Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава государства в системе органов государственной власти.
Место и роль Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти. Главой государства могут быть: – монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью; – президент, т. е. выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом; – коллегиальный орган со статусом президента. – несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения, решения о помиловании, награждениях и др. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса. Глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, т. е. подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). Главе государства обычно приписывают роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.
52. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия. Законодательная власть в Республике Беларусь. Парламент (от фр. говорить) – избираемый населением (или частично назначаемый) высший представительный коллегиальный орган государственной власти в стране. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Место и роль парламента закрепляются в конституциях. Основные функции парламента: 1. Властная – формирование народного волеизъявления и создание законодательной основы для жизни общества. Эта функция имеет две стороны: представительство интересов и законотворчество. 2. Представительная. Это означает, что в парламенте заседают представители страны – депутаты. 3. Законодательная – их действия по принятию законов. 4. Финансово-бюджетная – утверждение госбюджета, налогового и банковского законодательства. 5. Контрольная – парламентский контроль, объектом которого может выступать деятельность правительства, главы государства, судебной, местной власти в формах отчетов, парламентских слушаний, вотума недоверия. Законодательный процесс (процедура) состоит из промежуточных стадий: 1. Законодательная инициатива (исходит от депутатов, главы государств, правительство, избиратели). 2. Обсуждение законопроекта (процедуры чтений). 3. Принятие законопроекта (голосование в парламенте). 4. Промульгация (подписание главой государства законопроекта, передача его для опубликования и само опубликование). Классификация парламентов: 1. По структуре: однопалатные (Финляндия, Дания, Швеция, Алжир, Мадагаскар) и двухпалатные (США, Великобритания, Италия, Россия, Беларусь). 2. В зависимости от устройства высшей государственной власти (4 модели): Парламенты, которые работают на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак – институт политической ответственности правительства. Парламент может отправлять правительство в отставку. Модель характерна для парламентских республик: Германии, Италии, Австрии, а также для парламентских монархий (Великобритания). Парламенты в странах с президентской формой правления, с жестким принципом деления властей. Парламент не обладает правом вотума недоверия правительству, а правительство не может распустить парламент (США). В странах со смешанной формой правления. Президент наделен правом роспуска парламента парламент – правом вотума недоверия правительству. Парламенты в тех странах, где они при абсолютной власти монарха играют почти декоративную роль, то распускаются, то восстанавливаются. (Катар, ОАЭ и др.). Данная модель существует в соцстранах, парламенты созываются обычно на 2-3 дня в году. Основные законы принимаются не парламентами (Куба, КНДР). Парламенты могут быть однопалатными и двухпалатными Формирование парламента: верхние палаты могут формироваться по принципу наследования (Великобритания), на основе частичного или полного назначения (Канада, Россия, Беларусь) либо посредством избрания (США). Однопалатные парламенты и нижние палаты формируются путем прямых выборов. В структуру парламента входят его руководящие органы, парламентские комитеты и комиссии, партийные депутатские фракции. К руководящим органам парламента, прежде всего, относятся председатели (спикеры) парламентов или палат.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |