Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА




Социальному работнику для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.

В широком смысле под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

По своей сути социально-педагогическая деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.

Методы управления можно рассматривать как инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы какого-либо объекта.

Практическим действиям руководителя по достижению целей управления предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов. В этой связи методы сбора, обработки и анализа информации относят к методам управления.

Таким образом, методы управления — это способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.

Существуют следующие подходы к классификации методов управления: содержательный, аспектный, эмпирический.

По содержанию методы деятельности руководителя можно подразделить на организационно-административные, экономические, социальные, социально-психологические, психологические.

Представители аспектного подхода считают, что любой метод имеет разные грани и организационную, и административную, и социальную, и экономическую, и психологическую. Важно сочетание этих аспектов в методе управления, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.

Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, основываясь на собственном опыте, выбирает метод, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

Управление, труд руководителя — это творческий процесс, порой искусство.

К методам социально-педагогического управления относятся:

> прямое управление в форме задания, приказа;

> управление через мотивы и потребности (стимулирование);

> управление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.);

> управление через изменения окружающей среды (например, изменение условий жизнедеятельности семьи воспитанника).

В работе социального работника достаточно активно используются организационные методы управления (табл. 4).

Таблица 4

Классификация организационных методов по основным элементам процесса управления

 

Основные элементы процесса управления Организационные методы
Информация Методы сбора, обработки, систематизации, анализа, хранения, выдачи и передачи информации различного содержания
Цели, задачи Методы определения целевых задач (аналитический, эвристический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фиксации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы) и др.
Решения Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (мозговой штурм, групповая дискуссия, метод рассуждения по аналогии, расчеты и т.д.)
Организационно-исполнительская система (ОИС) Методы создания ОИС (регламентирование, приказы); методы управления ОИС (планирование, инструктирование, распоряжение); методы преобразования ОИС (реорганизация)
Кадры, персонал Методы подбора и расстановки кадров (описательные и количественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия
Ресурсы Методы определения количества и качества ресурсов
Время Методы определения необходимого времени (опытно-нормативный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выполнения работ, делегирование полномочий)
Контроль, проверка исполнения Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, нижестоящих руководителей; личные наблюдения; графические методы; данные, получаемые с помощью ЭВМ; информация на совещаниях, заседаниях; запрос информации по определенному вопросу; выявление отклонений; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных; инспекции

 

Организационные методы управления — система способов деятельности руководителя, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.

Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей.

Первый тип (знающий — умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.

Второй тип (знающий — неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.

Третий тип (умеющий — частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.

Управленческая культура социального педагога является частью психолого-педагогической и профессиональной культуры специалиста.

Культура управления — это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управленческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами, в подборе и расстановке кадров.

Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:

> проведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);

> подбор, расстановка, оценка кадров;

> определение заданий подчиненным (подчиненный понимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);

> стимулирование продуктивной работы подчиненных;

> создание условий для профессионального и личностного роста подчиненных.

Условно можно выделить следующие виды культуры управления: информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-психологическая, правовая, техническая. (Их характеристики приведены в табл. 5).

                                                                                         Таблица 5

Виды культуры управления Разновидности культуры управления
Информационная Культура деловой речи; культура сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации; культура работы с документами
Организационная Культура организации рабочих мест персонала, подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний; культура разработки и использования регламентов, нормативов, культура контроля, проверки выполнения управленческих решений; культура организации приема посетителей
Социальная Культура социальной защиты персонала, содержания помещений, рабочих мест персонала
Экономическая Культура предпринимательства, экономического партнерства
Социально-психологическая Культура общения между руководителями, подчиненными, руководителями и подчиненными; ведения деловых переговоров; культура деловой одежды
Правовая Культура использования руководителями прав, полномочий, власти
Техническая Культура использования организационных и технических средств управления

 

Как правило, культура управления напоминает «ломаную линию»: в какой-то части встречается высокий уровень, в другой — средний, в третьей — низкий и т.д.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Процесс управления любой системой, любым объектом предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решения по достижению поставленных целей).

Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

Основные принципы планирования:

>целенаправленность (определенная целевая установка деятельности на конкретный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);

>перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая);

>объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта управления: материальных, экономических, географических, социальных и др.);

> комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);

>оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);

>скоординированностъ, согласованность (соотнесение и координация плана работы отдельных структур, подразделений объекта управления друг с другом);

> коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

>конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей).

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

> ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

> изучение литературы по общим основам планирования;

> изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

> анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

> подготовка проекта плана;

> коллективное обсуждение отдельных аспектов плана.

Цель планирования работы социального работника— выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

В работе социального работника различают перспективное, календарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от года до трех лет), исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы: аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Аналитическая записка[14] отражает состояние социальной жизни воспитанников учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального работника за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов учреждения в решение проблем социальной жизни ребенка. Выводы о том, какие вопросы должны стать наиболее актуальными для решения в ближайшем будущем.

Цель определяет стратегию работы социального работника как двухсторонний процесс: с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника; с другой — процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.

Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой социально-педагогической службы учреждения. Например, профилактика, предупреждение возникновения проблемных жизненных ситуаций; защита и охрана прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации; управление действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям.

В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты. Например, в разделе плана «Профилактическая работа» учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного учреждения: включение в учебный план факультативных курсов, формирующих социально-правовые знания и умения; занятия в процессе дополнительного образования, в ходе событий школьной жизни, развивающие социально значимое поведение.

В данный раздел входят и такие направления социально-педагогической деятельности специалистов образовательного учреждения, как:

> проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления воспитанников;

> разработка социально-ориентированных учебных программ, проектов для обучающихся;

> обеспечение условий для создания системы социально-педагогического просвещения родителей, повышение квалификации педагогов. В том числе по следующим темам: профориентационная работа, профилактика наркозависимости, правонарушений и т. д.

Структуру раздела «Защитно-охранная деятельность» можно построить в соответствии с перечнем тех социальных групп, в отношении которых учреждение берет на себя ответственность за обеспечение социальных прав ребенка. Например:

> создание (совершенствование) системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также информации о тех структурах, которые способны оказать помощь ребенку и его семье;

> создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства;

> меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;

> объединение усилий с представителями многодетных семей по решению проблем их социальной адаптации;

> патронаж детей, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и на внутришкольном контроле;

> учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, школе, за ее пределами и т. д.

Перечень направлений социально-педагогической деятельности, задачи, которые ставит социальный педагог, необходимо соотнести с формулировками в нормативно-правовых документах, чтобы не превысить свои полномочия.

В разделе «Организационная или координационная деятельность» отражена работа по установлению, развитию или совершенствованию социальных связей: со специалистами данного учреждения; с сотрудниками других учреждений, служб; с администрацией муниципального округа, района и вышестоящими инстанциями; с общественными организациями; со спонсорами.

В разделе можно указать тематику педагогических советов по социально-педагогическим проблемам, формы взаимодействия с методическими объединениями классных руководителей, учителей-предметников. Необходимо также перечислить программы и проекты по социально-педагогической работе, которые разрабатываются или осуществляются в данном образовательном учреждении.

При описании каждого направления деятельности в любом разделе плана следует соблюдать определенную логику: сбор информации и диагностика проблемной ситуации; прогнозирование результата при ее разрешении; система конкретных действий специалистов, контроль за результативностью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 548.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...