Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема истины в философии и медицине.




Истина – это соответствие наших знаний реальности.

В позитивизме истина понимается как строгое соответствие знаний эмпирическим фактам. (без бумажки ты какашка). Такие знания обязательно обоснованы.

3 правила истинности: 1. Истина всегда конкретна 2. Нет абсолютных истин, они всегда относительны. 3. Обнаружить истину можно 2мя способами (теоретическим – истина достижима, если сделать все правильно; и практическим – истина достижима методом проб и ошибок, что не является эффективным).

Кратчайший путь к истине лежит только через соединение этих 2х подходов, что особенно важно для медицины.

Понятие закон. Законы в медицинском познании.

Высшим этапом познания является научное познание. Потому что именно оно открывает общезначимые истины, эти открытия оформляются как закон. Понятие закон используется в двух смыслах: 1. Как объективная необходимая связь процессов и явлений 2. Как языковая форма, фиксирующая эту связь.

Особенность закона в мед науках: 1. Они чаще всего выступают как модификации законов других наук 2. По отношению к ним не применим принцип фальсификации. И тут нужно пояснить научное познание в медицине.

Научное познание. Ступени научного познания в медицине.

1. мед практика 2. Постановка проблемы 3. Сбор лит данных 4. Разработка гипотезы 5. Разработка методов 6. Сбор эмпирических данных 7. Теоретический синтез 8. Анализ достоверности 9. Оценка соотношения риска и пользы 10. Разработка рекомендаций. Это цикл.

Кроме того, в процесс научного познания в мед включается как обязательный элемент оценка. с формально логических позиций оценка не является методом научного познания.

Философские основы доказательной медицины

Доказательная мед – это часть мед, цель которой является доказательство чего-то, что в последствие может быть использовано в др областях мед.

- это эмпирическая часть мед, ибо только она представляет неоспоримые данные.

- это мед, основанная на доказательствах.

Опровергнуть возможность существования доказательной медицины легко. Достаточно вспомнить, что каждый человек – яркая индивидуальность.

Доказательство – это процесс установления объективной истины путем теоретических и практических действий.

Аргументы, которые могут служить доказательством: 1. Положение об удостоверенных единичных фактах 2. Определение 3. Аксиомы 4. Доказанные раньше данной наукой положения

Способы доказательств – демонстрации. Они показывают связь между аргументом и тезисом.

Ошибки в доказательстве, которые типичны для мед: 1. Подмена тезиса (когда доказываемое положение невольно отождествляется с другим) 2. Доказательство со ссылкой на авторитет

Аксиология как раздел философии

Аксиология – это раздел философии, изучающий ценности.

Методология аксиологии встречается только у Канта. У него понятие ценности обретает действительную философскую ценность. Он вводит понятие абсолютной ценности, то есть истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются безвозмездно.

Ко 2й половине 19 века это проблематика становится одним из приоритетов европейской культуры. Основоположники: Брентано – австрийский философ, развивший учение о внутреннем опыте как об источнике самовыражения психических феноменов. Ницше – переоценка всех ценностей, она предполагала прежде всего отказ от внесения в объективный мир ценностей посредством категорий «цель, единство и бытие». Макс Шелер – рассмотрел отношение между ценностью и долгом и сделал 2 важный вывода: 1. Должны или не должны существовать только ценности 2. Должны существовать только положительные ценности, а отрицательные не должны. Логический закон: одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной.

Так же философов интересовала иерархия ценностей.

Проблема ценностей в философии и медицине

Сущность нашего поведения определяется отношением к миру. Мы живем в мире ценностей, а наше отношение к ним – это оценка.

Ценность – это объективная значимость процессов и явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.

Ценности бывают самые разные. Сложно построить общую иерархию для всех, но главной ценностью для нас всех является жизнь.

Ценность существует только для человека. Он сам определяет, что для него благо, а что зло, что красиво, а что безобразно. И выражает свое мнение в суждениях особого рода, которые называются оценками.

Слои ценности в мед: 1 представления о том, какой должна быть мед. 2 представление о личности врача, исходящее из идеального образа. 3 оценочные суждения, опережающие уровень научных знаний, существующих на данный момент. 4 аксиологические изменения объяснительных схем деятельности врача, принятых в медицине под влиянием изменений в социуме.

Оценки. Диагноз как оценочный процесс.

Оценка – это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта.

Есть оценки абсолютные, а есть сравнительные. Абсолютные – выражаются предложениями с оценочными словами «хорошо плохо безразлично». Сравнительные – «лучше хуже предпочтительнее».

Варианты соотношения знаний и оценок в человеческой деятельности.

Знания помогают нам в наших оценках. Когда у человека больше информации о предмете, то и оценить его он может лучше. С другой стороны, знания выбираются интересами, то есть, мы стараемся получить больше информации именно о тех вещах, которые являются ценными для нас.

Знания и оценки имеют определенную направленность. Вектор знаний располагается по шкале ложь-истина, авектор оценок по шкале неправильность-правильность. Проблемы возникают когда направленность зний и оценок не совпадает.

Существует 4 варианта соотношения направленности знаний и оценок:

1. Истинные – правильные (верно поставленный диагноз и эффективное лечение)

2. Истинные – неправильные (оценки сильнее влияют на поведение, чем знание. Следовательно, действия будут неэффективны или даже вредны)

3. Ложные – правильные (мы правильно оцениваем ситуацию, но достаточных знаний в этой области нет. Это переходный вариант в переходе к 1)

4. Ложные – неправильные (фанатизм. Убеждения, основанные на неправильных оценках. Крайне опасно для общества)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...