Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты размещения Министерством финансов государственных сберегательных облигаций




Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Число аукционов 7 5 5 4
В том числе:        
ГСО-ППС 1 2 2 4
ГСО-ФПС 6 3 3 -
Объем выручки, млн. руб. 52 396 48 965 85 209 99 945
В том числе:        
ГСО-ППС 412 9 998 44 930 99 945
ГСО-ФПС 51 984 38 967 40 279 -
Средний размер аукциона 7 485 9 793 17 041 24986
В том числе:        
ГСО-ППС 412 4999 22465 24986
ГСО-ФПС 8663 12989 13426 -

 

Это можно объяснить тем, что в основном инвесторами являются те, у которых есть свободные средства долгосрочных вложений, такие как паевые и страховые фонды, пенсионные вложения. В связи с этим спрос на долгосрочные инструменты для них остается устойчивым, как в кризисное время, так и в условиях стабильной экономики. По данным Министерства финансов, в 2010 году аукционов по выпуску ГСО не проходило.

Также надо сказать, что как и в случае с ОФЗ, приоритет в выборе инструментов отдан облигациям с постоянной процентной ставкой, которая остается неизменной в течении всего периода обращения.

Таким образом, данный анализ практики выпуска федеральных ценных бумаг показал, что большую часть внутреннего долга России составляют ценные бумаги. Сейчас можно видеть замещение краткосрочных инструментов на долгосрочные. Важным недостатком долговых обязательств является то, что последствия финансового кризиса и так серьезно сказываются на дефиците федерального бюджета, а огромный объем государственного долга только увеличивает эти расходы.

В целом на развитие рынка серьезно воздействовали последствия кризиса ликвидности роста процентных ставок на рынке банковского кредитования. Перспективы рынка будут зависеть от того, как Россия выйдет из кризиса: понизится ли инфляция, и возвратятся ли иностранные инвесторы на отечественный фондовый рынок.

 

Анализ развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций

На наш взгляд, эффективным механизмом привлечения инвестиционных ресурсов в региональную экономику являются субфедеральные и муниципальные облигационные займы.

Эмиссия субфедеральных и муниципальных облигационных займов администрациями регионов позволит привлечь инвестиционные ресурсы на благоприятных для региона условиях, что обеспечит возможность решения в регионе важных социально-экономических проблем и финансировать социально значимые инвестиционные проекты. Выпуск долговых обязательств является наиболее привлекательным способом мобилизации инвестиционных ресурсов, т.к. позволяет:

- привлечь широкий круг инвесторов, при этом процентные ставки по облигационным займам ниже, чем по дорогостоящим прямым банковским кредитам;

- привлечь денежные ресурсы с целью реализации приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона;

- улучшить экономическую и политическую репутацию региона в случае успешной реализации программы займа;

- реструктуризировать имеющуюся задолженность;

- возможность получения льготного налогообложения по выпущенным облигационным займам, вследствие чего повышается привлекательность данных займов для инвесторов[16].

По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности — рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

Основную долю в субфедеральных заимствованиях составляют субфедеральные (муниципальные) облигации. В 2008 долг по субфедеральным (муниципальным) облигациям составлял 70,15 млрд. руб. или 58,6% от общего объема субфедерального долга, в 2009г. объем субфедеральных облигаций увеличился на 22,96 млрд. руб. и составил 93,11 млрд. руб., доля субфедеральных облигаций в общем объеме субфедеральных заимствований снизилась и составила 32,4%. В 2010г. долг по субфедеральным облигациям снизился почти в 3 раза и составил 32,2 млрд. руб., доля субфедеральных облигаций также уменьшилась до 14,2% от общего объема субфедеральных и местных заимствований.

Возвратные ссуды из бюджетов других уровней в 2008г. составили 12,38 млрд. руб. или 10,3% в общем объеме заимствований субфедеральных и местных органов власти, в 2009г. возвратные ссуды из бюджетов других уровней увеличились в 10,3 раза и составили 128,03 млрд. руб. доля ссуд увеличилась до 44,6% в общем объеме субфедерального долга. В 2010г. объем возвратных ссуд из бюджетов других уровней увеличился на 36,59 млрд. руб. и составил 164,62 млрд. руб. и достиг 72,5% в общем объеме субфедерального долга.

Прочие заимствования в 2008г. составляли 37,14 млрд. руб. или 31 % от общего объема субфедеральных заимствований, в 2009г. прочие заимствования увеличились на 28,82 млрд. руб. и составили 65,96 млрд. руб. или 23% от общего объема субфедерального долга. В 2010. объем прочих заимствований снизился в 2,2 раза по сравнению с 2009г. и их объем составил 30,09 млрд. руб. или 13,3% от общего объема субфедеральных заимствований.

На рис. 8 можно наглядно увидеть, как происходит изменение субфедерального долга.

Рис. 5. Динамика государственного субфедерального долга

В 2008-2010гг.

Общий объем заимствований регионального консолидированного бюджета в 2010 г. составил 708,7 млрд. руб., из них внешних - 782,2 млн. руб. Единственным регионом - получателем внешних займов, как и в 2009г., стала Республика Башкортостан.

Суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 707,9 млрд. руб. Крупнейшими заемщиками на внутреннем рынке стали: Московская область - 121,9 млрд. руб., Москва - 88,2 млрд. руб., Нижегородская область - 46,9 млрд. руб., Омская область - 34,4 млрд. руб., Республика Татарстан - 29,2 млрд. руб., Саратовская область - 26,8 млрд. руб., на которые суммарно пришлось 49,0% заимствований. По сравнению с 2009 г. объем внутренних заимствований в номинальном выражении вырос на 74,25 млрд. руб., увеличившись на 2,6% в реальном выражении.

В общем объеме внутренних заимствований консолидированного регионального бюджета на эмиссию ценных бумаг пришлось 15,7%, на ссуды из вышестоящих бюджетов - 24,0%, на прочие заимствования (заимствования в коммерческих банках и международных кредитных организациях) - 60,3%.

Рассмотрим основные результаты функционирования рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) в 2010 г. показал хороший результат: путем размещения новых и доразмещения старых выпусков на рынок было выведено облигаций 22 эмитентов на сумму более 115 млрд руб. Однако этот рекорд не превзошел результатов 2009 г. когда на рынок вышло 19 эмитентов с облигациями на сумму 156 млрд руб[20].

По состоянию на 1 января 2011 года доля рынка СМО составила около 4% рынка внутренних облигаций РФ, включающего федеральные, корпоративные, субфедеральные и муниципальные облигации, облигации ипотечных агентств и ипотечные облигации, облигации международных финансовых организаций, а также облигаций Банка России (Рис. 5).

Рис. 5. Структура объема внутреннего рынка облигаций РФ на 01.01.2011 г.

Доля СМО в общем объеме рублевых облигаций РФ в последние годы продолжает сокращаться, к примеру, в 2007 г. она снизилась с 8,95 до 7,96% (по данным Rus-Bonds).

Известно, что за время своего недолгого существования рынок субфедеральных и муниципальных облигаций приобрел «детскую болезнь кривизны»: он мал по объему и у него имеется выраженный структурный дисбаланс как эмитентов, так и инвесторов, а ценообразование на этом рынке характеризуется недостаточной обоснованностью (Таблица 5).

Таблица 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...