Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этический идеал социальной работы является в то же время важным структурным элементом общественного идеала.




 

Социальная работа имеет длительную историю борьбы за социальную справедливость и благородной честной работы во имя помощи нуждающимся людям. Многие из этических факторов, касающихся современных проблем этой профессии, были предметом пристального внимания в течение десяти­летий, другие факторы возникли в недавнее время. Изменения в профессии в будущем, без сомнения, вызовут новые этические проблемы и вопросы.

Не существует способа узнать со всей определенностью, какие факторы встретятся в будущем, однако некоторые тенденции можно прогнозировать.

Во-первых, социальным работникам важно уделять пристальное внимание этическим проблемам, связанным с технологическим развитием. Например, развитие компьютерной технологии продолжает ставить трудные вопросы от­носительно частного характера и конфиденциальности сообщений. С разви­тием медицинской технологии встают вопросы заботы о здоровье, права жить и права умереть. Развитие промышленной технологии оказывает влияние на занятость и таким образом поднимает этические вопросы о праве на работу и праве на получение общественной помощи. В связи с этим многие учрежде­ния социальной работы создают комитеты по этике, чтобы дать необходимые знания и советы практическим работникам, которые встречают трудные этические дилеммы.        

Вторая тенденция относится к сдвигу в занятости самих социальных работников. Например, можно отметить, что в течение последнего десятиле­тия все большее число социальных работников посвящают себя психологиче­ской сфере, причем многие в порядке частной практики. В то же время число социальных работников в учреждениях общественной помощи уменьшилось. Такие сдвиги ставят важные вопросы о назначении социальной работы и ее ценностях. До какой степени общественная помощь бедным должна быть в центре социальной работы? Какая часть профессиональных ресурсов должна быть отдана клиническим проблемам в противоположность проблемам орга­низации общества или защите наиболее уязвимых слоев? Сколько внимания должно уделяться людям с недостаточными финансовыми средствами в про­тивоположность людям с достаточными ресурсами или обеспеченным стра­ховкой для уплаты за услуги?

Кроме того, когда в социальной работе создаются новые сферы деятельности, возникают новые этические вопросы и проблемы ценностей. Например, когда усилилась социальная работа в промышленности и возросла вовлеченность социальных работников в программы помощи занятости, усили­лись и проблемы конфиденциальности, частных сообщений и противоречий между лояльностью практических работников по отношению к клиентам и работодателям.

И, наконец, продолжается вечное противостояние между обществен­ным и частным секторами в их деятельности по созданию социального благо­получия. Степень ответственности за социальное благополучие, которую общественный сектор принимал на себя, в разное время увеличивалась и уменьшалась. Положительной стороной этого процесса были широкие дебаты о новых возможностях социальной работы.

Будущее социальной работы не может быть предсказано с очень боль­шой точностью, но определенно, что ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии. Хотя некоторые из этих проблем изменятся в соответствии с новыми тенденциями и развитием, фун­даментальные проблемы ценностей и этики в социальной работе (такие, как долг практических работников помогать тем, кто в этом нуждается, и грани­цы профессиональных обязательств) сохранятся. Для социальных работников всегда будет важно исследовать эти проблемы, так как в конечном счете их решение закладывает основы этой профессии.

 

Резюме

 

· Нация – «историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей их культуры и характера».

· Этногенетическая общность, или этнос, – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетический связи с другими представителями данной группы.

· Народ, нация – это этносоциальная общность. Она может складываться как из одного, так и из нескольких этносов. Для каждой нации характерно создание системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, психология, символика – бытовая, художественная, политическая и т.д.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

· Этническое самосознание человека определяется его происхождением, а национальное самосознание – включенностью человека в национальную культуру, чувством причастности к ней.

· Обычно национальное самосознание обусловлено этническим, однако, особенно в нашу эпоху – эпоху интенсивных миграционных процессов – этническое и национальное самосознание не совпадают.

· Этническая культура – источник народного языка, который становится в национальной культуре литературным языком, обычаев, нравов, ценностей.

· Обобщенные представления о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ, называют этнокультурными стереотипами.

· Выделяют также автостереотипы, отражающие то, что люди думают о своем собственном народе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу.

· Автостереотипы составляют важную часть национального самосознания, формируя общие нормативы поведения, которым должен следовать человек как представитель данного народа.

· Основными чертами и духовными ориентациями, господство которых в русской культуре более или менее единодушно признается различными авторами, то можно указать следующие:

коллективизм (в противоположность индивидуализму);

бескорыстие, духовность, непрактичность (в противоположность утилитаризму, расчету, практической активности);

экстремизм, гиперболизм (в противоположность умеренности, «теории малых дел»);

фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни граждан от нее (в противоположность ограничению прав государства, независимости частной жизни от властей);

русский патриотизм ( в противоположность космополитизму).

· Национальная политика, особенно в полиэтнических регионах, должна строиться с прогнозом бесконфликтности межэтнических отношений, который невозможен при игнорировании или недооценке особенностей обыденного или житейского национального сознания, включающего в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, стереотипы, чувства, настроения и пр.

· В профессиональной социальной работе сущностной основой, которая остается неизменной на протяжении исторически обозримого прошлого, является оказание помощи индивиду, группе и всему обществу, объективно с этом нуждающимся, в изменении их статусов, способов и форм функционирования, организации качественно новых отношений, основанных на гуманизме, сострадании, справедливости и солидарности с целью реализации их ценности.

· Важнейшей постоянной, неизменяемой компонентой этической системы социальной работы является ее гуманистическая направленность.

· Существует также и изменяемая, «подвижная» часть профессионально-этической системы, которая содержательно зависит от множества факторов. К ним в первую очередь следует отнести:

общие тенденции в развитии научного знания, прежде всего общей философской этики и аксиологии;

тенденции в развитии профессиональной социальной работы;

ценностные ориентиры государства;

ценностные ориентации современного (российского) общества.

· Основные тенденции развития профессиональной этики и аксиологии профессиональной социальной работы лежат в плоскости движения общества и человека к социальному прогрессу и предполагают осознание, осмысление и утверждение ее как относительно самостоятельной отрасли. Они включают в себя оформление их в виде целостных систем воззрений, отражающих реальные условия деятельности, проработку отдельных структурных элементов, специализацию и детализацию в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалиста. Неизбежным представляется некоторое дистанцирование профессионально-этической системы социальной работы от общественной (массовой) морали, стремление сохранить традиционную систему ценностей и основы гуманизма и моральности, противостоять ситуативно обусловленному тяготению к переоценке ценностей и освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое нация?

2. Что такое ментальность?

3. Дайте определение понятию «этническая (этногенетическая) общность».

4. Дайте определение понятию «этносоциальная общность».

5. Может ли народ, нация складываться из нескольких этносов?

6. Чем определяются этническое и национальное самосознание человека?

7. Должны ли они совпадать?

8. Что такое этническая культура?

9. Приведите примеры этнокультурных стереотипов.

10.  Что такое автостереотипы и гетеростереотипы?

11.  Перечислите основные черты и духовные ориентации русского народа, признаваемые большинством исследователей.

12.  Какую роль этнокультурные стереотипы играют в общественном сознании и самосознании народов?

13. Какова сущностная, неизменная основа профессиональной социальной работы?

14.  В чем состоит важнейшая постоянная, неизменяемая компонента этической системы социальной работы?

15.  Какие факторы определяют изменяемую, «подвижную» часть профессионально-этической системы?

16.  Охарактеризуйте основные тенденции развития профессиональной этики и аксиологии профессиональной социальной работы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 514.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...