![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Любовь как центральная категория философской антропологии и ее значение в жизни человека.
В философской антропологии объединяющим фактором, придающим целостность системе, является любовь. В философской антропологии любовь перестала быть просто чувством, она стала отношением. Я-Ты может существовать только через любовь, следовательно, каждое отдельное я может быть только «я любящий». Любовь – это когда не думают, что получат взамен, то есть в ней происходит не обмен деятельностью, а объединение. Позиция любящего – это Я для другого. Только полная открытость, абсолютное желание переживания другого человека делает возможным приращение бытия. Создан новый идеал человека – это любящее человеческое существо, способное устанавливать тесные эмоциональные контакты. Идеал, котрый может быть ориентиром во всякой человеческой деят-ти и прежде всего в той, где предметом деят-ти является человек. В первую очередь речь идт о медицине. Смысл жизни. Зачем? Это вопрос вечный. Он подразумевает , что каждый из нас рождается не почему-то, а для чего-то. А для чего – никто не знает. Смысл жизни персонифицирован.
БИОЭТИКА Этика – наука о морали Этика – наука о морали. Мораль – это древнейший регулятор поведения людей в обществе. Ее существование обусловлено наличием системы общественно признанных ценностей, без которых люди не могут прожить. Такие ценности как жилье, воздух, деньги, власть, верность, мир, жизнь – это и многое другое отобрали люди в результате долгого и мучительного опыта, закрепили в законах и правилах, художественном творчестве, воспитании. Эта система стала общезначимой. Человек не только усваивает общепринятую систему ценностей, но и в своей жизни руководствуется ценностями индивидуальными, только ему принадлежащими. В отличие от других регуляторов человеческого поведения, мораль отличается следующими особенностями: 1. Ее предписания не официальны, то есть не закреплены законом. 2. Ее санкции неформальны, то есть нарушения моральных норм не влечет юридической ответственности. Мораль как сфера духовной жизни общества: происхождение, сущность, структура. Мораль была исторически первым регулятором человеческого поведения (табу, запрет инцеста и тому подобное). Вопрос о происхождении морали нельзя считать решенным: 1. Биологическая природа морали – необходимость закрепления определенных биологических условий выживания человека. 2. Социальная природа – не обладая инстинктами, которые регулируют поведение у животных, в процессе коллективной деят-ти вырабатываются нормы сотрудничества, основанные на разуме. Мораль не оставалась неизмененной на протяжении человеческой истории. Ее нормы зависели от конкретной социально-экономической ситуации в обществе. Мораль всегда защищала то, что помогало человеческой цивилизации выжить и развиться. У каждого человека 3 взаимосвязанных системы моральных ценностей: 1. Ценности об-ва, в котором он живет. 2. Социальной группы, к которой он принадлежит. 3. Те, что связаны с его личным опытом. Мораль состоит из следующих частей: моральное сознание, моральные отношения, моральные действия. Моральные действия. Специфика моральных действий в медицине. Признаки нравственности действий: 1. Мотив – это побуждение к активности, деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. 2. Цель – это один из основных элементов поведения и сознательной деят-ти, который характеризует мысленное предвосхищение результата деят-ти, а также средств и путей его реализации. Нравственная сторона целей выражается в том, как скажется результат деят-ти на других людях. 3. Средства – а) для достижения благородной цели хороши все средства, б) благородные цели предполагают использование только нравственно оправданных средств. Любое нравственное действие только тогда является благом, когда и мотив, и цель, и средства являются благородными. Когда получен ответ на действие, можно говорить о нравственных отношениях. Моральные отношения. Особенности моральных отношений в медицине. Основой моральных отношений являются отношения между двумя индивидами. На межличностном уровне типичными являются такие нравственные отношения, как дружба, любовь, ненависть, верность и т д. Нравственные отношения врача и больного – это также разновидность нравственных отношений. Здесь общей для обоих субъектов является одна ценность – здоровье. Нравственные отношения индивид-группа. Это то, что принято не совсем корректно именовать нравственно-психологическим климатом коллектива. Человек может не общаться непосредственно с членами своей группы, но иметь с ними моральные отношения. Моральные проявления в этой системе отношений: ответственность, дисциплина, взаимопомощь. В системе отношений человек-общество нравственная сторона связана с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы соц групп, к которым они принадлежат. Здесь типичные отношения: патриотизм, массовый энтузиазм, уважение к власти. В этих отношениях действия общества не направлены на данную конкретную личность. Моральное сознание. Структура и функции. Вся совокупность моральных действий и отношений регулируется и отражается моральным сознанием. Фундаментом нашей нравственности является представление о добре, зле и долге. Они достаточно сильно отличаются у разных народов, соц групп и индивидов. В проблеме добра, зла и долга следует помнить о двух момента: 1. то, что для одного человека является добром, для другого оказывается злом. 2. Понятие долга неразрывно связано с представлениями о возможностях человека Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Из представлений и добре, зле и долге вырастают представления о моральных качествах людей. Все моральные качества парные – если есть положительное качество, есть и его антагонист. Диалектика норм и оценок в моральном сознании. Главные структурные компоненты морального сознания – это нормы и оценки. Нравственные нормы возникают только в результате длительного опыта совместной жизни людей в обществе. Это нормы поведения в группе, отношения к родителям и детям, отношения к труду, к власти и т д. Отступление от нормы влечет за собой санкции со стороны группы. Человек не является рабом норм не только потому, что у него всегда есть выбор следовать норме или нет, но еще и потому, что нормы не распространяются на область чувств, а только на действо. То, как человек выполняет нормы, фиксируется в оценках его поведения. Оценка в морали носит неформальный характер. Шкала оценок четко распределяется в категориальном поле добро-зло. Структура характера содержания оценок всегда связана с определенной системой ценностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 468. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |