Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные школы и направления




· Западничество

Славянофильство (Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот “русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

· Народничество

· Почвенничество

· Анархизм

· Космизм

· Толстовство

· Софиология

· Евразийство

· Марксизм-ленинизм

 

Философия и медицина.

 

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

Медицина, как предмет соответствующей философской рефлексии, – «это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека»

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.

Всё это не могло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийного мышления медиков. Это явление вполне объяснимо, поскольку философские системы и научная медицина никак не смогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если бы они сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийся сохранения и укрепления здоровья людей.

Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

Данной способностью медицина обязана философии, снабдившей ее специальным (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. Без медицинских и философских знаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Медицинские знания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование.

Проблема бытия: философский смысл и особенности мед. подходов.

Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии. Его проблематика достаточно четко определилась уже в античные времена. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».

Постигнуть тайну бытия способны две категории людей – врачи и философы. Для них предметом профессионального и научного интереса выступает точка пересечения двух субстанций – человек. Такое пересечение субстанций дает бытие в медицинском и в философском смыслах.

Таким образом, проблема бытия — это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом, который только и может наполнить смыслом индивидуальное человеческое сушествование.

Для медицины понятие «бытие» человека - это индивидуальное, конкретное бытие, жизнь «вот этого» человека, которая обладает несоизмеримой ценностью. В то же время врачу зачастую приходится решать, жить или умереть человеку. Возникает и другой, не менее сложный вопрос о том, что лучше: умереть полноценным человеком или жить страдающим? В философии понятие бытие - это всеобщее понятие, это самоценность. Только связь с философией направляет медицину в русло помощи больному и позволяет нам удержаться от глобального внедрения эвтаназии.

Материя как субстанция. Принципы структурирования материи и их значение для медицины.

Материя – субстрат всех многообразных свойств и отношений, взаимодействий, но существует только в конкретных формах. Материя имеет два вида – вещество и поле. Материя бесконечна, не имеет начала. Нет материи без движения.

Материя как субстанция. «Материя сама по себе инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Что бы эту возможность превратить в действительность, материи надо придать соответствующую форму» Аристотель

Субстанция – это то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

Монизм – признание одной субстанции.
Дуализм – признание двух субстанций (дух и материя).
Плюрализм – признание многих субстанций.

Врачу эти представления необходимы, потому что он профессионально может изменять человеческое бытие, и более того – изменять его границы.

Выделяют структурные уровни материи:
1 – неживое (от элементарных частиц до Галактики);
переходная зона – наличие признаков живого и неживого (вирусы);
2 – живое (растения и животные);
переходная зона – живое, обладающее фрагментами ментального (приматы);
3 – живое, обладающее сознанием (человек).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...