![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характерные черты иррационализмаСтр 1 из 15Следующая ⇒
Философия в жизни современного человека. философия - это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. · Структура философии Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры. В состав философии входят: § теоретическая философия (систематическая философия); § социальная философия; § этика; § эстетика; § логика; § история философии. Основными частями теоретической философии выступают: § онтология — учение о бытии; § гносеология — учение о познании; § диалектика — учение о развитии § аксиология (теория ценностей); § герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии. Мировоззрение: философия, религия, мифология Осн вопросы миовоззрения: возникновение жизни, происхождение вселенной, земли, человека, объяснение природных явлений, поступки, судьба, нравственно-этические проблемы. Философия – особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличается от религиозного и мифологического: 1. Основана на знании, 2 логична(системна), 3 опирается на четкие понятия и категории, 4. Рефлексия 3 стадии мировоззренческой философии: 1. Космоцентризм(все сущее зависит от космоса), 2. Теоцентризм, 3. Анторпоцентризм · древняя индия и древний китай ИНДИЯ.Периоды: 1. Видийский, 2 классический, 3 послеклассический Системы: 1.ортодоксальная (виданта, санкхья, йога, ньяя, вайшайшика) 2.неортодоксальные (буддизм, джайнизм) Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т. е. к “нирване”. В тридцать пять лет он прочел свою первую проповедь, которую называют “Первым поворотом колеса Диармы”. Свой путь Будда назвал срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм, предполагающий стремление к удовольствиям, как односторонние крайности. В этой проповеди он провозгласил “Четыре Благородные Истины”. Суть их сводится к следующему: § вся человеческая жизнь — это сплошное страдание; § причина страданий — стремление к удовольствиям; § прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности; § ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения. Будда, подобно врачу, обнаруживающему болезнь, предлагает ее лечение. В четырех истинах, провозглашенных Буддой, содержится диагноз и рецепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие. Буддийская нравственность предполагает реализацию в поведении пяти принципов, состоящих в воздержании от убийства, воровства, распущенности, лжи и горячительных напитков. Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой — карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Веданта.Учит о возникновении мира из брахмана(вечное сущее) Санкхья. Проповедует теистический плюрализм(много религий в одно время, никак не взаимодействующих между собой). Вайшешика.враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии. цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания КИТАЙ, Религиозно-мифологическое мировоззрение. Все в мире зависит от предопределения Неба, главным правителем которого считался Шам-Ди. Ему повиновались множество богов и духов, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами, рыбами или были полулюдьми. Волю неба можно было узнать через гадания и предзнаменования. 6 основных школ: 1. Даосизм (вселенная –источник гормонии, поэтому все в мире прекрасно в своей естественности) 2. Конфуцианство (правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви) 3. Моизм (идея всеобщей любви, все должны печься о взаимной пользе) 4. Школа имен (несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу) 5. Школа ин-ян (ин-физическое составляющее человека, ян-свойства и функции тела) · философия Античности подразделяется на Древнегреческую и Древнеримскую. Периоды: 1. Натурфилософский (проблема устройства мира, проблема первоначала, Пифагор, таблица 10ти противоположностей) 2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу, софисты и Сократ) 3. Классический (период большого синтеза, создание 1х философских систем, Платон и Аристотель) 4. Иллинистический (центр перемещется из Греции в Рим, проблема счастья) 5. Религиозный (развитие неоплатонизма, +проблема религии) 6. Возрождение христианской мысли (монотеистическая религия) · философия Средневековья теоцентричность взглядов, креационизм. Философия – служанка теологии (доказательство бытия Бога) 2 направления: 1. Патристика (апологетика, обоснование оправдания христианской религии) 2. Схоластика (учение о соотношении веры и разума) · философия Нового времени. Развитие естествознания, астрономии, математики, механики. Учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Бэккон, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц Большое внимание проблеме бытия и субстанции, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. 2 подхода к понятию субстанции: 1. Онтологический (предельное основание бытия, Бэкон) 2. Гносеологический (необходимость для научного познания, Локк) Большое значение гносеологии: рационализм, эмпиризм. Принцип методического сомнения · Немецкая философия Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Общие черты: 1 своеобразное понимание роли философии в истории человечества, философия как критическая совесть культуры 2. Исследование не только человеческой истории, но и человеческой сущности (у Канта человек рассматривается как нравственное существо, Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного) 3. Все представители относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей (Кант выделял гносеологию и этику, Шеллинг натурфилософию и онтологию, Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, фил истории, права, морали, государства) 4. Целостная концепция диалектики (Кант диалектика границ и возможностей человеческого познания, Фихте – исследование творческой активности я/взаимодействие я и нея) 5. подчеркивание роли философии в разработке проблем гуманизма
· Марксизм В своей философской системе К. Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще», по Марксу, является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность.Практика оказывается фундаментальным способом человеческого (как индивидуального, так и общественного) бытия. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности). Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: •на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их волипроизводственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); • производственные отношения, уровень производительных сил образуютэкономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации— первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский • способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; • материя находится в постоянном движении и развитии; • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
· Фрейдизм.
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения. Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности. На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний. В медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности. Половое влечение и удовлетворение сексуальной потребности, по Фрейду, проявляется уже в детстве и в значительной мере определяет структуру личности, включая не только половое влечение, но и такие "несексуальные" чувства, как любовь к самому себе, родительская и сыновья любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и приверженность к тем или иным абстрактным идеям. При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы (половой инстинкт), понимается как проявления либидо — психической энергии и влечения к жизни. Большую роль в диагностике болезненных проявлений в психике Фрейд отводил символике, свободным мыслительным ассоциациям, толкованию сновидений, выявлению впечатлений детства, вытесненных и замещенных импульсов-желаний, амбивалентных чувств и тенденций, случайным оговоркам, опискам, ритуальным действиям, совокупно служащим материалом разрабатываемого им психоаналитического метода терапии личности.
· Философский рационализм.
У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Это положение представляет собой соединение двух идей: «я мыслю» и «я существую». Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением). В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, кот нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»: Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.
· Философский иррационализм Иррационализм – группа идеалистических течений, ограничивающих или отрицающих возможности разума в процессе познания. Основой миропонимания считают нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия. Объединяет философские системы и направления, выдвигающие на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, откровение, непосредственное созерцание, интуицию, инстинкт, чувство и т.д. Характерные черты иррационализма § Иррационализм противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический: понять истинную ценность того или иного явления может только человек. Человека отличает от животного не разум и не способность к понятийному мышлению, а способность к нравственной оценке. (ирр. выступает против установки рационализма, что окружающий мир является родственным человеку, что природа доступна мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказание и ориентиры для человеческой деятельности; неустойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания; иррационализм отрицает упорядоченное, законообразное устройство мира, с точки зрения его представителей, основание бытия неразумно) § При решении гносеологических проблем решающее значение придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. В качестве наиболее адекватных средств постижения сущности реальности принимаются интуиция, вера и т.д.. § Человек субъективно-заинтересован в целях и задачах своей деятельности, поэтому важными для него являются ответы на вопросы: "что означает эта вещь", "какой цели она служит" --- человек является мерилом всего бытия. § В наиболее крайних формах на передний план выступают понятия, которые не могут дать образов внешнего мира, лишь отражающие субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь и т.д.. § В объективно-идеалистических разновидностях иррационализма (Шопенгауэр, Бергсон) производится онтологизация эмоционально-волевых структур человеческого бытия; в субъективно-идеалистической разновидности иррационализма (Дальтей) человеческая субъективность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия. § Основную задачу философии ирр. видит в определении норм построения субъективного мира личности и утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни, а не в познании законов объективности мира. Свои усилия иррационалисты направляют на субъективно-субъективные отношения; человек рассматривается ими, как субъект общения (коммуникации) Основные направления § Волюнтаризм (Шопенгауэр): началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его системе как бесконечное стремление, "Она безосновна", "вне причинности, времени и пространства"; "Воля это внутренняя сущность мира". Все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли. § Философия жизни (Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Дальтей): началом мироздания является "жизненный порыв" - необузданный поток инстинктов, которому дается то натуралистическая, то социальная интерпретация; "жизненный порыв" проходит через различные материальные образования и завершает свое движение, воплотившись в человеке. § Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр) сущностной характеристикой бытия объявляет процесс индивидуального переживания - экзистенцию. · Русская философия. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: · сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; · специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); · целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; · большая роль проблем морали и нравственности; · конкретность; · широкое распространение в массах, понятность простому народу. · Основы предмета русской философии составляли: · проблема человека; · космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); · проблемы морали и нравственности; · проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); · проблема власти; · проблема государства; · проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); · проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии: § период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; § философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); § философия XVIII в.; § философия XIX в.; § русская и советская философия XХ в. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 537. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |