Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание инновационной здоровьеформирующей технологии физического воспитания учащихся на основе использования элементов традиционного каратэ




Внедрение технологии, основанной на использовании элементов традиционного каратэ, осуществляется прежде всего с целью активного формирования здоровья младших школьников, что требует адекватного подхода к использованию организационно-методических приемов. В этой связи при её создании мы опирались на «Принцип активного здоровьеформирования», разработанный В. К. Бальсевичем.

Принцип активного здоровьеформирования. Приоритетной задачей массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья ребенка и подростка с использованием следующих организационно-методических положений:

– обязательное соответствие акцентов тренирующихся и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфо-функциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями;

– своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающих предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающих условия для бытового, производственного и спортивного травматизма;

– своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды;

– овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте;

– овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте [4].

В осуществлении разработанной технологии физического воспитания младших школьников мы исходили из следующих методических предпосылок:

-   формирования физической культуры личности;

- инновационного варианта применения традиционного каратэ как дидактического процесса, основанного на общекультурном и психомоторном развитии школьника;

-  интенсификации уроков физической культуры за счет используемых средств и методов в тренировочном режиме на уроках физической культуры;

- комплексной реализации образовательной, воспитательной и оздоровительной функций.

Учет указанных методических условий дал возможность обосновать инновационную здоровьеформирующую технологию физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ.

Организационные условия экспериментальной части работы содержали набор соответствующих воздействий на условия учебной деятельности и активного отдыха, которые позволили решить вопросы, связанные с координацией совместной деятельности преподавателей различных предметов, направленные на оптимизацию образовательного процесса: обеспечение адекватного учебного режима, рационализацию учебной и внеучебной работы, оздоровительных мероприятий.

Организационными условиями являлись: составление расписания уроков, рационализация использования времени урока с целью включения вариативного компонента и проведения учебных занятий преподавателем, владеющим методикой традиционного каратэ; приобретение специальной формы (кимоно), контроль гигиенического соответствия спортивного зала.

Методические условия экспериментальной части работы содержат инновационное построение вариативного компонента урока физической культуры на основе включения средств и методов обучения традиционному каратэ.

В рамках осуществления педагогического эксперимента разработаны: учебная программа физического воспитания младших школьников с использованием элементов традиционного каратэ; рациональное построение тренировочных нагрузок, соответственно возрасту и физической подготовленности испытуемых; содержание средств традиционного каратэ для изучения в младшем школьном возрасте; система оценки технической подготовленности.

Вариативная часть урока, как и тренировка в традиционном каратэ, направлена на физическое и духовное развитие человека, оздоровление его организма и достижение технического мастерства, которое возможно лишь в том случае, если каратист в достаточной степени овладел теоретическими и практическими разделами тренировки, имеет хорошее физическое развитие, отлично тактически подготовлен, проявляет высокие моральные качества.

В последние десятилетия получили широкое распространение научно-технические, инновационные образовательные программы, комплексные целевые программы преобразования тех или иных объектов; работы различных групп людей; программно-целевой подход к различным видам деятельности; программы научно-исследовательских работ и т. д. Ввиду наличия определённых разногласий в подходе, структуре и реализации вышеупомянутых разработок, мы предприняли попытку выявления общих закономерностей и принципов построения образовательной программы. Анализ существующих изысканий даёт нам основания согласиться с И.Г.Скачковым [32], который определяет технологию программирования как совокупность последовательных операций по составлению программы – комплекса мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития объекта, упорядоченных в виде «дерева целей». Именно программа служит в качестве входного материала для составления планов её реализации.

Учебный материал был составлен с учетом действующей программы по физическому воспитанию 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей [24]. При этом руководствовались научными положениями В. К. Бальсевича [3] о приоритете спортивной тренировки, как эффективного воздействия на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей.. Это особенно важно для существенного повышения эффективности физического воспитания детей, где до настоящего времени ведущая роль отводилась только обучению двигательным умениям и навыкам при освоении различных физических упражнений.

Особенностью разработанной технологии является использование средств традиционного каратэ одновременно с выполнением обязательного базового компонента без увеличения количества учебных часов. Реализация данной технологии осуществлялась с учётом следующих условий:

- расширения двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми элементами традиционного каратэ с повышенной двигательно-координационной сложностью;

- формирования умений и навыков при освоении физических упражнений, связанных с повышением уровня здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

- расширения функциональных возможностей организма и повышения его адаптивных свойств за счет целенаправленного развития физических качеств;

- формирования практических умений для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, оздоровительной и рекреативной направленности, группового взаимодействия, посредством подвижных игр;

- реализации принципа вариативности.

Расширение содержания учебного материала на основе применения различных средств традиционного каратэ позволило формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой, повысило их общую работоспособность и концентрацию внимания на уроке. Плотность урока физической культуры увеличилась в пределах 15 %. Соотношение базовой части урока составило 60 %, вариативной – 40 % от общего времени.

Таблица 2 –Распределение учебной нагрузки в уроке физической культуры для испытуемых по экспериментальной программе

Части урока Содержание Время, мин ЧСС, уд/мин

П е р в о е   п о л у г о д и е

Подготови тельная Строевые упражнения, ОРУ, упражнения на растяжку, беговые и прыжковые упражнения. 15 130-140
Основная Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, обучение отдельным элементам традиционного каратэ, развитие гибкости, быстроты. 22 144-156
Заключительная Ходьба, дыхательные и релаксирующие упражнения, подведение итогов, домашние задания. 3 110-120

В т о р о е   п о л у г о д и е

Подготови тельная Строевые упражнения, ОРУ, упражнения на растяжку, беговые и прыжковые упражнения. 10 136-142
Основная Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, изученние элементов традиционного каратэ, тренировка комбинационной техники, проведение формализованных поединков, элементы соревновательной деятельности, развитие гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей. 27 160-185
Заключительная Ходьба, дыхательные и релаксирующие упражнения, подведение итогов, домашние задания. 3 100-120

Таблица 3Содержание разделов базового и вариативного компонента урока физической культуры для учащихся первого класса с использованием элементов традиционного каратэ

Средства базового компонента Средства вариативного компонента
Основы знаний Значение физической культуры для детей Правила поведения на уроках физической культуры Формирование осанки Средства и способы закаливания Правила личной гигиены Легкая атлетика Обучение беговым упражнениям Обучение прыжковым упражнениям Обучение метанию теннисного мяча Подвижные игры «Охотники и утки» «Салки» «День и ночь» «Перестрелка» «Караси и щука» Гимнастика с основами акробатики Разучивание строевых упражнений Общеразвивающие упражнения Обучение отдельным акробатическим упражнениям Прикладные упражнения Лыжная подготовка Обучение передвижению на лыжах ступающим шагом Обучение передвижению на лыжах скользящим шагом Обучение поворотам переступанием Обучение спуску в основной стойке Обучение подъёму «лестницей» Теоретические основы традиционного каратэ Традиционное каратэ как вид восточного боевого искусства Исторический обзор развития традиционного каратэ Терминология традиционного каратэ Правила поведения на занятиях по традиционному каратэ Основы техники приемов традиционного каратэ Кихон (обучение базовой технике) Дачи–вадза (техника стоек) Тэ–вадза (техника рук) Гери–вадза (техника ног) Ката (формализованные технические комплексы) Хеаны (ученические ката) Бункай (расшифровка ката) Кумитэ (спортивный поединок) Кихон–гохон кумитэ (тренировочно–формализованный поединок на пять движений) Кихон–санбон кумитэ (тренировочно-формализованный поединок на три движения)

 

В связи с внедрением элементов традиционного каратэ несколько изменена подготовительная часть урока: ритуал приветствия, который позволяет ученикам воспитывать уважение друг к другу, к учителю, к месту занятий (додзе), а посредством этого создать благоприятную обстановку и помочь настроиться на совместную работу. Спецификой разминки является наличие традиционных подготовительных упражнений, необходимых для подготовки организма школьника к выполнению базового компонента урока наряду с использованием большого количества упражнений на растяжку, прыжковых упражнений, а также специальных упражнений, необходимых для освоения школьником наилучшего темпа и ритма предстоящей работы по выполнению вариативного компонента.

Основная часть наряду с материалом образовательного стандарта включает в себя все упражнения, которые обеспечивают выполнение программы традиционного каратэ в зависимости от направленности данного урока (кихон, ката, кумитэ), а также содержит необходимый минимум СФП.

Заключительная часть урока предусматривает приведение организма учащихся в спокойное состояния за счет постепенного снижения нагрузок. В конце тренировки, так же как и в ее начале, совершается ритуал приветствия, сюда включаются дыхательные упражнения для наиболее полного возвращения в естественный ритм работы сознания и функциональных систем организма.

Реализованная технология позволила существенно расширить объем физической активности детей, повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями и уровень здоровья младших школьников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...