Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика духовной жизни общества: сущность, структура, ф-и.




Духовная жизнь – эт область проявления высшей творческой активности.

Структура духовной жизни: мораль, право, политика, философия, наука, религия, искусство.

Духовные ценности, будь то ценности морали, искусства или религии, науки или политики, в большей степени, чем материальная, способны стать самоцелью. Они более подвижны, больше зависят от индивидуального восприятия человека. Все феномены духовной жизни воспринимаются людьми как лично им адресованные, но это возможно потому, что они адресованы всем и могут восприниматься всеми – в этом суть общественного сознания, поскольку духовная жизнь общества, обеспечивающаяся взаимодействием индивидуального и общественного сознаний представляет наибольшие возможности для фантазий.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» в философии и медицине.

Единого ответа на вопрос что такое личность нет до сих пор.

1. Личность – это природное в человеке. 2. Личность – это уникальный набор присущих всем людям черт, который отличает их друг от друга. 3. Личность всегда формируется и проявляется в деят-ти. 4. Личностью человек может стать только в кооперации с другими людьми. 5. Человеком рождаются, личностью становятся.

Определенние Макса Шеллера: 1. Личность – это деятельный центр, то есть человек может рассматриваться как личность только через призму его деят-ти, 2. Духовное начало постольку характеризует личность, поскольку оно ограничено телом.

Индивид обозначает конкретного представителя вида Homo sapiens, продукт филогенеза и онтогенеза, единство врожденного и приобретенного, а так же носитель своеобразных черт, но какие это черты, это неизвестно – если мы начнем перечислять их, мы начнем говорить уже о личности. Другими словами, индивид – это отдельное человеческое существо, единица рода.

В философии: 1. Личностью человек не рождается, но становится тогда, когда приобретает социальные навыки. 2. Психически неполноценный человек не является личностью в полном смысле этого слова, это разрушенная личность.

В медицине: 1. Личность – это индивидуальность. Когда употребляется выражение «личность больного», имеют в виду то неповторимый набор черт, без учета которого невозможен процесс лечения.

Становление личности в фило- и онтогнезе.

Первыми признаками личностной идентификации индивидов следует признать соц отношения, сложившиеся в эпоху матриархата.

Становление личности в истории легко просматривается на схеме технологических скачков. Чем больше человек освобождается из процессов произ-ва, тем больше становится личностью.

Социализация как разрешение кризисов в развитии личности.

Социализация – это приобщение новорожденного к той системе ценностей, которая существует в обществе. Усвоение этих ценностей возможно только на основе сформировавшихся систем организма и психики.

3 стадии в социализации (социология): 1. Дотрудовая, 2. Трудовая, 3. Послетрудовая.

Кризисы: 1. Появление самосознания (человек проявляет первые личностные качества), 2. в 5-6 лет формируется абстрактное мышление, 3. Пубертатный (созревание половой с-мы, формирование моральный принципов), 4. в 17-18 лет заканчивается биологическая зависимость от родителей, формируется мировоззрение, личность сформировалась, 5. В 24-25 лет люди превращаются из объектов деят-ти в субъекты деят-ти, 6. 40 лет – кризис сорокалетних, усталость от жизни, переоценка ценностей, 7. 55-60 лет – угасание физиологических свойств, пенсия. Личность не умирает, процесс передачи знаний продолжается.

Философские концепции свободы. Становление личности как процесс обретения человеком свободы.

Когда человек хочет свободы - имеется в виду свободы от чего-либо, в основном от соц связей, то есть отсутствие обязанностей перед другими людьми. Но не имея обязанностей перед другими, человек не может требовать от них выполнения обязанностей перед ним. Получается, что достигшая такой свободы личность престает быть личностью, так как она выключена из кооперации с себе подобными. Освобождаясь от одних обязательств, человек принимает на себя другие.

Когда человек выносится за рамки процесса производства и получает возможность в полной мере реализовать свои возможности творца, личность достигает наивысшего развития. Это означает, что личностью может быть только свободный человек.

Концепция диалогизма в философской антропологии и ее значение для медицины.

Понимая, человек становится личностью, а это значит, что суть процесса становления личности основана на диалогизме. Отношение человека к миру, человека к человеку, человека к самому себе носит целостный характер. Все 3 формы этого отношения – познание, оценка, деятельность, образуют единство. Понять – значит привести в соответствие знание и оценки, устранить внутреннюю раздвоенность, которая мешает действовать, то есть быть целостной личностью.

Диалогическая сущность человека: понять, отразить себя можно только поняв другого. Основой бытия личности является отношение я-ты. Это и есть диалогизм. Через отношения возникает встреча с бытием.

Существует 3 варианта ведения больных: 1. Действия врача основаны прежде всего на его знаниях, пациент рассматривается не как индивидуальность, а как представитель болезни. 2. Ведущим компонентом в деят-ти врача является оценка. 3. Между врачом и пациентом устанавливаются отношения диалогизма Я-Ты. Тогда процесс лечения превращается в процесс переживания друг друга.

Диалогизм в медицине делает врача не просто врачом, а любящим человеком. Существует и скрытая опасность диалогизма в мед: процесс сопереживания другому может привести к тому, что человек окончательно вытеснит врача. Чисто человеческие проявления заменят врачебные манипуляции.

Проблема понимания и способы ее решения в медицине.

Первоначально проблема понимания возникла в связи с обнаружением смысла текста в процессе его интерпретации.

Герменевтика – это наука о понимании, нахождении общего языка между людьми.

Пациенты, посещающие врача, условно делятся на 3 группы: 1. Действительно больные люди, 2. Люди, которые потерпели какой-то жизненный крах и уходом в болезнь компенсируют утраченную социальную ценность, 3. Люди, которые при помощи лечебного учреждения пытаются добиться каких-то льгот.

Успешная стратегия лечения основана на предварительном понимании данного конкретного человека и его личной ситуации. Отказ от такого понимания делает лечение неэффективным. При этом решающую роль в понимании играет язык.

Понимание относится только к людям. Мир познают, а человека понимают.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...