Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КУРСА «МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»




 

Акт— документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты, события, действия.

Алкоголизм — хроническое заболевание, вызванное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физиологической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, нервной системы и т.д.

Алкоголизма профилактика — антиалкогольная пропаганда, начиная с детского возраста, лицензирование продажи спиртных напитков, просвещение детей и взрослых, предупреждение пьянства, ранняя диагностика алкоголизма, адекватное его лечение, обязательно включающее психотерапию.

Арттерапия — комплексное воздействие на личность клиента средствами искусства.

Асоциальный (от греч. а — приставка со значением отрицания + лат. socialis — общественный) — нарушающий права и интересы общественной среды; не соответствующий принятым в этом обществе нормам и правилам поведения.

 

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Библиотерапия — метод комплексного воздействия на личность клиента, на его самосознание, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу посредством индивидуального подбора литературных произведений с последующим специально организованным специалистом процессом их обсуждения.

Биржа труда — учреждение, деятельность которого направлена на приспособление предложения на рынке труда к его спросу, осуществляющее посреднические операции между ищущими работу и работодателем; занимается социальной защитой безработных, учетом незанятых рабочих мест на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда, профориентацией молодежи, выплатой пособий по безработице и др.

Болезни психосоматические — патологические расстройства функций организма и систем, которые возникают при воздействии психотравмирующих факторов (сильный эмоциональный стресс, депрессия и т. п.).

Бродяжничество — социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта.

 

Девиантное поведение — с точки зрения педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей; с точки зрения медицины — отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Дезадаптация — относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Делинквентное поведение — повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Депривация социальная — ощущение, осознание личностью или группой сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.

Деструктивное поведение — поведение, которое направлено на разрушение предметов, других людей и самого себя.

Детская организация — самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Детское объединение — это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно о6ъединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников.

Докладная записка — документ, адресованный руководителю и информирующий его об имевшем место факте или событии, о выполненной работе, о сложившейся ситуации.

Досуг - время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями, обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений; часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Инструкция — правовой акт, который издается регулирующих различные стороны деятельности организаций, их подразделений и служб, должностных лиц, граждан, а также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов.

Контроль социальный — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Различают К. с. внешний — совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций. К. с. Внутренний (самоконтроль) — ценности, нормы, ролевые ожидания, интернализованные индивидом в процессе социализации.

Конфликт — взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого). К. есть форма выражения противоречия, В теории конфликтов принято описывать К. как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психологическое напряжение и антагонистическую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им К. анализируется с точки зрения несоответствия целей, ценностей и интересов, явного или скрытого соперничества, расхождения в оценках, столкновения разнонаправленных действий. Находит свое выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе. К. сопровождается острыми отрицательными эмоциональными переживаниями (гаев, страх, тревога, напряжение и т.д.); может принимать характер психогенный и становиться причиной временных затяжных реактивных нарушений психической деятельности (неврозы, ситуационные аффективные реакции, реактивные депрессии, реактивные психозы).

Криминальное поведение — противоправные проступки подростка, которые по достижении им возраста уголовной ответственности служат для возбуждения уголовного дела по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Криминальному поведению, как правило, предшествует делинквентное и девиантное поведение.

 

Льгота — полное или частичное освобождение от соблюдения установленных законом общих правил, выполнения каких-либо обязанностей, предоставления каких-либо преимуществ.

 

Маргинальные группы населения — лица, освобожденные из мест заключения и не имеющие определенного места жительства; граждане, требующие общественного надзора по социальным факторам; молодежь, не включенная в трудовую деятельность и т. п.

Медицинская диагностика — процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации.

Методика работы социального педагога — 1) отрасль социально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом; 2) совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической помощи, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации.

Методы работы социального педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.

Миграция населения — добровольное или вынужденное переселение, перемещение населения внутри страны (внутренняя М. н.) или из одной страны в другую (внешняя М. н.). Виды: маятниковая — регулярные перемещения, связанные с передвижением людей на работу, учебу, торговлю; сезонная — временные перемещения людей в определенное время года (выезд на сезонные работы либо на отдых, лечение); безвозвратная — обусловлена региональными различиями в условиях и уровне жизни, наличием в других регио­нах свободных рабочих мест, опасностью проживания в данном регионе.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Неформальная группа — объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассники).

Неформальная группировка — понятие, которое используется для обозначения неформальных групп асоциальной направленности; характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива совместной антисоциальной деятельности.

Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Педагогическая диагностика — изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.

Перфекционизм— стремление добиться совершенства в выполнении деятельности.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоро­вья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Правоспособность — возможность гражданина быть субъектом права, иметь гражданские права (избирать и быть избранным в органы государственной власти, бесплатно обучаться за счет государства, иметь личную собственность и т.д.) и обязанности. Возникает с момента рождения гражданина и исчезает с его смертью.

Превентивная социально-педагогическая деятельность — профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения (предупреждения) асоциального поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек.

Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, для разрешения как основных, так и оперативных задач его деятельности.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Профессиональная (производственная) адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Психологическая диагностика — выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа, организация), поддающихся психологическому анализу.

 

Самодеятельность — деятельность, совершаемая по личному почину, во время которой проявляются такие качества человека, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество; деятельность, направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.

Семья— малая социальная группа (общность), основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию членов семьи на разных возрастных этапах.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют заботы о своих детях.

Сироты социальные — дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С.с. — особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»).

Скриботерапия(от лат. scribio— письмо, писать; therapia — лечение) — переписка консультанта с клиентом, отражающая профессиональное, специально продуманное, индивидуальное воздействие специалиста на клиента, а также вербальное (словесное) самовыражение клиента.

Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социальная дезадаптация — устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации — семьи, образовательных учреждений.

Социальная диагностика — комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.

Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.

Социальная поддержка — комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизнедеятельности «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

Социальная профилактика (превенция) — деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Социально неприспособленный ребенок — ребенок, на чье развитие и роль в обществе существенное влияние оказывает его индивидуальное стрессовое состояние или окружающая среда.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.

Социально-педагогический мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе страте­гического и тактического решения.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (с различными формами и степенью дезадаптации).

Социальные отклонения — нарушения социальных норм, характеризующиеся определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Отклонения от социальной нормы обусловлены возникновением противоречий между конкретной жизненной ситуацией и социальной нормой, предписывающей или запрещающей определенное пове­дение, которые с позиций данного субъекта неразрешимы иным путем.

Социальные приюты для детей и подростков — учреждения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.

Субкультура (от латинского sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представлений социума). По выражению М. Брейка, субкультура — это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.

Технология социально-педагогической работы — система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы.

 

Факторы риска — обстоятельства, способствующие возникновению и развитию заболеваний (например, курение, наркомания, алкоголизм).

Форма социально-педагогической работы — способ организации процесса социально-педагогической деятельности, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

Фрустрация — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний в поведении, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели и решению задачи.

 

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, — учреждения, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

 

Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и Психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения) овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.

 

Экспертиза — научно-техническое исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу. Производство Э. включает в себя две стадии: непосредственно само исследование и составление заключения по результатам исследования.

Эмигранты— граждане, добровольно или вынужденно покинувшие свою страну по политическим, экономическим, религиозным и иным мотивам и поселившиеся в какой-либо другой стране. Эмиграция не влечет автоматически утраты прежнего гражданства.

Этика профессиональная — система специфических нравственных требований и норм поведения, обозначенных в кодексе данного специалиста.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»

 

1. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности.

2. Характеристика основных компонентов инфраструктуры социально-педагогической деятельности.

3. Сущность, структура, содержание методики работы социального педагога. Метод, прием, средство, формы социально-педагогической деятельности: общее и особенное.

4. Различные подходы к классификации методов работы социального работника.

5. Правовые, экономические, социологические методы в работе социального работника.

6. Психологические, педагогические методы в работе социального работника.

7. Специфика педагогических средств, форм и технологий, используемых социальным работников в профессиональной деятельности.

8. Понятие «социально-педагогические технологии», их типология.

9. Методы диагностики и их использование в работе социального работника.

10. Технологии консультирования в работе социального работника.

11. Технологии посредничества, волонтерской работы в профессиональной деятельности социального педагога.

12. Технологии организации досуга.

13. Использование игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога.

14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

15. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.

16. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов. Виды помощи семьям с детьми-инвалидами.

17. Методика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание.

18. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

19. Социально-педагогическая поддержка семей беженцев, безработных.

20. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной

(патронажной) семьей.

21. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

22. Методика работы социального педагога с одаренными детьми,

их родителями.

23. Методика работы социального педагога с детьми, склонными

к алкоголизму.

24. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.

25. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.

26. Методика работы социального педагога в социальных приютах.

27. Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах.

28. Основные направления деятельности социально-педагогической службы в учреждениях начального профессионального образования.

29. Методы и формы работы социального педагога в учреждениях

дополнительного образования.

30. Методика работы в детских оздоровительных лагерях.

31. Специфика работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.

32. Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.

33. Методика работы социального педагога по профориентации воспитанников.

34. Технология работы по социально-педагогической поддержке детских и молодежных движений.

35. Содержание и методика работы социального педагога в клубных объединениях детей и подростков.

36. Методика и технология работы социального работника с пожилыми людьми.

37. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции делинквентного поведения подростков.

38. Методика работы социального работника по правовому образо­ванию воспитанников.

39. Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома.

40. Методика взаимодействия социального педагога с правоохранительными и медико-социальными службами.

41. Особенности работы социального работника в учреждениях пенитенциарной системы.

42. Методика работы социального педагога по профилактике и кор­рекции педагогических конфликтов в образовательном учреждении.

43. Процесс социально-психологической адаптации: механизм, виды, характеристика уровней адаптации.

44. Процесс социальной реабилитации: механизм, виды и характеристика уровней.

45. Социальная коррекция: характеристика основных направлений.

46. Цели, задачи, формы координационно-посреднической деятельности социального педагога образовательного учреждения с социальными службами помощи семье, детям, молодежи.

47. Функции и методы работы социального работника в системе профилактических учреждений (детские приемники и распределители, приюты и др.).

48. Управленческая культура социального работника. Ее основные компоненты.

49. Анализ в социально-педагогической деятельности.

50. Планирование в социально-педагогической деятельности.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

 

1. Профессиональная карьера социального педагога: особенности становления и перспективы развития.

2. Особенности профессиональной адаптации социального работника.

3. Профессиональная успешность социального работника: условия и факторы развития.

4. Ребенок и социум как объекты и субъекты профессиональной деятельности социального работника.

5. Правовые, экономические, социологические методы в работе социального работника.

6. Психологические, педагогические методы в работе социального работника.

7. Специфика педагогических средств, форм и технологий, используемых социальным педагогом в профессиональной деятельности.

8. Методы диагностики и их использование в работе социального педагога.

9. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

10. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

11. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.

12. Реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие.

13. Основные формы и методы работы социального педагога по предупреждению насилия над детьми.

14. Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов. Виды по­мощи семьям с детьми-инвалидами.

15. Специфика социально-педагогической деятельности с много­детной семьей.

16. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей.

17. Особенности социально-педагогической деятельности с прием­ной семьей.

18. Специфика работы социального педагога в детском доме.

19. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

20. Технологии антинаркогенного воспитания в профессиональной деятельности социального работника.

21. Методика работы социального работника с детьми, склонными к алкоголизму.

22. Особенности социально-педагогической деятельности с деть­ми-наркоманами.

23. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педа­гогическая проблема.

24. Методика работы социального педагога в социальных приютах.

25. Методы и формы работы социального педагога в общеобразо­вательных школах.

26. Методика взаимодействия социального педагога с классными руководителями и сотрудниками психологической службы школы.

27. Основные направления деятельности социально-педагогичес­кой службы в учреждениях начального профессионального образования.

28. Методы и формы работы социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

29. Специфика работы социального работника в учреждениях реа­билитации детей с ограниченными возможностями.

30. Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.

31. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.

32. Методика оказания социально-педагогической помощи в про­фессиональном самоопределении молодежи.

33. Методика работы социального педагога по профориентации воспитанников.

34. Технология организации культурно-досуговой деятельности детей.

35. Технология работы по социально-педагогической поддержке детских и молодежных движений.

36. Содержание и методика работы социального педагога в клуб­ных объединениях детей и подростков.

37. Методика взаимодействия социального педагога с представи­телями различных субкультур.

38. Методика и технология работы социального педагога по спло­чению детского коллектива.

39. Методика и технология организации семейного досуга воспи­танников.

40. Социально-педагогическая деятельность по профилактике и кор­рекции делинквентного поведения подростков.

41. Методика работы социального педагога по правовому образованию воспитанников.

42. Методика работы социального педагога по воспитанию толе­рантности у воспитанников.

43. Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома.

44. Технологии профилактики и коррекции аддиктивного поведе­ния подростков.

45. Методика взаимодействия социального педагога с правоохра­нительными и медико-социальными службами.

46. Особенности работы социального работника в учреждениях пе­нитенциарной системы.

47. Координационно-посредническая деятельность социального педагога образовательного учреждения с социальными службами помо­щи семье, детям, молодежи.

48. Использование методов лечебной педагогики в системе дея­тельности социального работника.

49. Использование методики игротерапии (арт-терапии, сказкоте-рапии) в работе социального педагога.

50. Методика работы социального педагога по профилактике и кор­рекции педагогических конфликтов в образовательном учреждении.

 


[1] По материалам С.А. Шмакова «Уроки детского досуга». – М., 1992.

[2] По материалам А. Кочубея, Н. Умаровой «Визит в семью, или Практика работы с семьями». – Псков, 2002

[3] По материалам И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олиференко «Приемная семья – институт защиты детства». – М., 2000.

[4]Фенилкетонурия (ФКУ) – наследственная болезнь, вызванная нарушением обмена веществ в организме. При этом заболевании в печени больных отсутствует определенный фермент (фенилаланингидроксилаза), что приводит к накоплению в крови неполных продуктов обмена и к нарушению развития плода.

[5] Превентивная педагогика (от лат. praeventus – предупреждающий, предохранительный) – педагогика, изучающая причины формирования и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения человека и методы его предупреждения, преодоления, исправления.

[6]Постпубертатные – (от лат. pubertas (pubertatis) – половая зрелость) – достигшие полной половой зрелости.

[7] СМ.: Васильев В.П. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1977. – с. 415-416.

[8]Виктимология – (от лат. victima – жертва + logos – наука, учение) – учение о поведении жертвы насилия. Эти проблемы являются предметом социальной виктимологии.

[9] Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 7 т. – Т.5. – М., 1958. – с. 106

[10] Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост. А.Т. Губко. – М., 1991. – С. 152.

[11]Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Гл. ред. М.И. Кондаков. – М., 1984. – Т. 4. – с. 168

[12] СМ.: Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.

[13] По материалам «Позывные лета: калейдоскоп летнего отдыха детей» / Под. Ред. И.В. Макаренко. – М., 2003.

[14] По материалам Л.С. Нагавкиной, О. К. Крокинской, С.А. Косабуцкой «Социальный педагог: Введение в должность». – СПб., 2000.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...