Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когнитивные системы анализа данных («системы логического вывода»)




 

Буайе подчеркивает, что у человека нет «универсального разума», который занимается каждой из многих тысяч возникающих перед нами задач, а есть множество узкоспециализированных когнитивных систем, работающих незаметно для сознания. Т.е. «в процессе эволюции мы умнели, потому что у нас появлялось всё больше, а не всё меньше инстинктов».Здесь автор и/или переводчик допускает вольность терминологии, привлекательную для любителей набрасываться на всех с криками «у человека нет инстинктов!» – Авт.

Известные сегодня психологам системы выделены не «от балды». Они в разное время включаются в процессе возрастного развития; МРТ позволяет отследить их анатомическую локализацию; есть патологии, отключающие одни системы и не затрагивающие другие.

 

Эти системы, занимающиеся анализом поступающей информации и умозаключениями из неё, Буайе называет «системами логического вывода». Более неудачный термин придумать сложно, т.к. принципы работы этих систем мало напоминают классическую логику, что наглядно проявляется в многообразных когнитивных искажениях. Чтобы избежать этой неприятной путаницы, я заменю термин Буайе на нейтральные «системы анализа данных».

 

Буайе ставит вопрос, почему работа когнитивных систем недоступна для сознания, и даёт два ответа:

1. Они обрабатывают гораздо больше информации, чем умещается в сознании.

2. Мотивация эмоциями гораздо эффективнее, чем абстрактное осознание пользы или вреда. Неясно, почему он считает, что доступ сознания к когнитивным выводам должен лишать их эмоциональной окраски – Авт.

 

 Некоторые из таких систем Буайе называет, указывая, что перечень далеко не полон и что каждая из этих систем сама есть комплекс многих ещё более узкоспециализированных аппаратов, общее количество которых исчисляется сотнями. Перечисляемые пункты выбраны не просто так: все или почти все из этих систем упоминаются в дальнейшем изложении.

 

1) Системаинтуитивной физики. Благодаря этой системе мы автоматически знаем, что камень, брошенный сильнее, полетит дальше, что выпущенная из рук вещь упадёт на землю, и т.д.

2) Система увязывания свойств орудия с его функцией. Нам не нужно объяснять, что молоток для колки орехов твёрдый – мы бы удивились, обнаружив, что он мягкий. И наоборот, видя твёрдое и острое орудие, мы автоматически предполагаем, что оно нужно чтобы что-нибудь резать, долбить и т.д., а не чтобы стирать со стола пролитую воду. Кроме того, видя орудие, мы автоматически прикидываем, как его держать. Эти мыслительные процессы связаны с активностью премоторной коры.

3)Системаотслеживания участников ситуации. Развивающуюся во времени ситуацию мы видим не как ряд сменяющих друг друга независимых картин. Мы выделяем участников ситуации и прослеживаем их историю («собака побежала за мячиком; кошка испугалась и залезла на дерево; птичка вспорхнула…»).

4)Системараспознавания причинно-следственных связей. Если шар врезался в кеглю и кегля упала, мы автоматически считаем, что кегля упала, потому что её сбил шар. Мишотт и Хайдер показали в экспериментах с изображениями на экране, какие именно характеристики должно иметь движение, чтобы пробуждать в нас понятия «толкнуть», «отбросить» и т.д. (с. 136).

5) Система распознавания целенаправленного движения. Те же Мишотт и Хайдер показали, как должны двигаться по экрану точки, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что одна «убегает», другая «догоняет» (с. 137). Различение целенаправленного движения существует уже у шестимесячных детей (с. 150). Кроме того, что мы отличаем целенаправленные действия от нецеленаправленных, мы ещё и делаем предположение о цели (если собака бежит в сторону кошки, она хочет догнать кошку).

6) Система «теории разума». Мы автоматически делаем предположения о том, что другой человек знает, думает или чувствует. Пример: кукла 1 кладет шарик в коробку А и уходит. Кукла 2 перекладывает шарик в коробку В и тоже уходит. Вопрос: где будет искать шарик кукла 1? Уже в четырегода дети дают правильный ответ – в коробке А, потому что она не знает, что шарик перепрятали. Но трёхлетние дети и аутисты любого возраста отвечают, что в коробке В.

 

Эта система является частью более обширного комплекса, именуемой системой интуитивной психологии.

 

7) Система досье. Эта система связывает с каждым нашим знакомым информацию о его характере, пристрастиях и т.д.

 

8) Система защиты от заражения. Эта система призвана внушать нам отвращение к трупам, гнили, экскрементам и тому подобным вещам, дабы не допустить инфекции и отравления.

9) Система избегания хищников. Именно о ней мы говорили в п. 2.3.

 

10) Система распознавания лиц. О ней можно подробнее почитать в книге Э. Кандель Название: Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX в. до наших днейАвт.

 

11) Система различения видов животных и растений.О ней и её анатомической локализации в височной доле упоминается в книге А. Марков. Эволюция человека.т.1. Обезьяны, кости и гены. М.: 2012. Повреждение этого участка коры ведёт к тому, что человек не отличает льва от мыши и ромашку от березы. Прочие психические функции при этом сохраняются – Авт.

 

В дальнейшем будет упомянуто ещё несколько систем, ответственных за социальное взаимодействие. О них речь пойдёт в части 4.

 

Явные идеи как продукт работы когнитивных систем

 

Явная (осознаваемая) концепция (например, "дети умеют меньше, чем взрослые") возникает, когда сознание обрабатывает – с использованием нашего культурного багажа – информацию, поступающую от "автоматических" когнитивных систем.

Эта идея не приходит к нам в готовом виде. Нравственная система говорит нам: он не в курсе некоторых моральных норм. Система интуитивной психологии: он не понял соль анекдота. Система интуитивной физики: ему не хватило сил сдвинуть ящик. Ни одна из систем не выдала и не анализировала (!) общую концепцию "дети незрелы". Т.е. человек соглашается с концепцией до того, как сознательно проанализирует её, а не в результате этого.

 

Работа с воображаемым

 

Буайе многословно хвалит способность человека работать с разного рода вымыслами и моделями. Как-то:

1) делать заключения из заведомо ложных посылок («если бы у меня была скатерть-самобранка, я никогда не страдал бы от голода»);

2) улавливать, какие аспекты модели имеют отношение к действительности, а какие нет (мы понимаем, что карта не отразит ширины тропинки, но покажет, в какую сторону та сворачивает);

3) угадывать по контексту, что хотел изобразить живописец, даже если у него не очень получилось. Так, даже «самые маленькие» дети (конкретный возраст Буайе не называет) могут воспринять два абсолютно идентичных рисунка в одном случае как леденец, а в другом как воздушный шар, если того требует контекст (с. 179).

 

Главная мысль, которую хочет донести Буайе: когнитивные системы работают с «воображаемой» информацией точно так же, как с «реальной». Так, когда дети «понарошку» разливают чай из пустого чайника, они точно следуют всем заповедям интуитивной физики (с. 178).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...