Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИЗ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Одной из функций управления социально-педагогическим процессом является анализ.

Педагогический анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

Аналитическая функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Проведение качественного анализа требует интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать факты и явления.

В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного, социально-педагогического процесса в учреждении и микросоциуме, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Результаты работы социального работника могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т.п.) и т.д.

Источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности выступает и документация, отчетность.

Объем, содержание и сроки представления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального работника жестко не регламентированы. Как правило, они разрабатываются в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью социально-педагогической инфраструктуры в регионе, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.

Аналитический отчет социального работника (в зависимости от места его работы) может включать следующие блоки информации:

> о выполненной работе по охране детства за истекший период;

> об организации профилактической работы с определенным контингентом воспитанников;

> о формах и содержании профессионального взаимодействия с различными службами (правоохранительными, социальной защиты населения, службами занятости населения и др.);

> об успеваемости и здоровье подопечных детей;

> об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание;

> об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;

> об оказании материальной помощи различным категориям семей (многодетным, безработных, малообеспеченных и др.);

> о продолжении обучения, трудоустройстве выпускников детского дома, школы-интерната.

Можно выделить два подхода к анализу эффективности социально-педагогической деятельности.

Первый — это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением. Например:

> затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами;

> затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;

> затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими.

На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничения возможностей ряда факторов (например, ограничения, связанные с возрастными возможностями воспитанников, личностными ресурсами социального работника, других специалистов, родителей воспитанников).

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Существуют различные классификации анализа в педагогической деятельности в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д.

В зависимости от содержания анализа (каково оно во временном и фактологическом отношении) выделяют следующие виды анализа: параметрический, тематический, аспектный, итоговый.

Параметрический анализ — изучение ежедневной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в учреждении, выявление причин, нарушающих его. (Например, посещение уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле.)

Тематический анализ — изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах социально-педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности детского и педагогического коллективов. (Например, содержание тематического анализа социального работникаа могут составлять такие комплексные проблемы, как система работы учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по формированию правовой культуры школьников; система работы педагогического коллектива по повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей.)

Аспектный анализ — изучение какого-либо одного аспекта деятельности социального работника, например, на изучение организации профилактической (правозащитной, реабилитационной, профориентационной и т.п.) работы.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные (взаимодействие социального работника с различными социальными институтами) и содержательные рамки. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций, последовательных и взаимосвязанных этапов нового управленческого цикла.

 

Литература

       1. Глущенко В.В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 1996.

       2. Капустина З.Я. Организация аттестации социальных педагогов общеобразовательных школ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1999, №2.

       3. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 2001.

       4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998.

       5. Технология социальной работы: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.

 

 

Приложения

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...