Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 12. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования.
Социальный педагог в школе — это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях. Школьный социальный педагог: > изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция), > организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция); > учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция), > обеспечивает реализацию системы правовой зашиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции). В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли. Социальный педагог — это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о детях. Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он — участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Как помощник в решении различных социальных, психолого-педагогических трудностей он стремится предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, содействуя родителям, учителям в установлении контактов с соответствующими специалистами. Находясь в статусе штатного работника общеобразовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем в социуме. В зависимости от конкретных условий микросоциума, в котором находится школа, администрация конкретизирует функции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по вопросам социальной защиты, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм их взаимодействия с социальными педагогами. В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит: > содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении; > организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; > оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций; > представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами; > проведение работы только в рамках своей компетентности; > качественное выполнение своих функций. Социальный педагог имеет следующие права: > представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти; > собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования; > делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога; > вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания. Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности его работы. Можно выделить следующие критерии эффективности: > оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога; > анализ социально-педагогических проблем детей за прошедший год и результатов их решения; > динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям; > динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства; > динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога; > изменение уровня профессионального роста социального педагога как специалиста. Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация, формы учета его деятельности, как правило, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов (например, городского или окружного методического объединения социальных педагогов), выбираются с учетом передового опыта, традиций. Обязательными являются следующие документы: социально педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы. Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы.Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты: > материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков; > центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования; > возможные очаги негативного влияния на них; > взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей); > состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень); > детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; виды отклонений поведения; число правонарушителей, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических средств; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, нарушениями нервно-психического здоровья; детей-инвалидов; несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой; учащихся, не посещающих школу, не занятых в сфере разумного досуга; проживающих в аморальных и асоциальных семьях). Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы: > изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды; > выявление детей группы риска; > осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения; > осуществление правового просвещения учащихся; > разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся; > взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка; > взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся; > профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних; > взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями; > участие в работе педагогических советов и методических объединений. Остановимся подробнее на некоторых направлениях и формах работы школьного социального педагога. Профилактика правонарушений среди учащихся. Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам. Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением. Это направление связано с такими формами деятельности, как: > учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.); > тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие — помощь в устранении этих причин; > индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом); > включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его; > привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка; > установление контакта с семьей ребенка, при необходимости защиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания; > посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок; > организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься; > совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля. Работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей: > установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами; > помощь в оформлении документов; > оказание материальной помощи; > взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству; > собеседование с ребенком, при необходимости — помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству; > посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок. Работа с малообеспеченными и многодетными семьями: > изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей; > изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи; > работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования; > взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.; > помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории. Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе: 1. Правовое воспитание родителей: > знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка; > взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних; > индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях; > деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа— семья, учитель— родитель, родитель — ребенок, учитель — ребенок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка). 2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля). 3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Работа с педагогическим коллективом школы. Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия — защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития. Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы. Рассмотрим основные этапы практической деятельности школьного социального педагога. Первый этап — подготовительный, введение в курс дела: знакомство с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудниками школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждениями и организациями. Второй этап — организационный: сбор и анализ профессионально значимой информации; определение социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой защиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа. Третий этап: совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |