Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Долг социального работника перед самим собой




 

Социальный работник, помимо долга по отношению к кли­ентам, профессии, коллегам и обществу, обязан выполнить долг перед самим собой.

Свои обязанности социальный работник выполняет не толь­ко потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, по­скольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоян­но оценивается ими. Оценка деятельности социального работ­ника выражается в отношении к нему со стороны окружающих людей — как участвующих в процессе социальной работы, так и не включенных в него.

По мере развития личности социального работника, у чело­века вырабатывается специфическая потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевании авторитета. Эта потребность в целом может быть выражена как потребность в уважении и признании со стороны социального окружения специалиста. Однако оценка качеств специалиста и завоевание им уваже­ния и признания производится в соответствии с качеством его работы и во многом зависит от того, насколько полно соци­альный работник выполняет своей профессиональный и нрав­ственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обще­ству.

Творческое выполнение социальным работником своих про­фессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование — долг социаль­ного работника по отношению к самому себе.

Честь и достоинство социального работника — это призна­ние клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и лич­ностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как ка­чества личности являются отражением потребности социаль­ного работника в высокой самооценке и оценке его со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессиональ­но нравственного поведения, основой для дальнейшего совер­шенствования как специалиста и личности.

Поддержание своих профессиональных чести и достоин­ства — важнейший долг социального работника перед са­мим собой.

 

Для специалиста как личности с высокой нравственной цен­ностью важны не только внешние проявления уважения к нему, общественное признание. Для высокоразвитой в духов­ном плане личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются ею объективно заслуженными, имеют основания. Именно это обстоя­тельство — потребность в объективной и обоснованной оцен­ке своих достоинств — и является стимулом к совершенство­ванию личности. Если специалисту достаточно лишь внеш­него проявления уважения к нему; если он готов довольство­ваться лишь видимостью авторитета, поскольку в силу свое­го служебного положения обладает возможностью влиять на судьбы людей; если ему достаточно своей власти над людьми для осознания себя как авторитетной и ценной личности — он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку лич­ные амбиции в отношении оценки окружающих и субъектив­ная самооценка для него важнее, нежели действительная цен­ность его личности.

Честь и достоинство социального работника не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они форми­руются в процессе его постоянной работы над своими професси­ональными и морально-нравственными качествами и повыша­ются по мере профессионального и нравственного совершенство­вания. Они закономерно связаны с признанием и оценкой его со стороны общества, государства, клиентов и коллег. Объек­тивной основой оценки специалиста является социальная по­лезность его профессиональной деятельности.

Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мне­нии.

 

Авторитетсоциального работника может быть как формаль­ным, так и неформальным. Формальный авторитет специалис­та представляет собой, по сути, авторитет его профессии и дол­жности. Неформальный же авторитет является показате­лем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, является мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, цен­ности социального работника. Авторитет социального работни­ка может быть основан только на действительных его достоин­ствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завое­вания прочного авторитета. Завоевание авторитета — процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Если борьба за завоевание и укрепление своего авторитета становится для социального работника са­моцелью, она отвлекает его от профессиональной деятельно­сти и может привести к прямо противоположному результа­ту — он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.

 

Резюме

· Престиж и будущее социальной работы как профессии напрямую зависит от того, каково мнение о ней клиентов и государства, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан.

· Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.

 

· Каждый представитель профессиональной группы должен относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании. Все это составляет важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией.

· Долгом социального работника перед своей профессией является в первую очередь пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности.

· Борьба социального работника за повышение престижа и
статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом.

· Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки.

 

· Имидж социального работника складывается прежде всего из его нравственных качеств, профессионализма и компетентности, гуманитарной образованности, предполагающей в первую очередь приверженность гуманистическим ценностям.

 

· Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

 

· Важнейшими деонтологическими принципами социального работника являются:

понимание роли всего коллектива в успехе каждого его члена;

заинтересованность в успехе коллег;

содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета;

содействие служебному росту и личностному уровню;

содействие повышению авторитета и работоспособности коллектива.

· Основными моральными нормами социального работника в отношениях с коллегами являются: открытость, честность, доброжелательность, взаимная помощь и поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому.

· В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими.

· Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента.

· Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

 

· Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом.

· Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника.

 

· Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач, — объективная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента.

 

· Творческое выполнение социальным работником своих про­фессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование — долг социаль­ного работника по отношению к самому себе.

· Поддержание своих профессиональных чести и достоин­ства — важнейший долг социального работника перед са­мим собой.

· Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мне­нии.


Контрольные вопросы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...