Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 10. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА




 

1. Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника

2. Развитие и становление личности социального работника.

3. Роль воспитания и самовоспитания

4. Профессиональная среда и формирование профессионально значимых черт личности социального работника

 

Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника

В ходе своей профессиональной деятельности социальный работник оказывает прямое воздействие на сознание клиента. Очевидно, что любой человек, а следовательно и специалист, всегда находится в зависимости от своих моральных качеств, от собственной системы моральных норм и принципов, собственной иерархии ценностей, идеалов и т.д. и, соответственно этому, его воздействие на сознание клиента может быть как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. В связи с этим очень большое значение приобретает вопрос ценностных ориентаций специалиста в социальной работе.

В процессе непосредственного общения социальный работник воздействует на сознание клиента, экспонирует собственную систему ценностей. Если система ценностей социального работника будет обоснована и подкреплена его конкретными действиями, а главное – достигнутыми результатами, то элементы его системы ценностей приобретут значимость и в сознании клиента и, следовательно, смогут стать устойчивыми элементами системы ценностей клиента либо приобрести более высокие ранги в его иерархии ценностей.

Сознательное усвоение гуманистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов и норм профессионального поведения и действий являются своеобразным показателем высокого уровня духовного развития и зрелости профессионала.

 

Одновременно это может служить одним из важнейших гарантов того, что гуманистические ценности получат соответствующую им значимосrь и признание в сознании клиента и общественном сознании.

Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника можно представить в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., достаточным и доступным для него образом обосновывающих профессиональные идеал и иерархию ценностей и включающих в себя такие реальные и идеальные компоненты, как: философскую, социокультурную, профессиональную, социально-групповую, индивидуальную.

 

Философская компонента складывается в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии.

Социокультурная образуется под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научиых представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессио­нaльном, групповом, индивидуальном).

Профессионanьная компонента представляет собой результат воздействия нa личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии.

Социально-групповая компонента складывается вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов.

Индивидуальная компонента выступает как результаr развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Несомненно, что все эти компоненты связаны между собой. Например, индивидуальная компонента не может быть выделена в "чистом" виде, поскольку в процессе развития человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он принадлежит. Она отражает также влияние различных формальных и неформальных групп, в которые специалист в различном качестве включается на разных этапах своей жизнедеятельности и развития с самого начала жизненного пути, и тех групп, с представителями которых специалист организует формальное и неформальное общение и взаимодействие в различные периоды времени.

В свою очередь, социально-групповая компонента образуется нe только под влиянием особенностей образа жизни определенной социальной группы, но и под воздействием профессиональных этических и ценностных систем, представителями которых являются члены этой группы, этических систем и систем ценностей социальных групп, с которыми осуществляет взаимодействие данная социальная группа, ценностных ориентаций и этических ориентиров отдельных личностей и общества в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о моральных нормах и ценностях.

Соотношение, значимость указанных компонент не являются постоянными, а напротив, весьма изменчивы. На разных этапах жизнедеятельности личности в силу различных обстоятельств любая из этих компонент может стать доминантной, значимой или, напротив, уменьшить или вовсе утратить свое значение под воздействием различных факторов.

 

Например, известно, что в раннем детском возрасте наибольшее влияние на процесс формирования личности оказывает семья, но пo мере взросления ребенка все большую роль в формировании его личностного облика начинают играть иные социальные группы – учебный, затем трудовой коллектив, друзья и т.п..

 

В процессе жизнедеятельности личности может неоднократно произойти изменение ее социальной принадлежности, в том числе и пo не зависящим от нее причинам.

В течение жизни меняется культурный и образовательный уровень человека, вследствие чего влияние научного мировоззрения нe может быть одинаковым на протяжении его жизни: оно может усиливаться, если личность включает в круг своих повседневных интересов мировоззренческие вопросы, но может и снижаться, если существование личности приближается к вегетативному (например, врезультате алкогольной деградации).

Индивидуальная способность личности к самостоятельному анализу и оценке социальной реальности также не остается неизменной, совершенствуясь пo мере ее развития.

Наконец, на различных этапах жизнедеятельности индивид может располагать различными ресурсами времени, физических сил для полноценной интеллектуальной деятельности. Изменение этих и многих других обстоятельств в конечном итоге ведет к изменениям содержания сознания и условий жизнедеятельности личности и, следовательно, неизбежно влечет за собой изменения в иерархии ценностей специалиста.

 

Таким образом, индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов. Эти элементы и вся иерархия в целом непрерывно осмысливаются и переструктурируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.[14]

 

Социальная работа существовала в человеческом сообществе испокон веков. Это была помощь и взаимопомощь, основанная на общечеловеческих ценностях. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия, призрения.

В современном мире социальная работа прагматична, но тем не менее и сейчас ее можно определить как милосердие + умение.

Именно милосердие как состояние души человека-социального работника можно назвать основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Это предполагает внутреннюю устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на земле.

Именно поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

 

Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться.[15]

 

Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других».

Первую потребность иногда называют духовностью, вторую – душевностью. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой».

С категорией духовность соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Наградой духовной деятельности человека служит удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Эта познавательная деятельность обладает относительной независимостью от прагматических целей, также как альтруистические деяния относительно независимы от немедленного социального одобрения. Благодаря этому духовность можно назвать важнейшим фактором развития цивилизации и открытия новых форм общественной жизни.

Л.Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самым худшим – человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не объективной истине, а выгодным для него взглядам.

Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей воспитания и самовоспитания, а проблемы формирования ценностного сознания специалиста социальной работы целесообразно рассматривать как проблемы формирования этого сознания в процессе его профессионального обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...