Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




 

Учреждение дополнительного образования (УДО) — тип образовательного учреждения, которое реализует программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан.

Основные задачи такого учреждения: обеспечение необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

УДО занимается разнообразными видами деятельности, что создает особую микросреду, основанную на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

Ребенок приходит в УДО по ряду причин. Среди них выделяют следующие:

> творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

>познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

>коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

>компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

>профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

>досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

 

12.2 МЕТОДИКА РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ[12]

 

Особой социальной группой, являющейся объектом деятельности социального педагога, можно считать учащихся профессиональных училищ (ПУ).

Решая задачу социальной адаптации этой категории подростков, педагогический коллектив училища должен рассматривать ее в двух аспектах: с одной стороны, принятие воспитанниками социальной роли учащегося профессиональной школы, с другой, — включение их в самостоятельную трудовую деятельность в условиях рыночных отношений.

Как показали исследования, проводимые в профессионально-технических училищах, большинство их воспитанников неадекватно воспринимают те новые социальные связи, в которые они должны включиться в процессе трудовой деятельности. Результатом является довольно высокий уровень неуверенности в завтрашнем дне. Правда, для определенной группы учащихся характерно желание открыть свое дело, получить дополнительную профессию, стать конкурентоспособным специалистом.

Многие учащиеся ПУ приходят из общеобразовательной школы с отрицательным отношением к знаниям. Как показывает практика, формирование профессиональных навыков, приемов обра­щения с инструментами, обучение управлению станками идет у них успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением таких учащихся к умственной деятельности, недостатками их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности. Выяснив, какая сторона преобладает (негативное отношение к теории или неумение заниматься ею), необходимо определить степень активизации каждой из них в индивидуальной работе с учащимися.

Среди учащихся ПУ есть и второгодники. Сам факт второгодничества имеет для личности ряд отрицательных последствий:

> положение второгодника в классе, как правило, неблагоприятно, он не чувствует себя равноправным членом коллектива, социальный статус его невысок;

> такое положение усугубляется разницей в возрасте: он старше своих сверстников, опытнее, а в главном — учении отстает от них; поэтому второгодники часто пытаются завоевать положение в ученическом коллективе другими путями, нередко входящими в противоречие с существующими нормами поведения;

> второгоднику кажется, что он знает изучаемый его товарищами по классу материал, поэтому не прикладывает необходимых усилий к его усвоению и, как следствие, остается слабоуспевающим;

> по перечисленным выше причинам далеко не все учителя объективно относятся к таким учащимся, проявляют благожелательное отношение к ним; наоборот, учителя школы часто стремятся от них избавиться — в биографии многих педагогически запущенных подростков часто перечисляются четыре, пять, а то и более школ.

Можно выделить следующие причины слабой успеваемости или неуспеваемости учащихся ПУ: низкий уровень познавательной активности, слабое развитие познавательных интересов; отсутствие интереса к избранной профессии; трудности в изучении отдельного предмета или отсутствие необходимой помощи учащемуся; некоторые личные качества (например, безответственность); конфликтные отношения с педагогом и перенос отношения к нему на предмет; причины физиологического и патологического характера.

Особенности жизни и воспитания накладывают на многих учащихся ПУ своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.

При всем этом было бы неверно утверждать, что многих учащихся ПУ вообще ничто не интересует. В одном из исследований было установлено, что из общего числа (500 человек) обследованных трудных учащихся ПУ 28% интересовались техникой, 38% много читали, 29% увлекались изобразительным искусством или музыкой, 56% — спортом, от 40 до 60% занимались в различных кружках и секциях. У 48% трудных подростков было отмечено избирательное положительное отношение к отдельным учебным предметам. Поэтому не правы те педагоги, которые по отношению к некоторым учащимся утверждают, что их «вообще ничем нельзя заинтересовать, у них нет никаких интересов» или что «интерес у них только ко всему плохому». Правильней было бы сказать, что интересы такого-то учащегося ПУ пока не выявлены. Постоянное же утверждение о пассивности, лени, неспособности учащегося хорошо учиться приносит только вред, деморализует его, формирует у него неверие в свои силы, настраивает против педагогов, а потом и против учебного заведения в целом.

В настоящее время целесообразно вести речь об особом направлении социально-педагогической работы с данной категорией подростков. Предпосылки специфики такой работы заключаются в следующем:

> отклонения в поведении немалого числа учащихся ПУ обусловлены их педагогической запущенностью, невниманием к их воспитанию, безнадзорностью;

> многие подростки сомневаются в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможности дальнейшего трудоустройства;

> для учащихся ПУ характерны многочисленные личные проблемы, проблемы взаимоотношений с педагогами, с товарищами по группе, конфликтность в семье, проблемы со здоровьем.

Основным структурным компонентом организации педагогического процесса в ПУ является учебно-производственная группа. Именно в ней организуется учебная, производственная, досуговая деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Непосредственное руководство группой осуществляет мастер производственного обучения. Кураторство в плане организации познавательной деятельности учащихся осуществляет классный руководитель.

В сотрудничестве с мастерами производственного обучения, кураторами групп социальный педагог должен организовать в ПУ реализацию системы профилактической и реабилитационной работы с учащимися, приложить максимум усилий для изучения воспитанников и выявления среди них имеющих склонность к девиантному поведению.

Сегодня во многих профессиональных училищах созданы психологические и социально-педагогические службы. Можно выделить следующие наиболее актуальные задачи этих служб:

> психологическая и социально-педагогическая диагностика ученических групп в целях разработки рекомендаций по улучшению психологического климата в коллективе, снижения уровня конфликтности между учащимися и педагогами;

> индивидуальная диагностика и консультирование учащихся, оказание разносторонней помощи в решении сложных жизненных проблем;

> создание условий для раскрытия способностей учащихся, совершенствования их в совместной с педагогами и сверстниками социально значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;

> формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности;

> развитие коммуникативных, организаторских способностей, повышение социальной активности, тренировка навыков межличностного и делового общения;

> проведение специальных занятий, направленных на снижение уровня тревожности, агрессивности, на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции.

Опираясь на задачи социально-педагогической службы, можно выделить группу функций, реализация которых направлена на повышение уровня социальной адаптации учащегося ПУ.

Диагностическая — изучение психологических, возрастных особенностей личности воспитанника, его способностей, состояния физического и нравственного здоровья; степени и направленности влияния микросферы; структуры учебного коллектива; характера группового взаимодействия.

Организаторская — организация социально значимой деятельности в социуме, включение в нее подростка в качестве активного субъекта.

Координирующе-посредническая — координация усилий медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения проблем социального и профессионального становления подростка, для представления интересов учащихся на разных уровнях.

Профилактическая —- использование социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав подростков.

Организационно-коммуникативная — установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.

Прогностическая — прогнозирование процесса развития личности учащегося в период его обучения в ПУ и после его окончания.

Функция психологической поддержки — оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода «комплексов», используя психокоррекционные и другие методы воздействия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...