Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мир как результат чьей-то деятельности




 

Буайе приводит следующее мнение Дж. Барретта. В богов и духов мы верим потому, что любую ситуацию мы автоматически воспринимаем как результат чьей-то деятельности. В быту, услышав неожиданный звук, восклицаем «кто здесь?», не обнаружив вещи на предполагаемом месте, интересуемся, кто мог её взять, и т.д. Антропологи наблюдают то же самое: народ фанг толкует как явление духов каждую непонятную тень в лесу. Барретт полагает, что это эволюционное наследие соседства с крупными хищниками: иметь чувствительную систему распознавания деятельности выгодно, потому что «ложная тревога» ничем особенным не грозит, а вот за пропущенную реальную опасность можно поплатиться жизнью.

Однако Буайе замечает, что это не весь ответ. Да, мы резко оборачиваемся, услышав за спиной шум, но тут же успокаиваемся, обнаружив, что это просто ветер хлопает дверью. Система, о которой говорит Барретт, предназначена, чтобы насторожиться, быстро собрать больше информации и успокоиться, если гипотеза о хищнике не подтвердится. Иначе мы непрерывно дрожали бы от страха. Вера в богов из этой схемы выбивается: дополнительный сбор информации гипотезу не подтверждает, однако гипотеза никуда не девается.

 

Концепция мемов

 

Основные положения концепции мемов достаточно известны (а если читателю они не известны, он может заглянуть в мой конспект книги «Психические вирусы» – Авт.). Кратко они сводятся к тому, что идеи подвержены естественному отбору: наименее приспособленные забываются, а наиболее приспособленные мы воспроизводим снова и снова.

 Идею мемов если неизобрёл, то популяризировализвестный эволюционный биолог Ричард Докинз, и он же впервые заявил, что популярность религиозных идей обусловлена тем, что они – хорошие мемы.

 

Однако отличие гена от мема в том, что мем постоянно перерабатывается даже в процессе хранения, а точное воспроизведение информации требует больших усилий. Так что, заключает Буайе, популярность религиозных мемов должна быть вызвана не тем, что они передаются без искажений, а тем, что они хорошо восстанавливаются из искаженной версии: человеческое сознание предрасположено к ним и само лепит их из мало-мальски подходящего материала.

Ещё мы прекрасно восстанавливаем анекдоты. Следует ли считать, что наше сознание предрасположено к ним? – Авт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...