Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Долг социального работника перед самим собой
Социальный работник, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, обязан выполнить долг перед самим собой. Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Оценка деятельности социального работника выражается в отношении к нему со стороны окружающих людей — как участвующих в процессе социальной работы, так и не включенных в него. По мере развития личности социального работника, у человека вырабатывается специфическая потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, своей личности и поведения, завоевании авторитета. Эта потребность в целом может быть выражена как потребность в уважении и признании со стороны социального окружения специалиста. Однако оценка качеств специалиста и завоевание им уважения и признания производится в соответствии с качеством его работы и во многом зависит от того, насколько полно социальный работник выполняет своей профессиональный и нравственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обществу. Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование — долг социального работника по отношению к самому себе. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке его со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности. Поддержание своих профессиональных чести и достоинства — важнейший долг социального работника перед самим собой.
Для специалиста как личности с высокой нравственной ценностью важны не только внешние проявления уважения к нему, общественное признание. Для высокоразвитой в духовном плане личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются ею объективно заслуженными, имеют основания. Именно это обстоятельство — потребность в объективной и обоснованной оценке своих достоинств — и является стимулом к совершенствованию личности. Если специалисту достаточно лишь внешнего проявления уважения к нему; если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета, поскольку в силу своего служебного положения обладает возможностью влиять на судьбы людей; если ему достаточно своей власти над людьми для осознания себя как авторитетной и ценной личности — он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности. Честь и достоинство социального работника не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и морально-нравственными качествами и повышаются по мере профессионального и нравственного совершенствования. Они закономерно связаны с признанием и оценкой его со стороны общества, государства, клиентов и коллег. Объективной основой оценки специалиста является социальная полезность его профессиональной деятельности. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении.
Авторитетсоциального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, является мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, ценности социального работника. Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завоевания прочного авторитета. Завоевание авторитета — процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Если борьба за завоевание и укрепление своего авторитета становится для социального работника самоцелью, она отвлекает его от профессиональной деятельности и может привести к прямо противоположному результату — он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.
Резюме · Престиж и будущее социальной работы как профессии напрямую зависит от того, каково мнение о ней клиентов и государства, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан. · Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.
· Каждый представитель профессиональной группы должен относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании. Все это составляет важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией. · Долгом социального работника перед своей профессией является в первую очередь пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности. · Борьба социального работника за повышение престижа и · Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки.
· Имидж социального работника складывается прежде всего из его нравственных качеств, профессионализма и компетентности, гуманитарной образованности, предполагающей в первую очередь приверженность гуманистическим ценностям.
· Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.
· Важнейшими деонтологическими принципами социального работника являются: – понимание роли всего коллектива в успехе каждого его члена; – заинтересованность в успехе коллег; – содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета; – содействие служебному росту и личностному уровню; – содействие повышению авторитета и работоспособности коллектива. · Основными моральными нормами социального работника в отношениях с коллегами являются: открытость, честность, доброжелательность, взаимная помощь и поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому. · В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. · Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента. · Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.
· Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом. · Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника.
· Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач, — объективная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента.
· Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование — долг социального работника по отношению к самому себе. · Поддержание своих профессиональных чести и достоинства — важнейший долг социального работника перед самим собой. · Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Контрольные вопросы
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |