Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ




По роду своей профессиональной деятельности социальные педагоги общеобразовательных школ, профессиональных училищ, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного образования выезжают со своими воспитанниками в летний оздоровительный лагерь или организуют работу городского лагеря.

Можно выделить следующие ценности жизни в лагере:

Ø опыт самостоятельности (познание способов жизни в группе сверстников вдали от дома);

Ø развлечение и отдых (приобретение навыков организации и проведения отдыха, это является ценным и полезным опытом);

Ø опыт демократии (детям предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе);

Ø детская самодеятельность (участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка; дети должны принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни);

Ø дружба с взрослыми (для большинства детей взаимоотношения с вожатыми — это новый вид отношений с взрослыми);

Ø индивидуальное взросление и развитие (лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои возможности, проявить инициативу, завоевать уважение);

Ø опыт здоровьесбережения (тренировка безопасного и здорового образа жизни, практическое воплощение навыков, а не просто разговоры о безопасном и здоровом образе жизни);

Ø формирование новых навыков и интересов, развитие прежних (участие в различных видах деятельности в лагере высоко оценивается впоследствии спустя годы);

Ø развитие навыков ответственности за свои поступки (самостоятельное принятие решений; уважение прав других; адаптация в коллективе; забота об охране природы).

Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. Он отвечает за все стороны жизни детей в лагере. Кроме организации досуга, должен следить за тем, чтобы подопечные были как следует и вовремя накормлены, нормально одеты, чисто умыты, здоровы — одним словом, решать массу проблем. Чтобы справиться с этой задачей, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря.

[13]Прибыв в лагерь, первым делом выясните места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Возьмите с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятий кружков, медпункт и т.д. К тому же это отличный способ и вам познакомиться с детьми, и им на­чать узнавать друг друга.

Знакомство будет главной целью в первый вечер. Если в отряде есть воспитанники из одного детского дома или интерната, знакомиться предстоит с уже сложившимся коллективом. Расскажите детям о себе и попытайтесь завоевать их симпатию. Постарайтесь разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда вы познакомитесь, предложите вместе подумать о плане занятий — и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравится дело, придуманное ими самими.

Важное мероприятие — организация дежурства по палате. Если не удается найти добровольцев, первых дежурных придется назначить. Это можно попробовать обыграть как знак вашего особого доверия. Но очень осторожно, чтобы не обидеть остальных. В первый день не стоит закручивать гайки: дежурных надо похвалить, потом можно повышать требования.

Постарайтесь как можно быстрее запомнить имена детей! Любить детей мало — им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило «быть рядом, но чуть-чуть впереди» — общение на равных, но с определенной дистанцией. Не должно быть панибратства. И вожатый, и ребенок должны четко различать границы между игрой и серьезным разговором, делом. Справедливо заметил А.С. Макаренко: дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою к ним любовь, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других.

Не заводите любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным.

Иногда в лагерь попадают дети, которым просто противопоказан коллективный вид отдыха — невротики, ощущающие разлуку с родителями даже на месяц как их потерю. Почти у 80% таких детей невротические симптомы резко возрастают. Нередко дискомфорт у таких ребят усиливается так называемым «лагерным» энурезом. Дети его обычно скрывают от взрослых. И вожатые узнают об этом, только когда на ребенка соседями по палате практически объявлена травля. В этом случае об адаптации и речи быть не может. Педагог должен как можно скорее отправить такого ребенка домой.

Чтобы избежать подобной ситуации, при отборе детей в отряд расспросите родителей о привычках, особенностях поведения ребенка, его способностях и недостатках. Если родители констатируют единичные случаи энуреза, будьте начеку и подготовьтесь к возможным проблемам.

Одна из наиболее распространенных ошибок в формировании детского коллектива в летнем лагере — ложные ставки, которые делает педагог на активных, гиперобщительных детей, легко приспосабливающихся к любым условиям. Подобный выбор лидеров нередко оборачивается полной анархией в отряде из-за психологических особенностей личности таких детей. А вот к ребятам, испытывающим сложности адаптации, склонным к временным депрессиям из-за непривычных условий, нужно присмотреться внимательно. Обратите внимание на таких часто плачущих аутсайдеров в вашем отряде. Если вы сможете им помочь, то буквально через пять-шесть дней, скорее всего, получите прекрасных лидеров, на которых сможете положиться, как на самого себя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...