Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Референдум как институт демократии




Референдум– народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Плебисцит – то же, что и референдум, но обычно это голосование по наиважнейшим, судьбоносным для страны вопросам (о территории, государственном устройстве).

Референдум – элемент прямой демократии. Впервые в истории он был проведен в Швейцарии в 1439 г.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 73–78), для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (народное голосование). Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению обеих палат парламента – Палаты представителей и Совета Республики – либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Дата проведения референдума устанавливается не позднее указа Президента о назначении референдума. Местные референдумы назначаются местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. По силе принимаемых решений могут быть обязательными и консультативными. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет им определено.

В 1991 г. проводился референдум по вопросу сохранения СССР (76% проголосовало «за»). В 1995 г. – о статусе русского языка, об установлении новой символики, о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета, об экономической интеграции с Россией. В 1996 г. – о переносе Дня Независимости на 3 июля, о новой редакции Конституции РБ, о свободной, без ограничений, купле и продаже земли, об отмене смертной казни. Приняты решения по двум первым вопросам. На референдуме 2004 г. изменения коснулись ст. 81 Конституции РБ (Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.).

Механизм организации выборов и проведения избирательных кампаний. Избирательная система Республики Беларусь.

Выборы всегда связаны с голосованием, однако голосование не всегда является выборами. Голосование это один из элементов процедуры выборов, в то время как под выборами понимается периодический процесс избрания высших государственных органов (например, парламента) или должностей (например, президента). Существуют разные виды выборов: очередные – проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа; досрочные – проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц; выборы депутатов в порядке ротаций – могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом; дополнительные выборы (довыборы) – назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа; повторные выборы – проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

К основным функциям выборов можно отнести следующие: – артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; – интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; – легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п.; – расширение коммуникаций между институтами власти и гражданами; – контроль над конфликтами, перевод политических конфликтов в общественно приемлемые формы; – политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия; – генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ; – конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства; – рекрутирование политической элиты; – контроль за институтами власти.

 

Основные направления и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами и как европейская страна с многовековой историей развития государственности. К Основным принципам внешней политики РБ относят: – соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; – достижение реальной независимости и суверенитета государства; – установление и сохранение взаимовыгодных отношений со всеми государствами независимо от их общественного строя и политического режима, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества; – приверженность политики последовательной демилитаризации международных отношений, превращение Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство, создание безъядерного пояса в Европе; – добровольность вхождения в межгосударственные образования и участия в них, включение Беларуси в общеевропейский процесс стабильного и безопасного развития; – создание условий для формирования рыночных структур в Беларуси, для ее экономического подъема; – мобилизация усилий мирового сообщества в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; обеспечение экологической безопасности; – обеспечение свободного взаимодействия культур на основе преемственности духовных ценностей и национальных идеалов.

Среди внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь можно выделить следующие.  Выполнение своих обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружением. Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР  Интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Точкой отсчета интеграции Беларуси и России принято считать подписание 2 апреля 1996 г. Договора об образовании Сообщества. Этот день вошел в историю как День единения Беларуси и России.  Интеграция с постсоветскими республиками.  Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами, взаимовыгодное экономическое сотрудничество.  Развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Развиваются дружеские политические, торгово-экономические и культурные отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Ираном, Сирией, Кубой, Венесуэлой, Бразилией.   

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...