мейксон, Л. Б. Кофман. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 124 с.

21 Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 9. – С. 10-14.

22 Маряшин, Ю. Е. Современное каратэ [Текст] / Ю. Е. Маряшин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. – С.1-61.

23 Маслов, А. А. Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского ушу [Текст] /А. А. Маслов. – СПб.: Текс, 2015. ­– 238 с.

24 Матвеев А. П. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре [Текст] / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М.: Дрофа, 2002. – 345 с.

25 Найданов, Б. Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учётом спортивных интересов учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы [Текст] / Б. Н. Найданов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 1. – С. 53-58.

26 Нишияма, X. Каратэ или искусство борьбы «пустой рукой» [Текст]: пер. с англ. С. С. Бильдушкинова / Х. Нишияма, Р. Браун.  – Харьков: Рубикон, 2013. – 240 с.

27 Озолин, Н. Г. Современная система тренировки [Текст] / Н. Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 478 с.

28 Прогонюк, Л. Н. Освоение технологии спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / Л. Н. Прогонюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 4.– С. 12.

29 Родионов, А. В. Физическое развитие и психическое здоровье. Программа развития личности ребенка средствами физической активности в 1-4-х классах [Текст] / А. В. Родионов, В. А. Родионов. – М.: ТЕНС, 2015. – 167 с.

30 Рожков П. А. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни [Текст] / П. А. Рожков: http://www. mediatext. ru/docs.

31 Сериков, С. Г. Направленность образовательных процессов на сохранение здоровья учащихся / Инновационные проблемы в учреждениях российского образования [Текст]: сб. науч. тр. / С. Г. Сериков. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 1999. – С. 169-174.

32 Скачков, И. Г. Новый вариант школьного урока [Текст] / И. Г. Скачков // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 5-6. – С. 35-36.

33 Смирнова, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнова, М. К. Аносова. – М.: Изд-во. Академии ПК и ПРО, 2002. – 213 с.

34 Степанов, С. В. Теоретико-методологические основы многолетней подготовки спортсменов-каратистов [Текст] / С. В. Степанов, Л. С. Дворкин. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. – 380 с.

35 Фомин, В. Диалог о боевых искусствах [Текст] / В. Фомин, И. Линдер. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 366 с.

36 Чермит, К. Д. Здоровьесберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) [Текст] / К. Д. Чермит // Образование города на пути к XXI веку. - Майкоп, 2000.– С. 272-277.

37 Чоговадзе, А. В. Физическое развитие детей и подростков: исследование и оценка [Текст] / А. В. Чоговадзе, И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов // Детская спортивная медицина: под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. – М.: Медицина, 1980. – С. 159-162.

38 Ямпольская, Ю. Я. Здоровье и физическое развитие школьников [Текст] /  Ю. Я. Ямпольская // Школа здоровья. – 2010. – № 1. – Т. 4. – С. 7-13.

40 Rausavljevich, R. Comparative analysis of structural transformation of motor dimensions of seven – year old male and female pupils. In: Ljubliana, Slovenia, 1999. – Р. 36-45.

41 Turek M., Horvath R. Motion performance and physical development of children in the age of 7 to 10. In: V. Strojnik and A. Usaj, eds. Proceedings I of the 6-th Sport Kinetics Conference’ 99, Ljubljana, Slovenia, University of Ljubliana, Facultu of Sport, September 1999: 387-390.


ПриложениЯ

 

Приложение 1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...