Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исполнительная власть в политической системе общества. Понятие, полномочия и функции правительства.




Исполнительная власть в Республике Беларусь. Исполнительная власть является древнейшей властью, от которой позднее отделились законодательная и исполнительная. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества. Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти.

Ее основными структурными компонентами являются:  Правительство;  Администрация (административно-управленческий аппарат);  Контрольно-надзорные органы (СБ, налоговая полиция). Особенности функционирования исполнительной власти: Подзаконность органов исполнительной власти – т.е. она имеет вторичный характер и ориентирована на исполнение законов.  Универсальность – органы исполнительной власти действуют непрерывно и на всей территории государства на центральном, региональном и местном уровнях;  Предметный характер -- исполнительная власть осуществляет кадровое, финансовое и материальное обеспечение управленческой деятельности. Под видами правительств понимают их различие по партийному составу. Бывают: 1. Партийные правительства: одно- и многопартийные (коалиционные). Однопартийные в странах, где какая-либо партия обладает доминирующим большинством. Коалиционные – в странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте. 2. Беспартийные правительства. 3 вида: 1. Правительства, характерные для стран с абсолютной монархией, где вообще отсутствуют партии. Это естественная беспартийность. 2. Правительство, которое создается во время кризисной ситуации (т.н. переходное). 3. Правительства при диктаторских режимах, когда все партии под запретом. 

В зависимости от поддержки правительства парламентом выделяют: правительство большинства (опирается на поддержку партии, которая имеет большинство в парламенте) и правительство меньшинства, когда нет такой поддержки. Оно временное и неустойчивое (такие случаи были в Индии, скандинавских странах). Встречается еще понятие «правительство национального единства», которое образовано в кризисной ситуации (после революции, войны), чтобы объединить все партии и ведущие политические силы (Бельгия, Греция, Ливан). Существует два основных способа формирования правительства – парламентский и непарламентский. В первом случае правительство формируется на парламентской основе и его главой является, как правило, лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такой способ характерен для парламентских республик и конституционных монархий. Во втором случае все члены правительства назначаются главой государства, который также обладает правом в любой момент отправить правительство в отставку. В состав правительства входят: премьер-министр, его заместители, министры, могут входить руководители иных органов госусправления.

 

 54. Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Термины «местное управление» и «самоуправление» не одно и то же. Местное управление – это органы, назначенные центральной властью. Самоуправление – избираемые органы. Муниципалитет равнозначен понятию органа местного самоуправления. Местное управление – это разновидность административной деятельности, предметом которой являются отношения локального характера, интересы местных сообществ (коммун, общин, территориальных коллективов), обеспечивающие некоторое сочетание местных интересов с государственными. Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление реализуется и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. По Конституции Республики Беларусь (ст. 118), местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года. В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов: – первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы); – базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);

– областной (областные Советы, Минский городской Совет). Основными методами их деятельности являются регулирование (выдача лицензий на право торговли, кинотеатров, установление правил торговли, выделение земельных участков, , пожарная безопасность и т.д.) и управление (руководство предприятиями, которые составляют муниципальную собственность: муниципальный транспорт, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание).

Полномочия органов местного управления и самоуправления: 1) в сфере финансово-экономической – принятие местного бюджета, участие в социально- экономических проектах путем выпуска или покупки акций, сбор денежных средств и т.д. 2) в области охраны общественного порядка – патрульная служба, полиция, охрана. 3) в области коммунального обслуживания и охраны окружающей среды – транспорт, дороги, санитарное состояние городов, водоснабжение, освещение и т.д. 4) в социальной сфере – помощь неимущим, престарелым, инвалидам, больницы, родильные дома.

 

Место судебной власти Республики Беларусь в системе органов государственной власти

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти, которая играет особую роль в механизме разделения властей. Эта власть призвана сдерживать законодательную и исполнительную, что является одним из условий обеспечения равновесия властей в государстве. Только судебная власть осуществляет правосудие.

Основными принципами судопроизводства являются: – независимость суда; – профессионализм судей; – коллегиальность при рассмотрении большинства дел; – равноправие сторон в процессе; -- равенство всех перед законом; -- соответствие степени вины степени наказания; – гласность при рассмотрении большинства дел; – право на обжалование судебного решения (кассация – повторное рассмотрение судом второй инстанции проверка дела с формальной стороны и апелляция – рассмотрение дела вышестоящим судом с привлечением сторон и свидетелей). Основной функцией судебной власти является правоохранительная, а важнейшим способом ее реализации – правосудие. Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Существует система общих судов, т.е. общей компетенции – самые распространенные, рассматривающие уголовные и гражданские дела. Судебная власть в РБ представлена Конституционным судом, Общими судами (Верховный суд, областные, Минский городской, районные, Белорусский военный, межгарнизонные военные суды) и Экономическими судами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...