Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования.




Социальный педагог в школе — это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

> изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция),

> организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция);

> учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция),

> обеспечивает реализацию системы правовой зашиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции).

В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли.

Социальный педагог — это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о детях.

Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он — участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Как помощник в решении различных социальных, психолого-педагогических трудностей он стремится предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, содействуя родителям, учителям в установлении контактов с соответствующими специалистами.

Находясь в статусе штатного работника общеобразовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем в социуме.

В зависимости от конкретных условий микросоциума, в котором находится школа, администрация конкретизирует функции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по вопросам социальной защиты, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм их взаимодействия с социальными педагогами.

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:

> содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

> организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

> оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;

> представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;

> проведение работы только в рамках своей компетентности;

> качественное выполнение своих функций.

Социальный педагог имеет следующие права:

> представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

> собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;

> делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;

> вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности его работы. Можно выделить следующие критерии эффективности:

> оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;

> анализ социально-педагогических проблем детей за прошедший год и результатов их решения;

> динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям;

> динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;

> динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога;

> изменение уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация, формы учета его деятельности, как правило, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов (например, городского или окружного методического объединения социальных педагогов), выбираются с учетом передового опыта, традиций.

Обязательными являются следующие документы: социально педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.

Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы.Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:

> материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;

> центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;

> возможные очаги негативного влияния на них;

> взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);

> состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

> детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; виды отклонений поведения; число правонарушителей, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических средств; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, нарушениями нервно-психического здоровья; детей-инвалидов; несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой; учащихся, не посещающих школу, не занятых в сфере разумного досуга; проживающих в аморальных и асоциальных семьях).

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие ос­новные направления работы:

> изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

> выявление детей группы риска;

> осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

> осуществление правового просвещения учащихся;

> разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

> взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

> взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

> профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

> взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

> участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях и формах работы школьного социального педагога.

Профилактика правонарушений среди учащихся.

Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.

Это направление связано с такими формами деятельности, как:

> учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

> тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие — помощь в устранении этих причин;

> индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом);

> включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

> привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

> установление контакта с семьей ребенка, при необходимости защиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

> посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

> организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

> совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей:

> установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;

> помощь в оформлении документов;

> оказание материальной помощи;

> взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;

> собеседование с ребенком, при необходимости — помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;

> посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.

Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:

> изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;

> изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;

> работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;

> взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;

> помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей:

> знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

> взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

> индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

> деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа— семья, учитель— родитель, родитель — ребенок, учитель — ребенок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка).

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

Работа с педагогическим коллективом школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия — защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Рассмотрим основные этапы практической деятельности школьного социального педагога.

Первый этап — подготовительный, введение в курс дела: знакомство с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудниками школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждени­ями и организациями.

Второй этап — организационный: сбор и анализ профессионально значимой информации; определение социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой защиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа.

Третий этап: совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...