Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение сознания. Концепция номогенеза Берга.




Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Концепция номогенеза Берга:
- концепция биологической эволюции как процесса, протекающего по определенным внутренним закономерностям, не сводимым к воздействиям внешней среды. Теорию номогенеза и самый термин предложил в 1922 Л. С. Берг. В отличие от Ч. Дарвина Берг полагал, что наследственная изменчивость закономерна и упорядочена (напр., гомологическими рядами), а естественный отбор не движет эволюцию, но лишь "охраняет норму"; что всему живому присуща изначальная целесообразность реакций на воздействие внешней среды, развитие же совершается за счет некой независимой от среды силы, направленной в сторону усложнения биологической организации.


Психика животного и психика человека. Структура сознания.

Сознание – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении им неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе. Сознание – высший уровень психики человека.
Сознание человека – способность отделять себя от других людей.

Животное обладает психикой, которая не позволяет ему отделять себя от среды. Психика животных отличается не только отсутствием в ней уровня сознания, но и отсутствием соответствующей связи с подкорковыми структурами, то есть функционирование животных не связано с осознанным поведением. Психика для животных – высшее достижение организма, для человека – начало личности.
Структура сознания (глазами философов):
- психика человека;
- подсознание (автоматизированные навыки и инстинкты);
- сознание;
- самосознание (идеальное отражения Я);
- сверхсознание (интуиция).

23. Мышление и язык.

Обозначая словом какой-нибудь предмет, человек как бы присваивает его, переносит его в сознание и тут может делать с ним что угодно. Потому что в слове заключена информация.
Язык – человеческий способ отыскания кратчайших путей к цели, способ получения новых знаний, создания культуры. Также язык несет психоэмоциональную нагрузку, так как способен передать переживания человека. На этой особенности языка основана возможность ятрогений. Неосторожное слово врача заставляет «проигрывать» ситуацию, где печальный исход неизбежен.

 Мышление – способ существования сознания. Операции со словами доступны только человеку.









Сознание как субстанция. Роль философских представлений о сознании в медицине.

Человек знает о существовании двух субстанций: материя и сознание. О первой достаточно много, о второй - мало. Идеальное как субстанция существует только там, где существует человек, и только в связи с функционированием его индивидуального сознания.
Коллективное сознание – наличие присущих индивидам мыслей, эмоций, идей, переживаний.
Акт идеации – переход от конкретного образа к абстракции, от чувств к слову. Как это происходит, нам не известно. Но происходит. Поэтому мы можем утверждать о существовании реального идеального, обладающем характеристики субстанции.



История взглядов на познание в мировой философии.

Гносеология – раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком мира и самого себя.
Познание всегда было предметом интереса философов задолго до появления термина «гносеология».
Парменид – в античности одним из первых поставил проблему познания, когда обнаружил различие между истиной и мнением.
Сократ – разработал один из первых методов познания – майевтику (искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов).
Платон – считал, что подлинное знание – это воспоминание души о мире идей, в котором она была раньше.
Аристотель – первым разработал внятную теорию познания, создал систему категорий, классификаций, правила вывода..
Новый этап в развитии философии познания начался, благодаря работам Канта. Он поставил вопрос о предпосылках знания и отрицал возможность адекватного познания мира.
В современной философии гносеология разделена на два направления, в одном из которых делается акцент на иррациональных способах познания, в другом – на абстрактную структуру знания.

26. Что такое знание и какова его роль в жизни человека.

Знания – необходимый источник выживания.
Рациональный подход к познанию:
- познание – поиск объективной истины. Рационализм всегда исходит из того, что целью познания является получение новых знаний. Знания рассматриваются как высшая ценность.
Боязнь новых знаний является показателем их недостаточности. Для человека процесс познания бесконечен, что часто пугало многих исследователей. Так возник агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира. Агностицизм нехорош тем, что отбивает охоту к знаниям (зачем познавать, если всё равно не получится).
Иррациональный подход:
- связан с верой и отсутствием логической аргументации. Интуитивисты – возможность получения новых знаний не логической процедурой, а неким озарением, проявлением интуиции.













Чувственное познание, его структура и роль в медицинской практике.

1 ступень познания – чувственное познание. Состоит в получении информации при помощи органов чувств.

Включает 3 ступени: 1. Ощущение (звук, цвет, тяжесть) 2. Восприятие (неск органов чувств) 3. Представление (припоминание, воображение)

Сущность и ступени рационального познания. Диагноз как познавательный процесс.

Рациональное познание – это высший уровень познания, присущий ныне человеку. Осуществляется путем мышления.

3 ступени: 1. Понятие (выражение общих существенных признаков вещей или явлений) 2. Суждение (отражается связь и взаимоотношение вещей и явлений) 3. Умозаключение (выведение из известных суждений нового суждения). Всё это – формы абстрактного мышления.

Идиация – это когда человек отвлекается от конкретной вещи, выделяя общее в сходных вещах и явлениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...