Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В системе физического воспитания




Каратэ как одно из направлений дальневосточных боевых искусств пришло в Европу из Японии лишь в начале ХХ в., а до этого было известно под названием ТОДЭЙ как китайский рукопашный бой. Тодэй, развиваясь в течение нескольких столетий на Рюкю (старинное название района Окинавы) под влиянием китайских мастеров кулачного боя, вобрал в себя качества, присущие восточным боевым искусствам. Одним из носителей исконного воинского искусства тодэй является Ангаки Итосу (1830 – 1915), ученик легендарного военачальника, члена королевского правительства Рюкю – Мацумуры Сокона (1798 – 1890). Итосу вошел в историю не за воинские заслуги, а благодаря своей деятельности, основанной на физкультурном толковании тодэй. Он переработал старинную технику, которая шла от китайцев, придав ей привлекательные гимнастические формы, с тем чтобы использовать их в педагогической практике как средство закалки тела. Замысел был простой – в массовом порядке в средних школах изучается военная гимнастика, а те, кто решил посветить себя воинскому делу, на этой базе обучаются реальному бою [35].

Через свою модернизационную систему он пытался заложить основы физкультурной этики тодэй в тех, кто интересуется воинскими искусствами. В 1905 г. благодаря его усилиям данная физкультурная система была внедрена в средних школах и педагогическом училище Окинавы в качестве официальной дисциплины по военной подготовке. Примерно в это же время окинавское тодэй впервые прозвучало как японское каратэ. Автором первого написания каратэ в современном толковании является учитель военной подготовки одной из окинавских школ Темо Ханагусуку, но в то время о распространении этого названия речи не шло. В этот момент времени произошло изменение сути и содержания старинного окинавского боевого искусства. Это бала первая модернизация. Вторая модернизация связана с именем известного распространителя каратэ Фунакоси Гитина (1866 – 1957). Главное в его деятельности – это то, что он распространил каратэ на окинавских островах Японии, и это послужило толчком для его распространения во всем мире. Что касается технической стороны, то он, будучи последователем Ангаки Итосу и сторонником физкультурного толкования тодэй, стремился модернизировать уже существующую физкультурную систему и сделать ее более привлекательной с точки зрения красоты стоек и силы движений. Кроме того, он заменил окинавские и китайские названия всех приёмов и упражнений на японские, а в середине 20-х гг. ХХ в. благодаря его усилиям произошло и изменение названия «тодэй» на «каратэ».

Данная отшлифованная система получает распространение на островах Японии и официальное признание властей как национальное боевое искусство. Чуть позже она попадает в Европу и затем распространяется во всем мире. Сегодня массовое каратэ является уникальной системой физического воспитания. Вместе с тем данный вид двигательной активности может быть использован как база для обучения боевым приёмам, но ключом к этому является специальная методика обучения, которая в массовом порядке не распространяется [26].

В современном мире традиционное каратэ как система формирования личности воина, утратило свою актуальность, но как уникальная педагогическая система представляет интерес и сейчас. Сегодня под боевым искусством, на наш взгляд, следует понимать систему формирования личности как многолетний процесс, в основе которого лежит ежедневная работа, направленная на физическое и интеллектуально-нравственное воспитание в русле избранной специализации. Тело формируется с помощью комплекса мероприятий, направленных на изучение и совершенствование приемов реального боя. Интеллект – через научные изыскания в области истории, философии и методики предмета, изучение дисциплин, способствующих пониманию процессов формирования мастерства в единоборствах. Нравственное воспитание достигается путем познания общечеловеческих, нравственных принципов, понятий греха и добродетели с точки зрения воинской морали.

По мнению Ю. Е. Маряшина [22], всю деятельность, которая сегодня отождествляется с каратэ, можно условно разделить по целевому назначению на три направления:

1 Физкультурно-массовое каратэ – система физического воспитания, направленная на совершенствование специальных физических качеств и сохранение двигательной активности.

2 Спортивное каратэ – современный вид спортивного единоборства, направленный на формирование навыков ведения спортивной борьбы для достижения первенства в соревнованиях.

3 Традиционное каратэ – специальная или военная дисциплина, направленная на обучение приемам рукопашного боя для решения боевых задач.

Подобное разделение отображает то, чем сегодня реально занимаются люди, желающие как-то реализоваться в каратэ. Эти три направления деятельности имеют различные социальные назначения, а также методы и формы обучения.

Изучение научной литературы [23, 34] и анализ практики боевых искусств указывают на способность традиционного каратэ оказывать комплексное воздействие на человека посредством влияния на:

– формирование личности;

– развитие физических качеств;

– деятельность функциональных систем организма.

На формирование духовного мировоззрения обучаемых оказывает влияние целый ряд факторов: этикет каратэ, ритуалы, спортивные праздники, символика и др. Ритуал – одна из древнейших форм такого воздей­ствия на психику человека. Смысл ритуалов часто сво­дится к тому, чтобы заставить участников пережить свое второе рождение и участием в обряде приобщить­ся к какому-либо виду профессиональной деятельности. Ритуалы предлагают безопасный, вселя­ющий уверенность и часто приятный способ структури­рования времени.

Особенно сильное положительное воспитательное воздействие на учеников может оказывать ритуальное проведение профессиональных праздников. Они играют большую роль в воспроизведении состояния мистичес­кого транса боевых искусств. Их участники как бы пребывают в едином ритме, испытывают единое ощуще­ние возбуждения, чувство взаимопроникновения, взаимо­растворения и реализации. Во время праздников создается полное единение всех присутствующих, как бы заставляющее их раство­риться в едином теле общего ритуала. Примерами таких массовых мероприятий могут слу­жить фестивали боевых искусств, турниры, посвященные выдающимся спортсменам, и профессиональные праздники.

Несомненно, что сильное влияние на духовное и нравственное поведение учеников будет оказывать эти­кет, традиционно соблюдаемый в школе занимающимися и преподавателями. Известно японское изречение «Ка­ратэ начинается и заканчивается поклоном». На Востоке в любых школах боевых искусств принято делать поклон в качестве приветствия друг друга, учителя и его помощника, при входе и выходе из спортивного зала и во многих других случаях. Этот простой магический жест развивает у занима­ющихся чувство взаимного уважения, уважения к стар­шим и месту занятия, которое в Японии было обоже­ствлено и имело буддистское происхождение «додзе – место для молитвы и духовной учебы».

Эти несложные правила, закрепленные этикетом, выра­батывают чувство самоуважения и гордости за принадлеж­ность к своей школе, приучают к трудолюбию и порядку. Каждый ученик должен осознавать, что спортивный зал – это священное место, и туда можно войти только в специ­альной обуви и чистой одежде, которую нужно периоди­чески стирать. Чтобы закрепить чувство уважения к мес­ту занятий, рекомендуется занимающимся самим прово­дить уборку и проветривание помещения. Эти на первый взгляд простые и банальные процедуры будут способ­ствовать формированию специальной психоэнергетической среды, производить очистку психики и организма от отвле­кающих факторов, формировать канал к высшим планам реальности и обеспечивать защиту.

Еще одним воспитательным фактором, закреплен­ным этикетом, является ношение на одежде эмблемы школы, которая отражает ее духовную сущность или принадлежность к какому-либо боевому стилю.

Большое воспитательное значение в деле формиро­вания духовного мировоззрения учеников должен ока­зывать авторитет и нравственный облик самого воспита­теля. «Учитель – это не тот, кто учит, но прежде всего тот, кто знает» – к сожалению, это мудрое восточное изречение в нашей стране не получило должного резо­нанса. Так, с развитием восточных единоборств появилось большое количество лжеучителей, которые без дол­жного образования, имея в лучшем случае удостове­рение инструктора и неплохо физически подготов­ленные, постоянно пытаются подменить собой настоящих педагогов.

Традиционно на Востоке учителя своим лучшим уче­никам старались передать знания «от сердца к сердцу» а ученики, в свою очередь, старались копировать своих учителей, подражая им как в боевых искусствах, так и в повседневной жизни. В результате человек не просто обучался – он как бы перерождался, становился со­звучным с внутренним миром мастера. Ученик посте­пенно реализовывался как личность, и его внешнее под­ражание переходило в духовное следование. Кроме того, на развитие волевых качеств обучаемого оказывает влияние и сама тренировка, так как основана на исключительно высоких, интенсивных нагрузках. Особое значение приобретает способность, не считаясь с утомлением, а порой и с болью выполнять тренировочную программу, что позволяет воспитать уверенность в своих силах, смелость, решительность – качества, которые являются ведущими в подготовке бойца.

В процессе овладения традиционным каратэ обучаемый развивает многие физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость [16].

Под термином «сила» понимается способность человека посредством мышечной деятельности преодолевать внешние силы. Основными средствами для развития этого качества являются силовые упражнения, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание туловища из положения, лежа, выжимание штанги и т. д.). Ко второй – упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, таким образом, развивают как силу, так и быстроту. К ним относятся преимущественно технические приемы (удары руками и ногами, защитные действия), выполняемые с утяжелителями. В процессе выполнения данных упражнений развивается наиболее важное качество для каратиста, называемое взрывной силой (способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения).

Значительную часть тренировки в традиционном каратэ занимают упражнения на развитие гибкости (способность каратиста выполнять различные движения с максимальной амплитудой). Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая, в свою очередь, определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Для развития этого качества используются такие упражнения, как наклоны, маховые, круговые движения, а также выполнение непосредственно приемов каратэ, которые сами по себе воздействуют на увеличение подвижности в суставах.

В процессе занятий традиционным каратэ обучаемый развивает такое качество, как быстроту (способность человека выполнять то или иное движение с наименьшей затратой времени), которая зависит от скорости нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Развитие быстрой реакции на внешний раздражитель достигается выполнением защитных приемов традиционного каратэ с партнером, отработкой других технических действий по звуковому сигналу, а также во время спортивного поединка. Кроме того, в качестве фактора воздействия на развитие быстроты выступает постоянное и многократное выполнение основных приемов, в результате чего они становятся такими же рефлексивными, как дыхание, и во время поединка срабатывают автоматически.

На развитие специальной выносливости огромное влияние оказывает интегральная тренировка – термин, введенный в обращение Н. Г. Озолиным [27] и обозначающий многократную тренировку в данном виде спорта с сохранением всех его особенностей. Высшая ее форма – соревнования. Здесь наиболее эффективны тренировки в затрудненных условиях. В традиционном каратэ это бой с несколькими противниками, повышение темпа и интенсивности борьбы за счет сокращения времени схваток и увеличения их количества, выполнение тренировочных упражнений в ускоряющемся темпе. Несомненно, улучшение специальной выносливости каратиста ведет к повышению уровня его общей выносливости (способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу).

Многообразие двигательных действий, их сложность, постоянное изменение направлений движения и положения тела, смена дистанции и ритма работы позволяют развить каратисту ловкость – физическое качество, которое выражается способностью быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой, характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия.

Мышечные нагрузки, выполняемые во время тренировок, способствуют не столько увеличению мышечной массы занимающегося, сколько активному включению и увеличению работоспособности имеющихся мышечных групп, более полному использованию их резервной возможности (увеличение ее в 2-3 раза по сравнению с исходным уровнем) за счет улучшения нейрогуморальной мышечной регуляции.

Любые позы и движения активно воздействуют на костный аппарат человека. В первую очередь этому воздействию подвержены позвоночник и тазобедренный сустав. Как известно, позвоночник тесно связан с центральной нервной системой, а через нее – с внутренними органами, поэтому от его состояния зависит здоровье всего организма [30]. Именно поэтому вся базовая техника традиционного каратэ скорректирована таким образом, что при правильном (технически верном) ее выполнении возникает эффект выравнивания позвоночника. Этому способствует принцип сохранения правильной осанки при выполнении любого технического действия. Кроме того, посредством физической и технической подготовки учащийся укрепляет мышцы спины, что позволяет сохранять правильное положение позвоночника при воздействии внешних факторов. В восточных боевых искусствах дыхание – это основной «секрет» не только традиции, но вообще основы жизни. На Востоке известны различ­ные системы дыхательных упражнений. Китайская дыхательная гимнастика из системы «ци-гун» во многом аналогична упражнениям пранаямы из индийской йоги. Так же, как в йоге, дыхательные упражнения «ци-гуна» направлены на овладение контролем дыхания, чтобы затем координировать его с различными движе­ниями и использовать в психорегулятивных целях. Поэтому освоение общих дыхательных упражнений – залог физического и психического здоровья, необхо­димо как в специальных видах деятельности, так и в повседневной жизни.

На наш взгляд, воздействие занятий традиционным каратэ на дыхательную систему обучаемого обусловлено двумя факторами. В качестве первого выступает высокая двигательная нагрузка на тренировках, в результате которой дыхание спортсмена учащается в 2–3 раза, доходя до 40–45 дыханий в минуту. Под воздействием систематических тренировок имеет место тенденция увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Вторым фактором является обязательное сопровождение любой техники каратэ мощным выдохом, так как без участия дыхания невозможно нанести эффективный удар.

Занятия традиционным каратэ также оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему организма. Под влиянием систематических тренировок увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина в крови. Кроме того, имеет место тенденция утолщения мышечных стенок сердца и увеличения объема его полостей.

На основании всего вышесказанного мы полагаем, что традиционное каратэ как инновационный вид физкультурно-оздоровительной деятельности может решать наиболее актуальные задачи физического воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...