Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Педагогическая технология Марии Монтессори




Основные понятия темы:системные инновационные педагогические технологии, теория свободного воспитания, эвритмия, дидактический материал.

План (вопросы для обсуждения):

1.      Этапы общественно педагогической и научной деятельности  М. Монтессори.

2.  Концептуальные основы педагогической технологии «Дом свободного ребёнка».

3. Особенности содержания педагогической технологии «Дом свободного ребёнка».

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Объяснить смысл обращения ребёнка к педагогу: «Помогите мне это сделать       самому», которое стало смыслом педагогики М. Монтессори.

2. Согласны ли Вы с утверждением «Чувственное восприятие является основой        умственного и нравственного развития» (М. Монтессори.) Ответ обосновать..

3. Подготовить презентацию или доклад об этапах научной и педагогической деятельности М. Монтессори.

Литература:

1. Атемаскина, Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии [Текст]:      учебно-методическое пособие. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. –     112 с.

2.  Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов,      аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В.        Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.

3. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – 352 с.

4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології [Текст]: практикум. – К.: Академвидав, 2013. – 448 с.

5. Дичковская, И. Н., Пониманская, Т. И. Воспитание для жизни: образовательная система М. Монтессори / И. Н. Дичковская,    Т. И. Пониманская. – М.:       Московский Монтессори-центр, 1996. – 125 с.

6. Довгопол, И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические    технологии / И. И Довгопол, Т. А. Ивкова. – С: мпс «Ната» 2007. – 336 с.

7. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Монтессори М. [сост., вступ, ст. М.    В. Богуславский, Г. Б. Корнетов]. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.

8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие /      Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.

 

Семинарское занятие № 40

Тема: Антропософские школы Рудольфа Штейнера

Основные понятия темы:антропософия, вальдорфская педагогика, эвритмия.

План (вопросы для обсуждения):

1.      Вальдорфская школа как альтернатива традиционному образованию. Вальдорфское движение в мире. Типы вальдорфских образовательных учреждений.

 2.     Антропософия как теоретико-методологическая основа вальдорфской педагогики.

3.      Типы и общие принципы работы вальдорфских образовательных учреждений

4.      Особенности содержания вальдорфской педагогики.

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Как согласуются между собой теория жизненных ритмов Р. Штейнера и    традиционный педагогический принцип учёта возрастных особенностей детей?

2. Согласны ли Вы с утверждением «Самое большое, что можно сделать для ребёнка –      подготовить его к тому, чтобы в определённый момент его жизни, благодаря        познанию себя, он будет в состоянии достичь осознания  и переживания собственной свободы. Подвести к этому воспитание может лишь при таком взгляде на человека, который признаёт право на самоопределение» (Р. Штейнер). Ответ обосновать.

3. Согласны ли Вы с утверждением «Искусство воспитания должно основываться не на      общих рассуждениях о «гармоническом развитии всех сил и способностей», оно может быть построено только на основе настоящего познания сути человека» (Р.        Штейнер). Ответ обосновать.

Литература:

1. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – СПБ:  ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. –    112 с.

2. Вальдорфские школы и детские сады России [Электронный ресурс]. Режим доступа          www.waldorf.michaeltime.org.

3. Грюнелиус, Э. Вальдорфский детский сад. / Э. Грюнелиус. – М.: МЦДВП, 1992. – 72    с.

4. Дошкольный вальдорфский центр [Электронный ресурс]. Режим доступа http://waldorfcentr, ru/pedagogika.html.

5. Дичківська, І. М.,  Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2012. – 352 с.

6. Дичківська, І. М.,  Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав,     2013. – 448 с.

6. Довгопол, И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И Довгопол, Т. А. Ивкова. – С: мпс «Ната» 2007. – 336 с.

7. Загвоздкин, В.К. Вальдорфская педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа        http: // www.redline.ru/education/ valdorfru.html.

8. Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие /   Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.

9. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов,      аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В.   Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.

10.    Цырлина, Т.В. Первая вальдорфская школа в Штудгарте / Т.В. Цырлина / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.    Селивановой – М., 1998. – С. 100 –110.

Семинарское занятие № 41

Тема: Технологии развивающего обучения в современной дидактике

Основные понятия темы:  технология обучения, развивающее обучение, система развивающего обучения.

План (вопросы для обсуждения):

1.  Историко-педагогические основы проблемы развития.

2. Сравнительный анализ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Развитие личности ребёнка в условиях развивающего обучения.

4. Практическая реализация развивающего обучения.

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Выделить общие и отличительные особенности технологий развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

2. Заполнить таблицу:

Компоненты педагогического процесса Традиционное обучение Развивающее обучение
Цель    
Содержание    
Форма обучения    
Методы обучения    
Контроль и оценка    
Тип взаимодействия учителя и ученика    

 

3. «Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития  себя как субъекта учения, который самоизменяется. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её с помощью учения, то есть желать, любить и уметь учиться» (В. Репкин). Согласны ли Вы с утверждением? Обосновать ответ.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. − М.: ИНТОР, 1996.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического  исследования [Текст]: учебное пособие / В.В.   Давыдов. − М.: Академия, 2004. – 240 с.

4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.:   Академвидав, 2012. – 352 с.

5. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав,       2013. – 448 с.

6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. М.: Дом     педагогики, 1999. – 608 с.

7. Занков, Л.В. Сотрудничество учителя и ученого.  – М., 1989.

6. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических         специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ, 2011. – 167 с.

7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст] :      справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов       н/Д. : Феникс, 2014. – 254 с.

8.  Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.

9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: 2006. – Т.1 – 816 с.

10.    Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: 2006. –  Т.2 – 816 с.

 

Семинарское занятие № 42

Тема:   Педагогическая технология «Йена-план-школа»  Петера Петерсена

Основные понятия темы:  системная педагогическая технология, штамм-группа, воспитательная община, общинность,«Йена-план-школа».

 План (вопросы для обсуждения):

1. Научно-педагогическая деятельность П. Петерсена (1884-1952).

2. Формирование индивидуальности через общинностиь в педагогике П.Петерсена:

а) средства конструирования детских взаимоотношений;

б) особенности базовой группы как ядра школьной общины;

в) деятельность групп «одного столика».

3. Организация учебной деятельности в Йена-план-школах.

Задания и вопросы для самостоятельной работы:

1. Обосновать актуальность педагогических идей П. Петерсена в современных условиях.

2. Высказать собственное мнение по поводу обоснованности ориентации Йена-план-школы больше на воспитание, чем на обучение.

3. Согласны ли Вы с  приведёнными утверждениями? Ответ обосновать.

- «Опасность, которую содержит в себе оценка преподавателя, чрезвычайно велика. Оценка сразу же вызывает у воспитанника установку на преподавателя и работу ради него, портит собственную рабочую линию ребёнка и нарушает собственное нравственное суждение, уверенность ребёнка в собственном внутреннем голосе» (П. Петерсен).

- «Никто не знает и никогда не знал, какими будут политика и экономика будущего. В лучшем случае мы можем только догадываться об этом. Но одно мы знаем наверняка: наши многочисленные проблемы могут быть решены в том случае, если инициативные  мужчины и женщины выявятся способными и компетентными взять на себя тяжесть этих проблем. И это будут добрые, приветливые, заботливые люди, готовые на самопожертвование. И среди них будут несколько человек, которые сделают свою работу без суеты, с особой тщательностью, с готовностью служить тому, что им доверено» (П. Петерсен).

Литература:

1.        Атемаскина, Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии [Текст]:      учебно-методическое пособие. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. –     112 с.

2.        Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов,      аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В.        Бордовской. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.

3. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]:   учебное      пособие для студентов педагогических вузов / А.Н. Джуринский. – М.:       Владос, 2010. – 324 с.

4. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: навчальний посібник. – К.:      Академвидав, 2012. – С. 101-114.

5. Дичківська, І. М. Інноваційні педагогічні технології: практикум. – К.: Академвидав, 2013. –  С. 159-178.

6. Помелов,  В.Б.  Петер Петерсен и его «Йена-план»/ В.Б. Помелов // Педагогика. – 1997. –  № 3. – С. 96-101.

7.        Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 254 с.

8.        Селевко, Г. Н. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие /      Селевко Г. Н. – М.: Народное образование, 2007. – 256 с.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Головань Татьяна Михайловна кандидат педагогических наук, доцент кафедры  педагогики и управления учебными заведениями Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта

 

 

Шушара Татьяна Викторовна доктор педагогических наук, профессор кафедры  педагогики и управления учебными заведениями Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Ялта

 

 

 

 

 

 

Головань Татьяна Михайловна

Шушара Татьяна Викторовна

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 697.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...